Беспредел на дорогах кто виноват и что делать?

«Беспредел на дорогах: кто виноват и что делать»


 Почему, на дорогах России вообще, и в СПб в частности, такая плачевная ситуация? Кто в этом виноват? Дураки? Дороги? Или, может быть, другие факторы риска.  Вопрос достаточно сложный и неоднозначный. Дороги? Да, в какой-то степени. Дураки? Они тоже влияют на дорожную ситуацию. Но все таки основная проблема, как мне кажется, в другом. Точнее проблемы…
Их несколько, с моей, достаточно субъективной, точки зрения.
               
Прежде всего, это менталитет. Во вторых – психо-физиологические особенности человека. И, наконец – проблема автошкол и подготовки водителей.
Начнем с менталитета. Глобальная автомобилизация нашей страны началась совсем недавно. Всего 15 лет назад. То есть в середине 90-х годов. Причем,
законодателями моды в автомобильной сфере выступали, в основном, люди более или менее обеспеченные. Которые, собственно, могли позволить себе автомобиль. Появились культовые марки. Например, пресловутый «Бумер».
Автомобиль у нас, в отличии от Европы, стал не столько средством передвижения, сколько символом успеха. Не роскошью, конечно, как в советские времена, а именно символом. Появились престижные марки автомобилей, которые показывали статус владельца и были популярны среди
определенного контингента.

 Молодые водители, садящиеся за руль, подсознательно копировали агрессивную манеру вождения известных слоев населения. Обогнать, подрезать, порой совершенно игнорируя правила движения, стало почетно. Можно сказать, даже некоей доблестью. Поведение на дороге стало отражением ситуации в обществе. Красиво и умно обойти закон, украсть и не попасться, стало не только не стыдно, но и престижно.
Звучит, конечно, цинично, но, увы, так действительно было.
Естественно, далеко не все водители вели и ведут себя подобным образом, но согласитесь, достаточно большой процент используют «экстремальную» манеру вождения.
Агрессивный стиль вождения требует определенных навыков, которые у многих неопытных водителей, напрочь отсутствуют. В итоге мы имеем:
Человек за рулем хочет быть «крутым», но на деле оказывается «чайником»
с амбициями. Что порой ведет к печальным последствиям.
Подавляющее большинство ДТП происходит по причине переоценки собственных возможностей водителями, как правило, неопытными.
И лишь небольшой процент – фатальные ДТП.
Сложилось определенное мнение, что езда по правилам, и как следствие, стояние в пробках, неприемлемо для «правильных пацанов». Отсюда и безобразное поведение на дороге отдельных граждан на дорогих иномарках.
Ни одна, даже самая совершенная в техническом отношении машина, не может заменить опыт, навык и здравый смысл. К сожалению, многие этого не понимают или намеренно не хотят признать себя неопытными водителями.
Впрочем, к счастью, в последнее время ситуация несколько улучшилась.
Становится хорошим тоном пропустить, уступить дорогу и так далее.
Что не может не радовать. Хотя, для общеевропейского уровня культуры вождения, нам еще далеко.
 Увы, в крупных городах условия движения приближены к боевым. В небольших провинциальных городах значительно легче, но там тоже своих проблем хватает.

