Размышления педагога о модернизации образования

     Чувство осознанной ответственности за свой труд всегда отличало настоящего педагога от людей случайных, выбравших для себя стезю «сеять разумное доброе вечное». Именно передовые педагогические идеи всегда рождались в умах людей исповедующих идеи «жертвенной» свободы в сочетании с принципами осознанной ответственности за продукты своего труда.
     В этом отношении главным мерилом и контролером всегда выступал сам педагог-профессионал. Именно его самоанализ и «работа над ошибками» наиболее ценны при проектировании нового витка реализации образовательной программы – в частности,  идеи группы единомышленников – если брать шире, формирования системы воспроизводства общества в соответствии с социальным заказом – если обратить к главной идеи модернизации системы образования, да и общества в целом.
     Сегодня современное государство вынуждено оценивать роль учительства как главный механизм своей безопасности, потому как мировоззренческий приоритет управления обществом является определяющим процессы в нем происходящие. От того, какую иерархию ценностей сформирует учительский корпус у основной массы населения, зависит ход истории – от представительства во власти до политической карты.
     Чтобы изготовить современное оружие, способное уничтожить врага, нужны передовые технологии, их жесткое исполнение с минимальными отклонениями от технологической карты и чертежа. Может применить этот принцип и в школе – бюджетном учреждении, закрепить это юридически и организационно, максимально исключить риски, связанные с человеческим фактором? Все, что требуется, это точное следование чертежу, сбор цифровых показателей и жесткая система отчетности.
     За последние десять лет система образования в России практически реформируется постоянно. Юридически, экономически, организационно. Меняется структура органов управления, принципы ведения хозяйственной деятельности, подходы в организации образовательного процесса. При этом документооборот возрос в несколько раз. Если проанализировать структуру деятельности руководителя образовательного учреждения, то можно придти к следующему.
     В 2002 году от 15% до 20% рабочего времени руководитель (на примере директора центра детского творчества) уделял работе с документацией, от 10%  до 15% - самообразованию (обучение, изучение методической и юридической литературы и т.д.), 20% - 25% - организации хозяйственной деятельности, остальное время директор образовательного учреждения посвящал непосредственно работе с коллективом (проведение совещаний, семинаров, проверок, встреч и т.д.). Живая работа в коллективе позволяла поддерживать обратную связь, гибко реагировать на изменения в обществе, оперативно корректируя организационную и методическую работу, обучать коллег согласно их потребностям в профессиональном росте, поддерживать дисциплину и мотивацию труда на принципах взаимного уважения и осознания значимости результатов труда, реально инициировать процессы демократизации внутренних и внешних взаимодействий.
     Постоянное обновление документации за это время, увеличение документооборота, ужесточение и увеличение в объеме требований контролирующих органов (да и количества самих органов контроля за исполнением законодательства), изменение юридической базы, методических и организационных подходов к организации работы образовательного учреждения привели к тому, что сегодня около половины рабочего времени директор вынужден посвящать организации документооборота, а более трети –  решению ситуаций, внезапно возникающих вследствие изношенности материальной базы (протекание кровли, образование наледи, аварии водопроводных и канализационных сетей, борьба с ветхими и опасными деревьями и пр.), новых поручений и инициатив руководства на местах (локальные проекты, организация работы лагерей и пр.), введения новых регламентов различного уровня (профилактическая работа, различные виды и формы мониторинга, участие в торгах и пр.).
     Данная тенденция изменения структуры деятельности сохраняется и для педагогов дополнительного образования.
     Не спорю, грамотное, последовательное и логичное планирование образовательного процесса, использование современных образовательных технологий на основе многоуровнего мониторинга, коррекция программного материала по итогам успешности каждого образовательного цикла способны увеличить эффективность образовательного процесса.
     С другой стороны, ужесточение требований и увеличения объема в документообороте (несомненно, речь идет и о профессиональной аттестации, и об отчетности всех уровней и т.д.) может иметь положительный эффект лишь до определенного предела. В ряде случаев на практике имеет место совершенно противоположный результат от задуманного, что фактически выражается в текучести кадров (переход работников в другие отрасли экономики, изменение региона проживания), снижение мотивации труда, повышение формального подхода в планировании и составлении отчетной документации, регресса творческой составляющей в организации образовательного процесса.
     Не думаю, что создание условий для возникновения так называемой «двойной морали», способствует воспитанию честности, порядочности, патриотизма и т.д. Какие компетентности удастся сформировать в данном случае?
     Может показаться, что я выступаю против контроля качества образования. Наоборот, я считаю, что качество контроля во многом и определяет качество самого образования. И здесь важно понять – что надо контролировать и зачем. Наверное, тогда станет понятно – как. Только ответив на эти вопросы, следует говорить об управлении качеством образования.
Отрадно, что в последнее время государство начинает серьезно задумываться о модернизации и укреплении материальной базы образовательных учреждений. К сожалению, «грантовая» система финансирования может решить только локальные задачи в данном направлении и только в обновлении средств обучения, бесспорно, стимулируя сами учреждения к развитию и обновлению. Надо признать, что здания и сооружения, находящиеся в эксплуатации более 50, 75, 100 лет (есть и такие), большей частью своей находятся в ветхом состоянии, провинциальные муниципалитеты содержать их в должном состоянии из-за скудности налогооблагаемой базы не имеют никакой возможности. Более того, в ряде случаев «латая дыры» и частично восстанавливая изначально не перспективные мощности (например, разрушенные летние лагеря отдыха шестидесятых годов прошлого столетия) пытаются решать вопросы модернизации отрасли и общества в целом.
     Оправдание этому очень простое – если не будет этого, не будет ничего. (Впрочем «из ничего» создавать предметную среду, как это ни грустно, главное достоинство российского педагогического сообщества.)
Не думаю, что такие подходы могут сколько-нибудь отражать концепцию модернизации образования.
     И все-таки сделано много. Растет благосостояние учителя, обновляются средства обучения, меняются подходы в управлении качеством образования согласно реалиям современного общества. И, тем не менее, преодолев извечные болезни российского общества, а это – искренняя подача желаемого за действительное, подмена основной мысли (тезиса) доказательства и смещение цели  –  мы смогли бы продвинуться куда дальше.


Рецензии