Диалог с Гоголем

                Продолжение.
                Вчера от Достоевского Редактор узнал, что Гоголь сжег второй том...
                http://www.proza.ru/2012/01/04/1786
                *************

                "Уж разгласить успела слава
                Везде приятнейшую весть:
                Поэма, говорят, готова,
                Плод новый умственных затей.
                Итак, решите; жду я слова:
                Назначьте сами цену ей".
                НАШЕ ВСЁ

 - Здравствуй, Коля!
 - Приветствую тебя! Чем обязан в такую рань? Это теперь у нас хороший тон без записки с визитом приходить?
 - Какой визит, Коля?! Просто зашел проведать, мы ж друзья! Здоров ли ты? Что-то бледный очень?
 - Вот если бы предупредил, что придешь, я бы подкрасился, чтобы тебе понравиться. Я бы и сюртук к твоему приходу надел, а то вот в халате тебя встречаю, не обессудь.
 - Я серьезно о здоровье тебя спросил, а ты передергиваешь.
 - Что это ты вдруг моим здоровьем озаботился?
 - Как же, вот с Федей опять случилось, аккурат после моего ухода.
 - Да ты доведешь, кого хочешь. Прошлый раз пристал ко мне со своей критикой, едва удержался, чтоб не прогнать тебя.
 - Коля! Я ж хочу как лучше, чтоб книги ваши продавались, чтоб народ читал.
 - Хочешь сказать, что меня не читают?! Ну спасибо тебе! А зачем же вы все время меня допечатываете? Это только , о чем я знаю. а сколько левых тиражей? Во всех трактирах, на всех почтовых мои книжки лежат. Только я денег от вас что-то не вижу, другой раз бумагу не на что купить бывает...
 - Ну зачем ты утрируешь , Коля?! А про бумагу и совсем зря, бумагу мы тебе и свою можем дать...
 - Вот спасибо тебе! Лоха нашли, чтоб я у вас бумагу с вашими ломовыми накрутками покупал! Так и смотрите, на чем бы еще писателя нагреть? Я вам не Федя, я у вас в кабале не состою. Деньги мои отдайте, а я сам разберусь, у кого мне бумагу покупать. Какую моду взяли чужие деньги прокручивать!
  - Давай не будем об этом. Я о другом пришел с тобой поговорить. Про второй том твоих ...
 - А я вот как раз об этом хотел поговорить. Когда еще деньги обещали? Где они?!
 -  Коля! Ты ж знаешь, были проблемы: сначала у нас реквизиты перепутали, деньги не туда попали, потом банки годовой баланс подводили, потом праздники. Ну, что я тебе рассказываю? Все ты знаешь...
  - Ну кончились эти ваши праздники, а теперь-то почему денег нет?!!
 -  А теперь подписать некому, шеф уехал...
 - Опять уехал?!! Теперь куда?!
 - Да туда же, на воды. Ты ж знешь, подагра его замучила...
 - Как не знать?! Работа тяжелая! Как раб на галерах вкалывает! Видать, понравилось на заграничных водах. Правильно, сервис не в пример нашему.
Слушай, а может, амурный интерес завелся?:))
 - О чем ты, Коля?! Серьезный семьянин! Весь Питер знает его!
 - Вот и я об этом самом. Помнишь, как два года назад наш серьезный семьянин за твоей дочкой волочился?! Не посмотрел, что ей только 15 сравнялось! И на весь твой Питер с его пересудами не посмотрел! Забыл уже?! Каждый кучер считал своим долгом новость сообщить?!
 - Ну зачем ты мне об этом напоминаешь сейчас? Знаешь, как мы пережили всю эту историю, супруга моя даже слегла тогда...
 - Вот именно, как ты себя тогда повел, все и обсуждали. Слово боялся сказать, за место свое опасался. А про честь дочки своей ты тогда не подумал!
  - Коля! Ну обошлось, слава богу! Зачем теперь об этом?! О другом голова болит сейчас, что делать будем?
 - О чем ты? О чем теперь твоя умная голова болит?
 - Не шути ты, Коля, знаешь, о чем я, весь Питер уже говорит...
 - О чем теперь говорит наш Питер? Последние особняки обсудили или еще круче появились? Рассказывай. Интересно.
 - О другом я совсем, Коля. Чего нам эти особняки обсуждать? Зачем считать деньги в чужих карманах?
  - Согласен, не хорошо это. А из чужих карманов деньги вытаскивать? Это хорошо? Как это получается, что издатели соревнуются, у кого дворец на Невском круче, а писатели хвалятся друг другу, кто угол на чердаке дешевле снял? Это хорошо по-твоему?
  - Ну, кто говорит, что это хорошо? У нашего-то нет особняка...только строит еще...
