Здесь ломаться нечему...

Газета  "Художественная  литература", рубрика  "Своими  руками", 2011 г.

 Идея  сделать  мотоблок  приходит  в  голову  многим  начинающим  самодельщикам,  имеющим  подворье  с  земельным  участком  или  дачу.  Действительно,  мотоблок  намного  проще  мини-трактора  в  изготовлении,  да  и  стольких  материалов  не  требует,  а  в  работе  может,  кажется,  многое  -  и  землю  обрабатывать,  и  грузы  возить,  и  картофель  возделывать,  и  стационарные  станки  в  действие  приводить,  и  снег  убирать. 
Да,  это  все  так  -  может.  Но  не  каждый.  А  сделать  универсальный  мотоблок,  который  «на  все  руки  мастер»  - достаточно  сложно.  Тут  надо  учесть  все  -  и  вес,  и  диаметр  и  ширину  колес,  центр  тяжести,  колею,  развесовку  передней  и  задних  частей  относительно  оси.  Если  нужно  приводить  стационарное  и  навесное  оборудование  -  бетономешалку,  косилку,  снегоуборочник,  циркулярный  станок  -  нужен  вал отбора  мощности  (ВОМ)  с  различным  режимом  оборотов,  так  как  на  разных  машинах  рабочие обороты  различны.  Все  это  надо  делать  компактно,  без  наружных  вращающихся  передач  и  приводов  -  для  безопасности.  В  общем,  универсальный  мотоблок,  одновременно  хорошо  исполняющий  все  мыслимые  и  немыслимые  задачи  -  вещь  достаточно  редкая,  хотя,  судя  по  публикациям   в  журнале  «Моделист-конструктор»,  все же  возможная.  Но  не  для  начинающего  самодельщика -  не  имея  никакого  опыта  и  достаточной  базы  сделать  хороший  мотоблок  вряд  ли  возможно.
Именно  таким  я  и  был,  когда  брался  за  изготовления  своего  первого  мотоблока  в  начале  восьмидесятых  годов  прошлого  века  -  ни  инструмента  хорошего,  ни  запчастей,  ни  опыта  -  одно  только  желание  сделать  такую  технику,  которая  взяла  бы  на  себя  заботу  по  механизации  многих  работ  на  дворе  и  в  огороде.  Всего  я  сделал  три  мотоблока,  и  ни  один  из  них  в  полной  мере  так  и не  удовлетворил  моих  к  ним  претензий.  Да,  тележку  с  грузом  они  возили,  и  достаточно  хорошо  груженую,  но  вот  землю  обрабатывать  ни  при  помощи  плуга, ни  при  помощи  фрез  так  и  не  получилось. 
Устройство  мотоблока  достаточно  просто  -  передача  крутящего  момента  от  двигателя  через  промежуточный  механизм  (вал,  коробка  передач,  какой либо  редуктор)  передается  на  ведущие  колеса.  Если  колея  небольшая  -  до  50  см.  -  они  могут  быть  сблокированы,  если  больше  -  нужен  дифференциал,  иначе  повороты  будут  затруднены.  Вообще  мотоблок  лучше  стараться  сделать  не  универсальным,  а  рассчитать  под  какую  либо  конкретную  работу.  Тогда  скомпоновать  его  узлы  можно  будет  так,  чтобы  отдача  от  механизма  была  полной.  Ведь  для  одной  работы  важен  сцепной  вес,  для  другой  -  малые  габариты,  для  третьей  -   рабочие  обороты  и  количество  передач,  для  четвертой  нужна  блокировка  колес  (фрезерование  почвы),  а  для  транспортных  работ  -  наоборот,  нужен  дифференциал. 
Поэтому  главным  при  выборе  узлов  и  компоновочной  схемы  будущего  мотоблока  должно  быть  именно  это  -  для  каких  работ  в  первую  очередь  он  и  будет  предназначен?  Ставить  двигатель  от  бензопилы  на  мотоблок.  который  должен  будет  возить  по  полтонны  груза  не  совсем  разумно.  А  двигатель  от  тяжелого  мотоцикла  не  подойдет  для  мотоблока,  который  будет  механизировать  работы  по  уходу  за  картофелем.  В  остальном  при  конструировании  мотоблока  самостоятельно  нужно  руководствоваться  теми  же  принципами,  что  и  при  конструировании  любой  другой  самодельной  техники  -  ничего  лишнего  не  ставить,  только  те  узлы,  что  нужны  для  работы.  «Зачем  нужно  просто,  когда  можно  сложно?»  -  этот  принцип  здесь  ни  к  чему.  Конечно,  из  «спортивного  интереса»  можно  нашпиговать  самодельный  мотоблок  и  тем,  и  другим,  и  третьим,  но  если  вам  нужна  не  академическая  модель,  а  агрегат  для  практической  работы  -  не  стоит  увлекаться  излишествами.  Чем  проще  машина -  при  одинаковой  работоспособности  с  другой  такой  же  моделью  -  тем  талантливей  её  создатель.  Чем  меньше  в  ней  деталей  и  узлов  -  тем  меньше  потребуется  времени  и  на  изготовление,  и  на  техобслуживание,  и  на  ремонт.  «Здесь  нечему  ломаться…»  - лучшая  похвала  конструктору.  В  том  числе  -  и  самодеятельному…    


Рецензии
"«Здесь нечему ломаться…» - лучшая похвала конструктору."

"Здесь нечего ломаться!" - обращение к даме.

Семён Юрьевич Ешурин   25.01.2012 21:55     Заявить о нарушении
Ну-у... как реагируют в "Вконтакте" в таких случаях - (:

Геннадий Легостаев   25.01.2012 22:19   Заявить о нарушении