Храм Василия Блаженного

Московский Покровский  собор, что на рву (храм Василия Блаженного)

 Заказчиком храма, строившегося в 1555-1560 гг. в ознаменование победы над Казанью, был сам царь Иван Грозный. Разработка проекта и наблюдение за работами было поручено малоизвестным псковским мастерам Постнику (Яковлеву?) и Барме, о которых не сохранилось фактически никаких сведений (многие исследователи вообще считают Барму и Постника одним лицом).  Эти архитекторы сумели создать на Красной площади подлинный шедевр, который стал для многих европейцев воплощением самого духа древнерусского искусства.  Между тем, на самом деле композиция собора  удивительна и необычна для Руси. Центральный храм – шатровый. Он является осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башенной форме, с большими, причудливо украшенными   фигурными луковичными головами. Внутрь собора можно попасть  через два замечательных своей красотой и росписью наружных крыльца. На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. На самом деле здесь повторяются всего два мотива - восьмигранника  и полукружия. Однако, в сочетании с обильной декоративностью они создают  чрезвычайно динамичный, меняющийся с разных точек зрения, живой образ храма. Подобно тому как кремлевские соборы все вместе составляли свободную  группу, увенчанную главой Ивана Великого, так в Василии Блаженном над группой его восьми пределов поднимается стройный средний шатер. Существенное значение имеет то, что все восемь приделов не одинаковы по высоте и по объему. Этим вносится большое разнообразие во взаимоотношение между частями здания. Еще более, чем свободной композицией собор поражает богатством и пышностью своей отделки. Здесь можно видеть навесные бойницы крепостных стен, и кокошники русских церквей, и фронтончики, и городки, и бровки. Каждый из этих  мотивов повторяется по-разному видоизмененный в различных сочетаниях. В храме сплелись нити многих художественных направлений. Но торжествует в нем то понимание красоты, как затейливого живого узорочья и причудливого богатства, которое было исконно свойственно русскому народному творчеству.

Комплекс Московского Кремля и собор Василия Блаженного http://proza.ru/2012/01/23/334


Рецензии