Они еще не знают...

...Они послушно глядят в объектив: кто - строго, кто - спокойно, а кто-то озорно улыбаясь… И только один пацан, крепко прижимая к себе кошку, враждебно нахмурился – видимо, в оголодавшем Ленинграде его единственную память о счастливом прошлом уже не раз пытались у него отобрать…

Они глядят – везунчики, уцелевшие во время бомбежки под руинами своих домов. Совсем маленькие и чуть постарше. Те, кто уже помечен горькой печатью горя на лицах, и те, кто еще не осознал до конца, что происходит. Они еще не понимают, что эта фотография с пометкой «1942 г. июня 15 дня, детский дом № 22 Московского района г.Ленинграда» должна по замыслу взрослых помочь разыскать их. Потом. Когда мы победим и Ленинград снова заживет мирной жизнью. Когда вернутся с фронта их отцы – ведь других родственников у них уже не осталось…

Они еще не знают, что эта фотография никогда не пригодится. Что через несколько дней они, стоящие на палубе катера с огромным красным крестом-оберегом, видным с высоты бреющего полета фашистских бомбардировщиков, станут мишенью для немецких асов. Сначала их начнут расстреливать, залетая сразу с трех сторон. А когда эта забава наскучит, один из самолетов сбросит на палубу истекающего кровью катера две бомбы…

...А пока они послушно глядят в объектив…


Рецензии
Да, надо было доставить продукты и сохранить детей в городе

Зус Вайман   30.12.2020 19:38     Заявить о нарушении
Я встречалась с подобным мнением. Но если судить по моему Роду, то из 13 человек наших детей, которые к началу блокады оставались в Ленинграде, выжили только ТРОЕ: моя мама (эвакуирована по Ладоге, войну пережила в детском доме в Сызрани), двое ее двоюродных братьев - были эвакуированы в Узбекистан.

Остальные 10 (ДЕСЯТЬ) деток погибли. Причём НИ ОДИН не погиб от голода - все в разное время погибли под бомбежками.

Мне сложно судить, надо было оставлять детей в городе или нет. Мне, вообще, сложно судить о тех событиях: я не была на той войне, я не выживала в блокадном Ленинграде. А опираться на публикации, то есть на чужое мнение и чужое видение ситуации - бессмысленно.

Каждый видит то, что видит. Даже на месте одного и того же ДТП свидетельские показания разных очевидцев бывают диаметрально противоположными. А что уж тогда говорить о событиях той войны?

Еще один наглядный пример. За 30 последних лет я перечитала массу публикаций про погромы на Кавказе. Публикаций известных журналистов и очевидцев, политологов и даже бывших военных.

Но мои ЛИЧНЫЕ воспоминания о тех событиях - зачастую совсем ДРУГИЕ. И, соответственно, мое мнение про то, как можно было бы снизить накал страстей и даже предотвратить погромы - порой сильно отличается от мнения комментаторов-теоретиков, которые ТАМ в ТО время не были и которые свои умозаключения строят «с потолка» (то есть на разрозненных статьях и заметках сомнительных «свидетелей» или таких же теоретиков).

И ещё один момент. Я сознательно избегаю писать о тех страшных днях. Именно потому, что кто-то почитает мои воспоминаниях потом пропустит через себя, что-то там додумает и начнёт делать выводы. Ведь как когда-то очень давно написал знаменитый Шота Руставели:

«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...»

Ольга Анцупова   30.12.2020 20:18   Заявить о нарушении
Да, пожалуй, между Сциллой и Харибдой.
Моя оценка ситуации неправомочна.

Были и советы сдать город.

Я поражён, что не сдали

Зус Вайман   30.12.2020 22:29   Заявить о нарушении
В истории каждой войны звучит «стоять насмерть». Высока цена за достоинство и честь. Здесь, на Прозе, есть писательница из Израиля, у которой в войне погибли (призванные на службу) и сын, и дочь.

Ольга Анцупова   30.12.2020 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 114 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.