Её Величество Игра. Глава 6. Дрессировка слона

      
         
       Лиза уезжала из Светлогорска раньше остальных. На вокзал её пришли провожать Лёша и Леночка. Не было Олега. Не было и Юрия. Лиза чувствовала себя ужасно. Её терзало мучительное душевное похмелье. Она начинала приходить в себя, но пока мало что осознавала. Ей просто было плохо и очень одиноко. Она была растрогана до слёз тем, что Лёша и Леночка не бросили её одну, не отвернулись, поддержали, как смогли. Лиза была очень благодарна им за это.
      
       А дома её ждали большие перемены. Усилия Игоря Степановича, помноженные на успех первой Игры, увенчались созданием в Институте лаборатории методов активного обучения. Лизе было предложена должность заведующей лабораторией и небольшой штат, наполнить который она могла по собственному усмотрению. Научным руководителем лаборатории назначили, естественно, Игоря Степановича.
      
       Лиза погрузилась с головой в организационные дела. Они занимали все её мысли и отвлекали... Тяжёлая рефлексия случившегося с ней кошмара наваливалась на Лизу по ночам. Она винила себя в необъяснимом легкомыслии, вылившемся в непростительное предательство по отношению к Олегу. Как она могла так ужасно поступить с человеком, который так много для неё сделал? Лиза плакала от злости на себя и бессилия что-либо изменить... Всё было кончено. Любовь, стабильность отношений... И обучение Игре... Лиза собственными руками поставила размашистый крест на своём будущем...
      
       Что ещё оставалось делать Лизе... Она занялась развёртыванием своей лаборатории, набрала людей, начала учить их тому, что умела сама. Они разрабатывали и проводили деловые игры по учебным предметам, вместе с преподавателями. Кроме того, Лиза ближе познакомилась с новосибирскими учеными-экономистами, которые также продвигали тематику деловых игр, и начала с ними активно сотрудничать.
      
       Лиза постепенно приходила в себя. И происшествие в Светлогорске всё чаще казалось ей дурным сном, наваждением... Олег никак не давал о себе знать, а Лизе нечего было сказать ему. Мучительный стыд наваливался на неё, когда она вспоминала о своём безобразном поступке... Но человек так устроен, что не может долго себя терзать... Затаённая на Олега обида, из-за его нежелания сближаться с Лизой и её семьёй, вылезла из своего закоулка и расцвела пышным цветом. Лиза нашла себе оправдание, и немного успокоилась...
      
      
       ***
      
       Юрий регулярно звонил Лизе. Тема для разговоров была всегда одна - продвижение услуг фирмы Юрия в Новосибирске. Он снабдил Лизу необходимыми рекламными материалами, и поставил перед ней задачу поиска заказчиков на ИМИ среди крупных новосибирских предприятий. Ей был обещан агентский процент от суммы заключенного ею договора. Задача для Лизы была трудно выполнимой, поскольку ни связей на предприятиях, ни выходов на такие связи у неё не было. Юрия это не смущало. Его устраивало уже то, что у него появился свой человек в таком перспективном для его игрового бизнеса городе...
      
       В телефонных разговорах Юрия с Лизой не проскальзывало и намёка на личные отношения и нежные чувства. Когда они говорили, Лизу не отпускало ощущение чёрной дыры внутри, куда утекала вся её воля. Она безропотно соглашалась на всё, что требовал от неё Юрий. А он именно требовал, не просил... И делал это так, будто имел на это безусловное право...
      
       Юрий обещал пригласить Лизу на свою ближайшую Игру. И сдержал слово. Ехать предстояло в Башкирию, в небольшой городок Нефтекамск. Играли с одним из заводов, входящих в систему отечественного автопрома. Дело было зимой, в пансионате, в пригороде. Лиза приехала на ИМИ в качестве стажёра.
      
       Лиза познакомилась с командой Юрия, состоявшей из представителей молодого поколения интеллектуальной элиты знаменитого приморского города. В его команде были люди, уложившие на обе лопатки в товарищеской игре "Что? Где? Когда?" её всесоюзных телевизионных победителей. Это были эрудиты с большой буквы, "белая кость". Среди них были экономисты, юристы, инженеры, психологи. И сам Юрий был дипломированным психологом.
      
