1. Про нашу родню

На фото в центре, среди родственников, сидит автор воспоминаний «Про нашу родню» - Татьяна Васильевна Маслова. Фото 1959 года.
(Более подробное описание фотографии есть на странице воспоминаний Владимира Ивановича Маслова: http://www.proza.ru/2010/10/31/13 ).

*****
 

Рассказ своей сестры - Татьяны Васильевны Масловой (1900-1984) - «Про нашу родню» в 1962 году записал
писатель Илья Васильевич Маслов (1910-1992) (подробнее о нём: http://www.proza.ru/avtor/ivmaslov ).

Компьютерное переложение текста и комментарии в сносках сделаны в 2003 году
 Леонидом Масловым: http://www.proza.ru/avtor/leonardo3

Родословную схему можно посмотреть в сборнике мемуаров Леонида Маслова «Бакена. Моё детство»
в главе «Краткий экскурс в родословную» http://www.proza.ru/2010/07/31/173
и в сборние мемуаров Василия Ивановича Маслова «Немоляхи», в главе «Вступление»
http://www.proza.ru/2011/01/11/1735

Другие воспоминания о Масловых можно посмотреть на странице Владимира Ивановича Маслова
http://www.proza.ru/avtor/aviatehnik

По родословному древу Татьяна Васильевна и Илья Васильевич Масловы доводятся
Леониду Маслову двоюродными тётей и дядей, а Владимир Иванович Маслов - родным дядей.

     *****

     1. АВДОТЬЯ АНДРЕЕВНА  И  ИВАН СЕМЁНОВИЧ


     [Воспоминания Татьяны Васильевны Масловой (1900-1984) «Про нашу родню» записаны
          в 1962 году её братом – писателем Ильёй Васильевичем Масловым (1910-1992)]

   
     Я хорошо помню свою бабушку, мать отца, Авдотью Андреевну Ладонкину (1820-1917). Она в своей семье была старшей из детей. Она была уже девушкой, когда умерла её мать. Про свою мачеху бабушка нам ничего не рассказывала. А про отца, то есть нашего дедушку, говорила, что он жил богато: имел свой дом, много засевал, разводил скот.

     По нраву бабушка была суровой и религиозной женщиной. Ложилась с молитвой, и просыпалась с молитвой. В руках её постоянно находилась лестовка*, которую она перебирала пальцами. Мать моя говорила, что бабушка была староверкой, кулугуркой.

     Последние годы, когда она приехала из России в Сибирь, жила поочерёдно то у одного, то у другого сына. Как сейчас помню: придёт к нам высокая старуха, немного сгорбленная, с батожком или просто палкой, поднятой на улице, в руках, по-монашески повязанная чёрным платком или чёрной шалью на плечах, сурово посмотрит на всех и скажет, обращаясь к нашему отцу:
     — Ну, сынок, не ждал? А вот я явилась...
     — Милости просим, — скажет отец. Или промолчит.

     Поживёт она, сколько ей хочется, и едет к другому сыну. Пока она живёт, мы, дети, внучата её, ходили как по струнке. Не любила она шалостей, и мы, прежде чем что-нибудь сделать, оглядывались на неё.

     Она вырастила семь сынов и двух дочерей. Наш отец, Василий, был самым младшим сыном. А самым старшим был Варлаам. За ним шёл Иван, потом Андрей, потом Максим, потом Егор, потом Пётр. Прасковья родилась после Варлаама, а Евдокия родилась за последним сыном — Василием.

     Бабушка была старше деда на семь или восемь лет. Дедушка Иван помер от паралича. Рассказывали, что под старость он стал сильно пить. Бабушке нашей это не нравилось, и она хотела отучить его от пьянства. Подговорила старших снох Матрёну и Христину, чтобы они попугали отца. Те согласились исполнить её просьбу, скрывая всё это в тайне от своих мужей. Однажды ночью дедушка возвращался из кабака. У самого дома его встретили два белых привидения с чёрными распущенными волосами. (У обеих снох были длинные чёрные волосы). Дедушка, испугавшись, нагнулся и упал. Его принесли домой. Не приходя в сознание, он утром умер. Но так как дедушка скончался без причастия, священник отказался служить панихиду. Пришлось отдать ему бычка, тогда он выполнил положенный обряд.

     Об истинной причине смерти дедушки знали только трое — бабушка и две её снохи. Они всю жизнь хранили эту тайну. Вскоре после смерти деда Ивана бабушка пешком ходила в Киев поклониться святым местам. Видимо, она хотела замолить свои грехи.

     Бабушка умерла в Ермаке в 1917 году на 97-м году отроду. Незадолго до своей смерти, когда уже многих не было  живых, бабушка призналась, что она была виновницей смерти мужа, и просила не винить её в этом, что её и так бог наказал за многие грехи.
________________________
*Лестовка — кожаные чётки у старообрядцев.

     *****

     Продолжение в части 2: http://www.proza.ru/2012/01/25/1824


Рецензии