   - Можно себе представить, что он построит!
  - Коля, ушли мы от вопроса. Не за этим я к тебе пришел. Расскажи, это правда,
что Федя мне вчера сказал,а теперь  весь Питер говорит?
  - Ну, если весь Питер говорит, значит, правда, у нас зря говорить не будут. Только я не знаю, о чем ты. Я ведь по салонам вашим не хожу, сплетен не собираю...
  - Про второй том твой все говорят. Это правда, что ты его... сжег, Коля?..
 -  Ах! Ты про это! Я-то в толк никак не возьму, о чем у тебя голова болит?
 -  Хватит этой твоей иронии, объясни, в чем дело? Может, это пиар такой???
 - Что еще за пиар?
 - Ну это когда слух распускают специально, чтоб интерес подогреть. Модно это сейчас.Типа, писатель рукопись потерял по дороге в редакцию, или деньги журнала в карты проиграл, или вот рукопись сжег...
 -  А чем ты так удивлен?! Разве не ты только что разделал мои "Души"? Все тебе не так, забыл? Впору садиться и переписывать. а перед читателями, уже прочитавшими, извиниться. Покаяться, что больше так писать не буду.
 - Коля! Остановись! Не до шуток твоих мне сейчас!  Ведь уже и место оставлено для первых глав и что теперь нам делать прикажешь?!
 - Это ты у меня спрашиваешь?! Да какое мне дело до ваших проблем?! Я что, по-твоему,  чужой рукописью печку растапливал? Написал - плохо! Сжег - опять плохо! Не угодишь вам!   Или после твоего разноса мне надо было застрелиться? Вот был бы пиар!!!
 - Побойся бога, Коля! Что за мысли такие?!!
 - А помнишь, как один наш большой чиновник, по нашему ведомству как раз, роман написал, хороший всем на удивление? Помнишь, все хвалили, премии разные посыпались, а потом кому-то наверху в голову взбрело - а нас-то в этом романе как бы и нет совсем?!! И спустили писателю нашему из Канцелярии приказ к следующему изданию переделать, как надо...
  - Господи! Когда это было?!! Проехали!!!
  - Да, это ты правильно, проехали, но не все...Помнишь ведь, он не перечил, согласился, переделал, а потом...Ну, что я тебе рассказываю? Знаешь ты все лучше меня... А потом застрелился...
  - Опять ты все спутал, не оттого он застрелился. Все знают, закладывал хорошо.
  - И это было, кто спорит. Но, что интересно, застрелился-то он не сразу, не сгоряча, а уж порядочно прошло... Прикинь, все хорошо, все довольны, а он возьми и застрелись?.. И последнее время,говорят, завязал совсем, письма писал..
Значит, как совесть его замучила. Ты наверное думаешь, если мы за деньги пишем, то у нас уж ни стыда, ни совести? Ошибаешься. Иногда ночи не спишь...
  - И не думаем мы совсем так о писателях, зря ты это... Ты ведь тоже письма писал калужской губернаторше, помнишь, как Виссарион тогда о них отозвался? Но ты ведь не...
  - Да, я не застрелился, хоть с головой было плохо тогда. А на Виссариона я обиды не держу, он критик, у него работа такая... И сейчас стреляться не хочу. Я еще поживу...
  - ... Все я понимаю... Но и ты меня пойми, голову ты с меня снял. Ума не приложу, что делать. Осталось несколько дней, ни с кем больше не договаривались, на тебя положились. Что теперь ставить?
  - Если ничего совсем нет, не парься,поставь мою "Ночь...", она тот раз хорошо прошла.
  - Ну, ты даешь! Для прикола что ли?  Рождество-то уже прошло, не к месту получится...
  - "Вечера..." можно дать еще раз, пусть веселится и ликует весь народ.
  - С чего веселиться? В первые же дни деньги в лавки снесли, а теперь на какие шиши ликовать? Шутишь, Коля?!
  - Какие шутки? Сам без денег сижу по вашей милости...
  - Не привык наш народ так долго отдыхать, устал уже от праздников этих...не наше это...Мы не немчура какая-нибудь, у нас народ работящий.
  - Не хочешь же ты сказать, что я виноват, что народ от праздников устал?
  - Без ножа ты нас зарезал, Коля... Не знаю, как шефу сообщить, его удар хватит... Все ждут, мы же анонсировали тебя...
  - Что ты зациклился на моих "Душах"? Других забот нет? Ну сжег! Я ведь не клялся никому, что не сожгу. Заодно и проверил. Сказки это все, что рукописи не горят, отлично горела...
  - ...Утешил...
  - Теперь мне уже все равно,.. устал я...               

 


Рецензии
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.