       Отношения в команде, на первый взгляд, были доброжелательными и достаточно открытыми. Познакомившись поближе с Аллочкой, администратором команды, Лиза наслушалась разнообразных сплетен и весьма нелицеприятных отзывов практически обо всех членах команды. Разумеется, кроме шефа. Юрия в команде откровенно боялись, и даже за его спиной говорили о нём либо хорошо, либо ничего.
      
       Держал себя Юрий на ощутимой дистанции от всех остальных. И никаким образом не демонстрировал своё особое отношение к Лизе. Только однажды, столкнувшись с ней в коридоре пансионата, когда рядом никого не было, он затащил её в свой номер, прижал к двери, посмотрел в глаза своим пронзительным взглядом и приказал приходить к нему в номер каждую ночь, после двенадцати. И Лиза не посмела ослушаться.
      
       То, что происходило между ними по ночам, сложно было вписать в понятие "заниматься любовью". Поскольку любовью в этих отношениях и не пахло. Юрий удовлетворял свою потребность в сексе, используя для этого тело Лизы, наличие которого под рукой его вполне устраивало. Он даже ни разу её не поцеловал... Лиза подчинялась ему с рабской покорностью, которая удивляла её саму. Лиза никак не могла объяснить самой себе, почему этот человек имеет такую власть над ней... Она его совсем не любила... Аллочка, наблюдая ночные исчезновения Лизы, только многозначительно и понимающе улыбалась.
      
       Но кроме безрадостных ночей, были ещё и дни. А днём шла Игра. Лиза впервые присутствовала на Игре, имеющей жёсткую технологическую основу. Ничего общего с играми-полётами Олега, которые Лиза так полюбила. Теперь она строчила в своём блокноте, не переставая. Такую технологию можно спокойно снимать и тиражировать. В этом Лиза увидела некоторое преимущество ИМИ. Поскольку ПДИ тиражировать нельзя, можно только творить... А творчество плохо регламентируется. Здесь же всё казалось прозаичнее, но и проще для воспроизведения.
      
       ***
      
       Чтобы немного ввести читателя в курс дела, я предлагаю обратиться к иллюстрации, в общих чертах отражающей суть игрового процесса.
         
      
       Итак, возвращаемся к полюбившемуся автору образу слона. Располагаем проекцию слона на некоем нижнем уровне, назовём его предметной плоскостью, ибо у нас есть предмет изучения и обсуждения - слон. В эту плоскость помещаются игроки, каждый из которых хорошо знаком с отдельной частью целого слона. Игроки начинают общение между собой, сопоставляя свои представления о том, что же такое слон.
      
       В это время игротехники забираются на другой уровень, повыше, откуда им хорошо видно всё, что происходит на предметном уровне. Они видят, как общаются игроки. Поскольку в ста процентах случаев такое общение не приводит к расширению представлений игроков о целом слоне, игротехники побуждают игроков следовать определённым правилам общения, повышающим его эффективность.
      
       Ситуация заметно улучшается, но прорыв в представлениях игроков пока не возникает. Игроки начинают сами чувствовать, что не получается у них разобраться со слоном. Тогда игротехники обозначают свою позицию на игротехнической плоскости, и показывают игрокам: "Смотрите, я нахожусь в другой точке обзора, и мне отсюда видно, как вы общаетесь между собой. И мне видно, почему у вас не получается договориться о слоне".
      
       Игрокам становится любопытно, и они начинают перемещаться выше, на уровень обзора игротехника. Теперь им тоже становится видно, как они пытаются договориться между собой. Они начинают рефлексировать - осознавать собственные действия, способы коммуникации с другими игроками. И видят, почему у них не получается.
      
       И тогда они начинают общаться друг с другом уже об этом. Не о слоне, а о своих способах общения по поводу слона. И договариваться о том, как им лучше общаться.
      
       В этот момент выясняется, что и способы общения о слоне они видят по-разному. А игротехник, тем временем, забрался ещё выше и кричит оттуда: "Ребята, а мне отсюда видно, как вы общаетесь по поводу вашего общения о слоне. И я вижу, почему у вас и это не получается. Идите сюда, вместе увидим!"
      
       Игроки карабкаются дальше, всё выше и выше... И так до бесконечности. Это, конечно, шутка, но рефлексивных уровней действительно может быть много.
      
       На самом верхнем уровне находятся Методологи - главные боссы, руководители игры. Они наблюдают и корректируют процесс коммуникации между игротехниками. Методологический уровень, как правило, проявляется на вечерних рефлексиях команды. Выше Методологов в Игре - только Бог. Уж ему-то видно всё, включая косяки самих Методологов.
      
