Символичность короткого рассказа
Но попадаются и такие литературные работы, пусть и небольшие по объёму, профессионализм авторов которых сразу же бросается в глаза. Начинаешь читать и с первых же строк понимаешь, что прочтёшь до конца. Но и закончив чтение, ещё какое-то время не можешь оторвать глаз от напечатанного текста. Начинаешь копаться в себе – что же так заворожило в обыкновенном на первый взгляд рассказе? Сюжет, вроде бы, как сюжет – бывают и получше, но что же, что же так и тянет перечитать его ещё раз? Уже медленней, с остановками прочитываю рассказ «Сабля» (пришло время раскрыть его название[автор Александр Шатеев]), даю распечатанный текст прочитать коллегам на работе, родственникам, друзьям. Не ошибся – рассказ находят весьма и весьма привлекательным.
Решил чуть-чуть, насколько позволяют это сделать мои литературоведческие способности, разобрать текст рассказа «Сабля». Может быть вы, уважаемые читатели, и сами, ознакомившись с моими наблюдениями, найдёте что-то своё в той истории, которую нам рассказал вышеупомянутый автор.
Повествование начинается с описания старой части города, подлежащей к скорому сносу. Город растёт, строятся новые микрорайоны с развитой инфраструктурой, а центр, как был, так и остаётся старым, невзрачным, последним свидетелем ушедших эпох. И с первой же строки – про улочку: «С наступлением сумерек…умирала первой». Автор сбалансировал рассказ, начав его с упоминания о смерти улочки и закончив гибелью главной героини, словно очертив круг, в финале истории вернулся обратно к началу разворачивания сюжета.
Далее А. Шатеев упоминает безликого «случайного прохожего», не отождествляя ни с кем его конкретно, лишь для того, чтобы полнее дать представление читателю о «забытости», о «заброшенности» этого старого района, параллельно которому бежит и переливается огнями современный проспект. Не случайно по задумке автора Элла Георгиевна, старая учительница, окажется в стареньком, по какому-то недоразумению не отправленным на металлолом, громыхающем по уснувшем уже улицам, трамвайчике. Повторюсь, что ничего случайного в этом рассказе нет. Прочитайте его внимательно и увидите сами. И школа, где она проработала почти всю жизнь, тоже отживает последние дни. Тяжело ложится на сердце на фоне светлых воспоминаний о прошлом происходящее вокруг Эллы Георгиевны.
А старый железнодорожник, с которым не желает разговаривать героиня? А разрытая траншея, преграждающая ей путь домой? Разве это не символично? Страх прохождения по мостику над чернеющими внизу «марсианскими пейзажами», дымящийся окурок в прилаженной под пепельницу жестяной банке, рой мошек вокруг ничем незащищённой колбы электрической лампы в подъезде… Символы, символы, символы… Язык А. Шатеева символичен, блистает выпуклостью деталей, художественно точен.
Как мне показалось, действие несколько ирреально и протекает в призрачном мире. Только два персонажа, по моему восприятию, реальны: сосед Эллы Георгиевны и участковый милиционер. Желание вернуть украденную саблю, этот символ прожитой счастливой жизни, доводит её до трагического финала. И недаром в конце появляется тот же самый старенький трамвайчик, и он везёт Эллу Георгиевну к гибели.
Прочитайте этот рассказ. Поделитесь со мной своими наблюдениями. Верю, что каждый найдёт в этом произведении что-то своё.
Свидетельство о публикации №212012300804
А история задумки этого рассказа такова: в середине 70-ых годов услышал историю (по-моему, по телевизору) как некто погиб от своего же именного оружия. Вот и запало это происшествие в душу, вылилось впоследствии в рассказ.
Александр Шатеев 23.01.2012 13:27 Заявить о нарушении