Рассказ четвёртый. Выпускной вечер

               
             Так до окончания восьмого класса ничего примечательного не произошло вроде бы, кроме мелких шалостей, например  таких:
        В пятый класс пришлось ходить  5 километров до школы. В это время у нас в селе уже строили десятилетку,но сдали в эксплуатацию только к Новому году.
       По пути домой из школы приходилось пересекать довольно обширный смешанный лес, но преимущественно берёз было больше. И такая осенью стояла там красота, что мы возвращаясь после уроков домой, расслаблялись , немного баловались, играли в догонялки и чтобы долго не задерживаться, играли мало, а большую часть посвящали… урокам! Точнее, выполнению домашнего задания. Мы рассаживались -  кто на  на поваленных деревьях, кто на пеньках и всей гурьбой решали задачки и другие задания. А неподалёку от нас пятиклашек, и старшеклассники также решали свои задачи и т.п.Домой возвращались весело и с чувством превосходства, что вот мы какие умные! Я вот только не помню, мы  идею у старших подхватили, или они у нас, но вскоре это как-то стало известно учителям (видимо ябеда завелась!) и нас всех «продёрнули» в школьной стенгазете –нарисовали, как мы сидим на пеньках…Да ещё к директору вызывали…Хотя я в этом до сих пор не вижу ничего страшного. Просто мы были дружные и шаловливые. Родители нас пожурили, запретили, да и пока суть да дело, сентябрь золотой и тёплый закончился, и стало холодно в лесу уроки делать.
     В новой школе в первую очередь мы отпраздновали на утренниках встречу Нового года и Дедом Морозом в тот год была наша мама. Жаль затерялась фотография. Мама у нас вообще уникум! И работала, и успевала дома по хозяйству, и большой огород  у нас был, всё росло для семьи. Кроме того ещё получали соток 40-50 на полях под посадку картофеля. И всё это мы вместе и садили и пололи, окучивали  и убирали…Несмотря на все работы, мама ещё успевала за грибами бегать. Да так,что за ней пытались следить соседки, как же это она и где всегда полные вёдра грибов набирает. Выследят её,а она заберётся в  почти непролазный кустарник ( соседушки рядышком бродят) и вылезет оттуда уже с грибами! Односельчанки удивлялись:
-Где ты находишь грибы? Мы же за тобой след в след ходим? А мама отвечает:
-Я каждый кустик переворошу, а вы рядышком ходите, ждёте, что я на грибное место выведу, а грибы они везде, их просто ИСКАТЬ надо!
   Нас тоже она утром рано поднимала и мы вначале нехотя тащились в лес, а потом разохотившись, уже наслаждались лесом и тихой охотой. Правда, чудили иной раз. Валера как-то взял в ведро набрал листьев, а сверху грибы уложил, решил маму удивить! Удивил, но быстро был разоблачён. А я как-то увидела такой гриб, что испугалась и боялась к нему приблизиться, такой он был огромный - со сковороду!
     Недалеко от нашего села был совхозный сад, там и яблоньки райские были, но в основном малина и смородина. Мы с мамой ходили помогать в уборке, за это разрешалось выкупить по дешевой цене ведро малины и ведро смородины. И вот сдав вначале несколько ящиков ягод, мы тихонько с украденными ягодами, пригнувшись скрывались в лесу и мчались потом во весь дух, чтобы нас не заметил объездчик. Папа про это не знал, иначе попало бы на орехи маме, а мы молчали. При доме-то у нас тоже был и малинник свой и смородина и клубника росла, поэтому количество варения подозрение не вызывало.
     Вот таким образом на зиму у нас всегда были и бочонок солёных груздей и бочонок солёных разных грибов, а также отдельно солили рыжики и белянки.И варенья разного, всяких овощей полный погреб и прочих заготовок было очень много.
   Так вот я о маме. Она ещё и вязала нам по вечерам что-нибудь, или вышивала всякие наволочки, портьеры-всё, что модно в то время было, то и она старалась сделать своими руками, а мы в это время по очереди читали какую-нибудь книгу вслух. В основном, читала я, так как умела громко и с выражением читать, а братья что-нибудь мастерили –выпиливали, выжигали и многое другое. У нас были полочки, игольницы, бра и настольная лампа,  даже люстра в зале на восемь плафонов висела, выпиленная из фанеры.  Всей семьёй, даже бабушка готовые детали зачищали наждачной бумагой, лакировали, подклеивали  голубой тканью. На это готовое чудо приходили жители  со всей деревни смотреть. И висела она у родителей долгие годы, пока они не уехали оттуда в Феодосию.
   А мама ещё успевала ходить на репетиции хора сельского, ездили по сёлам, веселили народ, а также выступали на праздник «Красной борозды». Это когда заканчивалась посевная и руководство совхоза вывозили на машинах работников с семьями  в лес и на полянах устраивались игры, конкурсы; на открытой машине, как на сцене выступали самодеятельные артисты. Затем располагались на разостланных скатертях   на полянах компании и кушали и веселились. Было то время хорошее и доброе, и даже неслышно было каких-то драк или чего- нибудь  подобного.
    Вот так как-то спокойно и размеренно текла наша жизнь.
    С папой я часто разговаривала о политике, о географии и истории. Несмотря на то, что он закончить смог только четыре класса, был начитан и казался очень образованным. Был всегда спокойным и вежливым. Это я сейчас знаю, что он происходил из благородного рода и видимо по крови всё-таки передаются черты характера и благородство.В нашей семье никогда не звучал мат. И хотя отец работал шофёром, никогда не матерился и был спокоен. Даже иной раз, когда он занимался ремонтом под машиной,его коллеги по гаражу умудрялись стащить какой-нибудь инструмент. Всё потом ждали, что папа не выдержит и выругается матом. А он поищет, поищет, вылезет из-под машины, отберёт инструмент и обратно под машину продолжать ремонт.  Ребята хохочут над ним и просят:
