Последняя гастроль

Заведя разговор о деятельности актерского люда, хотелось бы быть понятой до конца. Много разговоров ведется уже на протяжении нескольких лет о положении искусства в Кыргызстане, вернее о его отсутствии. Так есть оно или нет? Неужели с развалом СССР у нас не остался даже маленький кусочек от большого пирога?
Где оно кыргызское искусство? Общество изменилось и перестроилось став гигантским трансформером, в уродливой форме человеческого сознания. Говоря об этом, я полностью принимаю и понимаю тяжкий груз ответственности за уже сказанное. Это ощущение не покидает меня в течение тех двадцати лет, что наша страна обрела независимость. Обретя ее -  мы потеряли. Огромная волна глобализации поглотила и смыла напрочь сам феномен "кыргызского чуда", коим мы гордились во времен Советского Союза. Один за другим уходили наши учителя, наши гении, и если сопоставлять на чаше весов творчество этих поистине великих людей с современными дельцами, дисбаланс становится еще более заметней. Плеяда мастеров, таких как Аалы Токомбаев, Туголбай Касымбеков, Тологон Сыдыкбеков, космический Чынгыз Айтматов от писательского цеха, Бюбюсара Бейшеналиева, Булат Минжилкиев, Чолпонбек Базарбаев, Рыскулов, Куюкова, Бейшеналиев, Турсунбаева, Кумушалиева, Чокморов, Океев и многие другие от мира театра и кино, Жолдубай Кайыпов телевидение. Прекрасные художники Чуйков и Айтиев... Это были фамилии... А что мы можем сейчас привести в пример? Кого мы можем назвать? Чьи фамилии вы можете вспомнить? Естественно первым на память приходит Айтматов, но и его мы уже потеряли, и даже после его ухода мы еще не осознали, что его с нами нет...
Я затронула тему искусства неслучайно, потому как убеждена, что без искусства нет характера народа, нет лица, нет истории. Все что мы можем на данный момент представить на обозрение обществу это лишь некая субстанция так называемого шоу бизнеса, который и бизнесом то не назовешь. Люди не интересуются высоким искусством, не ходят в театры и на выставки. Мы настолько обмельчали духовно, что вместо того, чтобы попробовать сопереживать и пробуждать в своем сознании глубоко запрятанные чувства, кормим себя низкопробными не несущими нравственных начал работами нынешних кинематографистов с Запада. Да, что там кино! Теперь у нас модно все, что пришло извне... но особо я хочу поговорить об эстраде. Этот жанр не относиться к искусству, как к высокому, но оно одно из самых массовых во всем мире. И оно к сожалению переживает не лучшие времена в Кыргызстане.
Нет! Конечн, есть у нас талантливые исполнители, но для развития у них нет базы. Те бюджеты, что ежегодно выделяются государством на культуру, не могут покрыть всех расходов и хватает их разве, что на ремонт и реставрацию концертных площадок, которые давным  давно не соответствуют своему предназначению. Много денег тратится на всякие празднества и юбилеи, но не на развитие и создание условий для самих артистов. Рыночная экономика не обошла стороной никого! Теперь чтобы стать артистом, можно не иметь таланта, но нужны деньги и огромный мешок тщеславия и глупости, чтобы их потратить. Все хотят самореализоваться и подпитываемые циничными шоуменами устремляются на эстраду. Но речь сейчас не о таланте, а о деньгах, как бы банально это не звучало. Рассмотрим лишь один пример того, как невыгодно быть эстрадным артистом в Кыргызстане. Может,это заставит некоторых не делать ненужных движений?
Что нужно, чтобы стать эстрадным исполнителем? Голос? Ну, допустим, он есть, а популярности пока нет. Нужен хит! Итак, приготовьте калькулятор. Хорошие стихи сегодня стоят от 100 долларов и выше, мы будем брать среднюю цену, так стихи 100, аранжировка- 300, потому как композиторские услуги тоже недешевые, многие стали пересекать старые песни. Запись голоса - 50 долларов, но и это еще не все, для довершения образа нужен еще и сценический костюм. Одной песней не обойдешься, в среднем в репертуаре одного певца порядка 20 композиций, вот и посчитайте - это уже около 10 000 долларов. Ежегодно артист записывает 4-5 песен, снимает 2-3 клипа. Клипы стоят от 800 до 5000 долларов, вы не забываете считать?
Дать концерт могут лишь единицы. Здесь бюджет расходов может превысить все годовые расходы. Начнем с аренды площадки, стоимость такого удовольствия составляет?.. Чтобы более наглядно показать пример, составим смету на дворец спорта имени Кожомкула. Аренда-1000 долларов, свет- 500, звук- 1000, цены усредненные. Реклама на телевидении - 1000, на радио- 500, газета-300, афишы- 1000, если есть деньги можно на билборды (рекламные щиты вдоль дороги) заказать на две недели- 150, сколько получилось? Около 6000 долларов только на проведение концерта. Есть еще налоги с продажи билетов - 5% от стоимости билета. Теперь подведем некую черту. Дворец спорта вмещает 2000 человек, средня стоимость билета 250 сом. Ух ты! Скажете вы, это же 500 000 сом!!! Переведем в иностранную валюту - 10 800 долларов. Теперь отминусуем все что потратили на рекламу, затем налоги, затем затраты на аранжировки, костюмы, запись и пр. Что остается? Ничего! Так как это назовешь бизнесом? Какой резон развиваться есть у артиста, когда он концы с концами свести не может? А что делает, простите, министерство культуры? Какие льготы оно может дать тем, кто действительно поет, а не открывает рот под фонограмму? Ничего!
Министерство культуры утратило свою значимость, оно существует лишь номинально, как одно из ведомств готовых осилить любые бюджеты и пустить их в расходную часть. У нас тратится в среднем на проведение одного мероприятия около 20 000 долларов, неужели не предусмотрены в бюджете средства не только на списывание, но и на действительно необходимое? Раньше раз в год проводились отчетные концерты, где артист должен был показать, чего он достиг за тот или иной период. Сейчас артист сам себе и продюсер и министерство. Про поездки на международные конкурсы и говорить не приходится, потому что на это денег вообще не заложено. Зато на поездки целой оравы министерской челяди - пожалуйста! А когда артист поедет, да еще и победу привезет, тогда, да! Это наш человек! Мы же его отправили! За его деньги? Ну, как? Мы дали ему информацию, он поехал! А то, что он и сам может найти все это в интернете, ну, не все же об этом знают. Извините! А разве не в задачи министерства входит, как раз таки оповещение и обеспечение этих самых поездок? Что все идет в разрез тому, чем должно быть на самом деле. И это касается не только эстрадных артистов! Когда за последнее время, театры выезжали на зарубежные гастроли? Когда поэты устраивали творческие вечера? Когда? Вот и я не помню... Хотя с памятью у меня все в порядке.
Вот и судите сами, что мы имеем сегодня и, о ком будут говорить завтра. Нет имен, нет примеров, нет искусства, значит, нет истории?
Неужели мы станем свидетелями последних гастролей наших представителей от Арт? Грустно и не смешно...


Рецензии