       Научение рефлексии - это один из главных результатов игры для игрока. Хотя, это не заявляется, как самостоятельная цель Игры.
      
      
       ***
      
       Лизу поставили в группу игротехника Виктора. Внешне медлительный и немногословный, он, безусловно, отлично владел ситуацией, целенаправленно и методично вёл групповую работу. Лизе даже показалось, что именно игротехник временами задавал направление обсуждения, а не провоцировал игроков на генерирование собственных идей. Но Лиза отогнала от себя эту мысль. Поскольку такого в принципе не могло быть, это жёсткий закон для всех игр - производных от ОДИ. Весь игровой инструментарий был "заточен" на раскручивание потенциала игроков, их самостоятельное мышление.
      
       Лиза без труда осваивала технологию. Стажировки на играх Олега сформировали базу, основу для восприятия Игры. С первых же дней Лиза стала высказываться на ежевечерней рефлексии. Команда с некоторым удивлением констатировала, что Лиза Игру "читает". Именно по этому неприкрытому удивлению, Лиза поняла, что до сих пор её воспринимали исключительно, как фаворитку шефа, балласт, неизбежное зло, к наличию которого в команде давно привыкли. Лиза была далеко не первой в такой роли...
      
       Теперь отношение к Лизе в команде заметно потеплело. Кроме того, её поставили в пару с Виктором на групповую работу. И Лиза справлялась. Один из супер-интеллектуалов команды Костя отметил, что Лиза безусловно "коммуникативно одарённая". Такой его оценки удостаивался не каждый член основной команды. Лизе, конечно, всё это очень льстило. Хотя бы днём она чувствовала себя человеком, а не куском мяса...
      
       Игровые дни сменялись, и были очень похожи один на другой, Игра двигалась по проложенной колее. Игроки в меру горячились, в меру задумывались, в меру перемещались вверх, по рефлексивным уровням. Лиза всё ждала, когда же наступит долгожданный катарсис, когда игроки расправят крылья и можно будет насладиться полётом вместе с ними. Если такой момент в игре и наступил, то Лиза его не заметила, пропустила. Разговоры, разговоры, одни только разговоры. Мозговая продукция, сдобренная эмоциональными реакциями, и ни капли души. Может быть, с большими заводами только так и надо играть? Единственное, что по-прежнему мирило Лизу с этой Игрой - срисованная ею технология, чёткая и понятная. Хоть сейчас бери и делай...
      
       И Лиза, как хомячок, набивала щёки, тщательно конспектируя всё, что видела на Игре, чтобы утащить набранное в свою собственную игровую норку... Дома она раскладывала полученное по полочкам, систематизировала и обучала, натаскивала свою собственную команду. Она не хотела отказываться от идей ПДИ, они ей очень нравились. Но она решила подложить под ПДИ инструментарий, полученный ею на ИМИ, и сделать свою Игру более прозрачной и понятной для своих начинающих игротехников... Творческую составляющую Игры она не доверяла никому, и оставляла за собой...
      
      Лиза пыталась соединить не соединяемое. Но тогда она ещё не понимала, что ей всё равно придётся выбирать. Она уже сделала свой выбор между двумя мужчинами, каждый из которых был носителем своей, собственной Игры. Теперь ей придётся выбирать между их играми. Или остаться верной игровой школе своего Учителя, или предать его во второй раз...
      

Продолжение http://www.proza.ru/2012/01/25/1532

К началу  http://www.proza.ru/2012/01/18/345


Рецензии
Леночка, милая, у Вас хороший слог, Вы прекрасно пишете, но данная повесть на половину содержит описание Игры, будто Вы пытаетесь привлечь в эту игру читателей. Так? Это тактический ход?))
С теплом,

Лариса Малмыгина   30.07.2012 20:03     Заявить о нарушении
Безусловно, это одна из главных задач - пробудить интерес читателя даже не столько к собственно Игре, сколько к её "побочным продуктам" - к тому, чему учится героиня на протяжении всей повести. Мыслить, организовывать и выстраивать общение людей так, чтобы они проявили себя, раскрыли свои таланты и показали их миру.

Спасибо, Лариса!

Лена Калугина   30.07.2012 21:07   Заявить о нарушении