  - Николай, ну загни ты крепко!А он им:
  - Дураки вы.И всё.
    Он, мне в наших разговорах с ним говорил, что я умею правильно говорить и хорошо разбираюсь в политике и отношение к людям у меня правильное. Поэтому я должна учиться на юриста. А в школе классная руководительница Валентина Михайловна, которая преподавала у нас литературу и русский язык, прочила  мне будущее учительницы, так как я хорошо училась, любила эти предметы и историю и помогала отстающим подтягиваться по этим предметам. Но со временем я стала чувствовать, что не смогу стать учительницей…  Когда я видела, как некоторые ученики плохо отвечают и не понимают даже элементарных вещей, я сердилась. И тогда я поняла, что если стану учительницей, то мне светит тюрьма, потому что я поубиваю этих тупиц!
      На родительские собрания в школу ходила только мама, папа стеснялся, да и уставал видимо очень. А собрания проводили всегда всех классов в один день. И вот мама посидит в классе у старшего брата, в моём классе, у младшего брата и затем на общем собрании школы.
     Как-то вот вечером ждём мы её с собрания родительского и почему-то всегда немного переживали, учились-то хорошо,но можно было, как говорили учителя и лучше! Пришла мама и мы из своей комнаты, не высовывая носы, но навострив уши, прислушиваемся к разговору родителей.
   - Николай, я не знаю что и делать! Мне так стыдно в школу ходить на эти собрания!-  сказала  мама…
       Мы в ужасе припухли и каждый из нас троих стал лихорадочно вспоминать-что же такое успел натворить и что вскрылось?
     Отец  заёрзал на стуле с газетой, которую только что читал и строго спросил:
   - Почему?
   -Ну в какой класс не прийду на собрание, только и слышу «Ган, Ган, Ган»!
   - Их все учителя хвалят, а мне неудобно!!!
  Фууу, раздался вздох облегчения из  трёх черноглазых головёнок.
    Таким образом, моё  время подкатило к окончанию восьмого класса. В тот год именно решили запретить празднование выпускного бала  у восьмиклассников. Но родительский комитет (где  была бессменным председателем наша мама), совместно с учительским коллективом решили разрешить нам отпраздновать, так как решение запретить вышло недавно, а мы готовились к этому событию давно!Строго предупредили по поводу вина, чтобы ни-ни! Девчонки шили белые платья, а я уже тогда оригиналкой была и решила сшить розовое платье с искоркой.И шил мне его не кто-нибудь, а сам бывший директор начальной школы и по-совместительству наш сосед (он ещё и шить умел!), отец моего одноклассника Вовки Минакова – Алексей Никитич, который любил всегда рассматривать мою косу. Он, конечно сшил аккуратно, но простенько, платье выигрывало от красоты ткани .Но я была довольная.
      Как прошёл выпускной, я как-то не очень помню, ребята и кто из девчат хотели, всё-равно немного вино тайком выпили, но было всё нормально. А в нашем классе учились две татарочки. А ещё раньше, в седьмом классе,был  парень татарин, но он в восьмом уже не учился, так как в который раз остался на второй год. Так вот он, естественно  на выпускном не присутствовал, но знал об этом событии. Татары жили в так называемом нашим населением  «татарском посёлке», это были сосланные во время войны. Посёлок располагался между нашим городом и соседним, в лесу, и состоял всего из одной улицы ветхих домишек.
    Так как время было уже позднее, а класс у нас был более-менее  дружный, мы небольшой компанией мальчишек и девчонок пошли провожать до татарского посёлка девочек-татарочек. Шли весело смеялись, шутили и пели песни и вдруг из-за кустов на дороге на нас выскочила группа парней с ремнями с пряжками, зажатыми в руках! Они налетели как коршуны на наших пацанов и начали их колошматить! Когда у меня первый шок прошёл, я не долго думая, кинулась с визгом в бой, на защиту мальчишек. Не помню откуда у меня в руках взялась толстая палка, но я начала ей огревать татар со всей силой, какая у меня была! Да ещё, когда увидела, что бьют Вовку Минакова, сына Алексея Никитича! Вовку, с которым мы с раннего детства рядом росли и играли во все игры! Он был худенький и невысокого роста, а я девочка- крепышка! Я как начала колотить палкой татар, тут и девчонки другие очнулись и тоже вступили в битву. Я кричала на весь лес, что завтра все татарские пацаны в тюрьме будут сидеть!!! И как-то вдруг они от нас отступились и удрали. А мы размазывая кровь и слёзы, вперемежку с соплями, но довольные собой всё-таки довели девчонок до одного дома, на улице потихоньку умылись и побежали домой. На другой день утром нас родители не узнали - лица у нас  были распухшие и в синяках… Мама побежала  к Алексею Никитичу  решать, что делать, и чтобы донести в милицию на хулиганов. Но мы с Вовкой уговорили не делать этого, ведь мы же не переломанные,живые,подумаешь…синяки!
  Вот так я окончила восемь классов и собиралась учиться дальше, чтобы после окончания школы  пойти учиться на юриста.Но судьба на то и судьба, чтобы распорядиться по-своему...


Рецензии
Люба, читаю как роман,очень интересно.

Людмила Канашева   26.08.2012 03:47     Заявить о нарушении
Спасибо, солнышко! Я думала, что мои посиделки не очень в литературном смысле, это первый мой опыт...Но всё от души и практически всё правда...
Спасибо Людочка.С дружеской теплотой, Люба.

Люба Ган   27.08.2012 22:21   Заявить о нарушении