Проблема вторая. Психо – физиологические особенности.
Дело в том, что все мы разные. По образованию, воспитанию, социальному статусу и так далее. Но кое в чем все мы очень похожи. Все мы люди с одинаковой физиологией. Физиология – очень важный фактор в понимании проблем современного общества, вообще, и ситуации на дорогах, в частности.
За все наши двигательные реакции отвечают гормоны внутренней секреции:
адреналин и тестостерон. Последний, является мужским половым гормоном.
Именно от его уровня, зависит способность человека к принятию быстрых, точных, а главное правильных решений на уровне подсознания.
Двигательная активность, глазомер, скорость реакций на внешние раздражители – за все это отвечает этот самый гормон. Атавизм, знаете ли, со времен мамонтов. Он присутствует не только у мужчин, но и у женщин.
Правда, в значительно меньшей концентрации.
Кстати, среди женщин, лучшие водители именно те, у кого уровень тестостерона несколько выше.
Нельзя, конечно, напрямую связывать половую конституцию и способность к вождению автомобиля. Но некоторые закономерности, все-таки прослеживаются.
Естественно, нельзя все сводить к физиологии и гормональному фону. Есть еще масса всевозможных факторов, влияющих на способность или неспособность водить автомобиль.
Любопытный факт: Американские ученые доказали следующее: Примерно 30% населения Земли неспособно водить автомобиль, в принципе. То есть, каждый третий на дороге – лишний. А способность или неспособность к вождению – передается по наследству.
Все это, конечно, на уровне гипотез и теорий, но, тем не менее, это очень похоже на правду.
Из моих личных наблюдений: действительно, брутальные мужчины, у которых уровень тестостерона априори выше, как правило, лучше водят автомобиль. Женщины с сильной половой конституцией, уровень тестостерона которых, также, несколько повышен, опережают своих соплеменниц по качеству вождения автомобиля.
Меня, конечно, могут обвинить в сексизме и половой дискриминации, но от объективной реальности никуда не денешься. Мужчины, действительно, в целом, более уверенно водят автомобиль, показывая четкие реакции на внезапно изменяющуюся дорожную обстановку, и способны быстро отреагировать в случае возникновения аварийной ситуации. В тоже время, мужчины чаще попадают в тяжелые ДТП. Именно по причине более уверенного поведения за рулем. Или, самоуверенного…
Слабый пол, в силу своих психо – физиологических особенностей, ездит намного осторожнее, но в критических ситуациях чаще теряется, и совершает ошибки.
Естественно, что все это достаточно индивидуально, и существует еще много факторов, влияющих на поведение конкретного человека за рулем. Нужно просто трезво и взвешенно оценивать свои способности и возможности, а так же, технические характеристики и возможности Вашего автомобиля.

Проблема третья – Автошколы и подготовка водителей.
Современные автошколы – это отдельная история. К сожалению, уровень подготовки водителей сейчас, в целом, очень низкий. Случаются, конечно, приятные исключения, но, увы, именно исключения. Которые, как известно, лишь подтверждают правила.
Начинается все на предварительном этапе. Всем известно, как сегодня легко и просто получить медицинскую справку для водителей. Любой человек, даже имея в анамнезе серьезное заболевание, допускается к процессу обучения вождению автомобиля.
Или, например, проблема бинокулярного зрения. Определенная часть населения страдает нарушением зрения, которое не позволяет адекватно оценить расстояние до объекта. Проще говоря, у человека отсутствует стереовидение. Попробуйте просто закрыть один глаз и посмотреть вокруг.
В принципе, Вы видите все тоже самое, но, по - другому! Убедились?
Водителю с нарушением бинокулярного зрения крайне сложно правильно оценивать расстояние до неподвижных, а тем более, до движущихся объектов. Не говоря уже, о такой простой вещи, как габариты своего автомобиля. В процессе обучения к габаритам привыкают не сразу и люди с нормальным зрением. А в данном случае, нарушение еще более  усугубляет
проблему. В итоге мы имеем водителя, который никогда не сможет управлять автомобилем качественно и профессионально. Он, разумеется, ездит. Но как? С одной стороны, запретить вождение людям с проблемными заболеваниями – это ущемление их прав. С другой – это коллективная безопасность.

Далее – собственно автошколы. Это вообще отдельный разговор для программы, посвященной только этой теме. Но в рамках нашей беседы, ограничимся общей характеристикой.
Подготовка в современных автошколах, оставляет желать лучшего.
Теоретические занятия ограничены, в основном, изучением правил дорожного движения. Объем информации по материально – технической базе крайне мал. Устройству автомобиля, также уделяется совсем немного времени. Практические занятия, в рамках программы, минимальны. А вот дополнительное время (за дополнительные деньги) – пожалуйста.
Навыки выпускников автошкол явно недостаточны для езды по такому мегаполису, как - Санкт – Петербург. Возможно, я утрирую, но практика показывает, что методические программы большинства автошкол, мягко говоря, несостоятельны.
За 2,5 – 3 месяца невозможно получить знания и навыки, позволяющие стать полноценным участником дорожного движения.
Приведу пример из личного опыта. Мой сын два года назад закончил автошколу, успешно сдал экзамен и получил вожделенное водительское удостоверение. Чуть позже выяснилось, что уровень обучения в автошколе, мягко говоря, недостаточный для нормальной езды по городу. Пришлось индивидуально заниматься с сыном, дополнительно. В итоге, он стал неплохим водителем. Я говорю это не потому, что он мой сын, а потому что он действительно научился. Но не у всех есть возможность заниматься дополнительно, тем более с персональным инструктором, который способен доучить, дать правильные знания и навыки, так необходимые каждому водителю на дороге.
С моей точки зрения, необходимо срочно менять систему обучения в автошколах. Менять кардинально. И этим должны заняться специалисты!
Причем, на уровне изменения законодательства!!!

