Мой Дагестан Расула Гамзатова

  Во  вторую чеченскую  войну,когда вокруг немного  утихомирилось  и  началась  возрождаться  мирная  жизнь,я  вновь  оказалась  в полуразрушенном  Грозном...
 Вернувшиеся  жители  начали  кое-как  обживаться:кто о еде,кто об очаге беспокоился...
Я же думала о  книгах,которые  мокли  под  дождем...Крыш на многих домах не  было...

И  вот среди  тех немногих книг,спасенных  мной в  2000 году, были "Антология дагестанской  поэзии" и "Мой Дагестан" Расула Гамзатова.
К  книгам у  меня  страсть  с  детства, и  я  очень  быстро  прочитала  их.
Первая  книга -поэзия  Дагестана.Очень  понравились  стихи  всех  поэтов ,особенно  запомнились стихи  Омарлая Батырая,которые  я  сразу  же  переложила  на  чеченский  язык.
А вот  что было  мной  написано  на  обложке второй книги после  прочтения:
"Много  книг я читала,но  такую вряд ли...
 В этой  книге,Расул,не  только  твой  Дагестан.Незря мы,чеченцы,тоже  поем  песни,связанные с Дег1астой.Твой Дагестан был  всегда  для нас  Дег1аста,и  где  бы  ни  были ,Родину называем   "Дег1аста"...Спасибо тебе,Расул, за  наш Дагестан!!!
Твоя  книга обо всем Кавказе,сфокусированном  в образе Дагестана!Она  поучительна,содержательна и  ценна для  любого  горца.
 А  кто  из  нас не  гордый  потомок гор?"
Да,эти  слова  написаны  мною экспромтом без  всяких  раздумий.
Прошло  много  лет с  тех  пор ,как  я  нашла  эти  книги,давно не  стреляют,Маша Аллах,на  нашей  земле,хочется  верить,что  все  ужасы кровавой бойни тех лет не  повторятся...А  вот  эти  книги почему-то всегда  мне  будут  напоминать о  тех  днях...Вот что  значит Память,Воспоминания...
Читаю  и  перечитываю  книгу  Расула,оставляю  заметки  о  нем. Много  в поэте хороших  черт,хотя  немного  и  удивляет  противоречивость   многих суждений  в  книге. Эти  противоречия  были  вызваны  самим  Временем  и  не  только.Учителя тоже, как  признается  сам  Расул,были  не  очень образцовые.
Один  из  них Гасан -то  мулла,то партийный работник,который не  мог  определиться  с  выбором  пути...Вызывает  смех  и  иронию   характеристика  этого  Гасана :"Гасан  был  странный  и  добрый человек. Странность  его  состояла  в  том,что он  верил ,будто  можно  совместить  новое  и  старое...Одновременно  он  был  секретарем  комсомольской  организации  в  одном  ауле  и  муллой  в  другом. Чем  это  кончилось не трудно догадаться: как  муллу  его  прогнали  из  комсомола,а как  комсомольца  отстранили  от  мечети..." Отпечаток  Эпохи,Времени? Возможно. Может, это и  сказалось в  творчестве Гамзатова,когда  он то ругал,то хвалил  Шамиля в  своем  творчестве... Расул  приносит свои извинения  читателю,что  трудно их не  принять...
Кто  мы,чтобы  осуждать  кого -то за  ошибки юности? Кто из нас не оступался,жил без грехов?
Очень  много  хороших  мыслей содержится  в  книге  о  культуре,обычаях,языке дагестанских народов.
Много  полезного и назидательного   о  творчестве,об  идее произведения,о претворении  замысла в  жизнь,о том ,как  рождаются  стихи  и каким должен быть  настоящий поэт.
 Книга  Расула  Гамзатова -хорошее  методическое  пособие  для  начинающих  поэтов.Наряду с "Золотой  розой "  К.Паустовского использую ее в своей
  кружковой работе с юными талантами  в  школе.
Чтобы писать стихи и прозу ,читайте "Золотую розу" написано в  одной  из  рубрик  настенной  газеты кружка.
Остается  добавить:Расул,Гамзата сын из  Цадаса,учил творить со словом чудеса...
 
                2000-2015 годы

 
 


Рецензии
Вы правы, Расул это гениальный поэт современности..

Эльмира Ибрагимова 3   12.05.2012 21:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Эльмира,за отзыв.
С уважением,

Петимат Абубакарова   28.05.2012 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.