Здесь ломаться нечему...
Идея сделать мотоблок приходит в голову многим начинающим самодельщикам, имеющим подворье с земельным участком или дачу. Действительно, мотоблок намного проще мини-трактора в изготовлении, да и стольких материалов не требует, а в работе может, кажется, многое - и землю обрабатывать, и грузы возить, и картофель возделывать, и стационарные станки в действие приводить, и снег убирать.
Да, это все так - может. Но не каждый. А сделать универсальный мотоблок, который «на все руки мастер» - достаточно сложно. Тут надо учесть все - и вес, и диаметр и ширину колес, центр тяжести, колею, развесовку передней и задних частей относительно оси. Если нужно приводить стационарное и навесное оборудование - бетономешалку, косилку, снегоуборочник, циркулярный станок - нужен вал отбора мощности (ВОМ) с различным режимом оборотов, так как на разных машинах рабочие обороты различны. Все это надо делать компактно, без наружных вращающихся передач и приводов - для безопасности. В общем, универсальный мотоблок, одновременно хорошо исполняющий все мыслимые и немыслимые задачи - вещь достаточно редкая, хотя, судя по публикациям в журнале «Моделист-конструктор», все же возможная. Но не для начинающего самодельщика - не имея никакого опыта и достаточной базы сделать хороший мотоблок вряд ли возможно.
Именно таким я и был, когда брался за изготовления своего первого мотоблока в начале восьмидесятых годов прошлого века - ни инструмента хорошего, ни запчастей, ни опыта - одно только желание сделать такую технику, которая взяла бы на себя заботу по механизации многих работ на дворе и в огороде. Всего я сделал три мотоблока, и ни один из них в полной мере так и не удовлетворил моих к ним претензий. Да, тележку с грузом они возили, и достаточно хорошо груженую, но вот землю обрабатывать ни при помощи плуга, ни при помощи фрез так и не получилось.
Устройство мотоблока достаточно просто - передача крутящего момента от двигателя через промежуточный механизм (вал, коробка передач, какой либо редуктор) передается на ведущие колеса. Если колея небольшая - до 50 см. - они могут быть сблокированы, если больше - нужен дифференциал, иначе повороты будут затруднены. Вообще мотоблок лучше стараться сделать не универсальным, а рассчитать под какую либо конкретную работу. Тогда скомпоновать его узлы можно будет так, чтобы отдача от механизма была полной. Ведь для одной работы важен сцепной вес, для другой - малые габариты, для третьей - рабочие обороты и количество передач, для четвертой нужна блокировка колес (фрезерование почвы), а для транспортных работ - наоборот, нужен дифференциал.
Поэтому главным при выборе узлов и компоновочной схемы будущего мотоблока должно быть именно это - для каких работ в первую очередь он и будет предназначен? Ставить двигатель от бензопилы на мотоблок. который должен будет возить по полтонны груза не совсем разумно. А двигатель от тяжелого мотоцикла не подойдет для мотоблока, который будет механизировать работы по уходу за картофелем. В остальном при конструировании мотоблока самостоятельно нужно руководствоваться теми же принципами, что и при конструировании любой другой самодельной техники - ничего лишнего не ставить, только те узлы, что нужны для работы. «Зачем нужно просто, когда можно сложно?» - этот принцип здесь ни к чему. Конечно, из «спортивного интереса» можно нашпиговать самодельный мотоблок и тем, и другим, и третьим, но если вам нужна не академическая модель, а агрегат для практической работы - не стоит увлекаться излишествами. Чем проще машина - при одинаковой работоспособности с другой такой же моделью - тем талантливей её создатель. Чем меньше в ней деталей и узлов - тем меньше потребуется времени и на изготовление, и на техобслуживание, и на ремонт. «Здесь нечему ломаться…» - лучшая похвала конструктору. В том числе - и самодеятельному…
Свидетельство о публикации №212012300605
"Здесь нечего ломаться!" - обращение к даме.
Семён Юрьевич Ешурин 25.01.2012 21:55 Заявить о нарушении
Геннадий Легостаев 25.01.2012 22:19 Заявить о нарушении