Теперь затронем еще один щекотливый вопрос. Нормы содержания алкоголя в крови водителя. Сейчас допустимы лишь только качественные показатели.
 С одной стороны, я твердо убежден: пьяный водитель – преступник. Это аксиома. Но! Все-таки по поводу принятия знаменитого закона, есть нюансы! Есть некие проблемы, характерные только для российского общества. У нас нельзя руководствоваться только качественными параметрами в определении уровня алкоголя в крови. То есть, либо есть, либо нет. Это не совсем правильно с медицинской точки зрения. Тем более что существует такое понятие, как эндогенный алкоголь. Тот, который синтезируется непосредственно в организме. В ничтожных, правда, концентрациях. Но ведь и закон - «сухой».
Обязательно должны быть количественные показатели. Причем, утвержденные законодательно. Без всяких двойных трактовок! Иначе начнется, точнее, продолжится милицейский произвол, который происходил до введения максимально допустимой концентрации алкоголя в крови.
Приведу пример: Несколько лет назад имели место реальные случаи произвола со стороны сотрудников ДПС.
Представьте: Суббота или воскресенье. Сотрудники ДПС останавливают автомобиль. Предлагают водителю пройти тест на алкоголь. Причем, как правило, каким - то невнятным прибором.
Учитывая то, что большинство наших соотечественников в пятницу или субботу, употребляют какой либо - алкоголь, будь то пиво, вино или водка, то понятно, что на следующий день, могут чувствовать себя неуверенно. Даже, будучи совершенно трезвыми. Сценарий прост. Сотрудники ДПС, после использования прибора начинают морально давить на незадачливого водителя, утверждая, что прибор показал наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе. И предлагают проехать на экспертизу. Человек, который вчера употреблял алкоголь, естественно теряется. А вдруг, действительно, алкоголь в выдыхаемом воздухе реально присутствует. Что тогда? Лишение прав?
Водитель не готов к этому, поэтому чаще всего соглашается на предложение
Сотрудников ДПС. Но не на экспертизу, разумеется, а на некоторую компенсацию. Как правило,  относительно небольшую.
Имеет место банальное вымогательство.
Это было несколько лет назад. Сейчас правила ужесточились. К счастью, и в отношении инспекторов ДПС. Сегодня они имеют право проводить освидетельствование, только определенными приборами,  которые имеют встроенный принтер, распечатывающий результаты проверки. Водитель вправе не согласиться с ними и проехать на медицинскую экспертизу.
Но будет ли она полностью независимой и объективной? Это спорный вопрос. Я никого, разумеется, не обвиняю, но, к сожалению, реальность такова, что возникает масса вопросов по этому поводу.
Рекомендую возить с собой диктофон. Причем, использовать его целесообразно, при любом контакте с сотрудником ДПС. Фиксируйте все, что говорит оппонент. Тогда у Вас будут серьезные аргументы в случае судебного разбирательства.
В нашей стране нельзя руководствоваться только качественными показателями алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе. Иначе, поборы на дорогах неизбежны. Количественные показатели необходимы.
Если 0,3 промилле много, не вопрос. Можно определить 0,2 или 0,1.
В противном случае, неизбежны злоупотребления со стороны надзирающих органов. В данном случае - ГИБДД…
И в заключение беседы хочу обозначить еще одну проблему. Когда два года назад приняли закон о предельно допустимом количестве алкоголя в крови у водителей, не учли очень важного обстоятельства. Хотели как лучше, а получилось… После введения такого закона, да еще в России, необходимо вести серьезную разъяснительную работу! Надо было популярно объяснить гражданам, что этот закон не является индульгенцией на употребление алкоголя за рулем! Разумеется, наше население восприняло разрешающий закон на «на ура», и стало во всю выпивать за рулем. Если за обедом выпить 100 граммов водки, например, а через полчаса сесть за руль, то проблемы обязательно возникнут. Потому что надо понимать механизмы усвоения и выведения алкоголя в организме. А кто, простите, это знает? Только специалисты. Ведь одна бутылка пива, например, равна по количеству чистого алкоголя 50 граммам водки, и выводится из организма примерно за 2 часа. Поэтому, если сделать контрольный тест на алкоголь через 30 минут после употребления, мы получим максимальную концентрацию. Причем, все это достаточно индивидуально, и зависит от состояния здоровья конкретного человека.
В итоге мы не получили ничего хорошего. К сожалению, в нашем обществе легче всего запретить. Запретить и строго наказывать. Потому что разъяснять и пропагандировать слишком хлопотно!
Вот так. Хотели, как лучше… а получилось…. Как всегда!


Рецензии