Гуси

         Не успел участковый Печёнкин зайти в опорный пункт, как в дверь тут же робко постучали, и на пороге возникла бабушка Редькина. Несмело остановившись в дверях, она виновато посмотрела на Виктора и, опустив глаза, произнесла:
     - Беда у меня, Виктор Лексеич.
Редькин зло посмотрел на бабку. «Принесла нелёгкая», - подумал, - «как чувствовал, что не надо в эту деревню заезжать». У старшего лейтенанта милиции Печёнкина Виктора Алексеевича на одном обслуживаемом участке было три деревни. Сейчас он мог находиться в любой из них, в зависимости от обстоятельств. Работать сегодня с накопившимися делами не хотелось. Вот именно поэтому Печёнкин предпочёл уехать в самую дальнюю деревеньку, что бы спокойно написать необходимые документы по обращениям граждан, которых, как известно, у участкового всегда хватает. И вот на тебе – бабушка. «Следила она за моей машиной, что ли?»

     - Что стряслось, Ефросинья Ивановна? Да Вы присаживайтесь. – Печёнкин знал бабку по имени-отчеству, так как общался с ней не в первый раз. В прошлом году она заявляла об украденной корове, которая на второй день явилась сама, в этом году жаловалась на председателя, который по её мнению выделил мало дров. Жила бабушка одна, дети разъехались, дед умер.  «Защиты и поддержки взять не откуда, вот она и бегает куда попало», - подумал участковый, а вслух спросил:
     - Может быть, пенсию задержали? Так я здесь не причем!
     - Да нет, с пенсией всё в порядке, - не поняла сарказма бабка, - кража у меня.
     - Корову увели?
     - Нет, Бог миловал. Гуси пропали.
     - Может быть, сами куда-нибудь ушли, а позже возвратятся?
     - Да куда ж они денутся, родимые? Они всю свою жизнь, с рождения самого, кроме двора да пруда ничего не знают. Никогда с ними такого не приключалось. Знамо дело – украли их.

   Отвязаться от бабули Печёнкину никак не удавалось. Заявляет бабушка кражу, а он, как милицейский чин, обязан реагировать. Но реагировать Печёнкину не хотелось. Следственно-оперативная группа на мелкую кражу не поедет, значит, материалы предварительного дознания придется делать самому. Принять заявление, написать протокол осмотра места происшествия, взять объяснение с бабушки и с её соседей – на это целый рабочий день можно потратить, а на остальные материалы по уголовным и административным делам времени сегодня уже не хватит. Невезуха.

      Бабушка покорно ждала. Старший лейтенант милиции думал. Со своими обязанностями участкового инспектора он явно не справлялся. Недавно выговор получил за задержку сроков исполнения материалов. Начальник МОБ обещал предупредить о неполном служебном соответствии, если подобное повторится. Чувствовал Печенкин, что его служба участковым инспектором добром не кончится. Материалы он исполнял медленно, с ошибками, как грамматическими, так и техническими. Как следствие - некоторые материалы его заставляли переписывать по нескольку раз. Откуда было взяться грамоте, если среднюю школу Печёнкин ели-ели окончил, а на офицерскую должность его назначили после заочного окончания сельскохозяйственного техникума, где он практически не учился, но в силу того, что участковых инспекторов не хватало – назначили. До этой службы он работал в ППС – патрульно-постовой службе, и особых хлопот с составлением документов не знал. «Принимать заявление придется», - подумал Виктор, - «бабушка, в случае отказа, в райотдел может позвонить, а мне это ни к чему».

     - Подсаживайтесь к столу, Ефросинья Ивановна, пишите заявление.
     - Ой, да я без очков не вижу, дома их оставила.
     - Хорошо, пойдемте к Вам домой, там и напишите.
     Бабушка порадовалась, что участковый милиционер принял участие в её беде, и повела его домой. Старикам иногда, кроме сочувствия, ничего другого и не надо. Подходя к дому бабушки Редькиной, Печёнкин увидел, что около пруда копошатся гуси.
     - Так вот же они, бабушка, Виктор радостно показал Редькиной рукой на гусей. – Я же говорил, что вернуться.
     - Не, милый мой – это не мои гуси. Своих я везде обыскала. Это - соседские.
     - Вы присмотритесь внимательней, может быть, и Ваши есть среди них?
     - Что я, своих гусей не знаю? – бабулька возмущенно повысила голос. Печёнкин промолчал.
     Выполнив необходимые следственные действия, Печёнкин взял заявление с Редькиной, отчего та окончательно успокоилась, решив, что гуси будут непременно найдены.

   Участковый Печенкин возвращался в опорный пункт. Проходя мимо пруда, он с удивлением увидел, как гуси, поочередно, взяв в клюв небольшой камешек, смешно вытягивали шеи, стараясь его проглотить. Будучи городским жителем, Печенкин ни разу не наблюдал подобную картину. Подивившись увиденному, он отправился дальше.
     В кабинете Виктор успел поработать с бумагами. Он сделал три отказных материала и посчитал свой рабочий день законченным.

     Через неделю, находясь в этой же деревне, Печёнкин, перебирая бумаги, наткнулся на заявление Редькиной, про которое совсем забыл. На принятие решения по заявлению дается десять дней. У участкового осталось три дня. Решив пройтись по участку, а заодно и выяснить судьбу бабкиных гусей, Виктор вышел на улицу. Проходя мимо дома Редькиной, поинтересовался у нее:
     - Ну, что, бабушка, не вернулись гуси?
     - Нет. А ты, что? Не нашел их? Ведь украли их, сердобольных.
     - Ищем бабушка, ищем. Может быть, думаете на кого?
     - Как можно, сынок, о людях плохо думать? Даже и не знаю.
     - Ничего, найдем, - успокоил участковый бабушку, - если украли, то обязательно найдем.
     Печенкин попрощался, пошел дальше. Купив в магазине сигарет, вернулся в опорный пункт и занялся привычным делом - написанием отказных постановлений. Добравшись до заявления гражданки Редькиной, задумался ненадолго. «Придется писать отказной материал. Где я ей гусей найду? Допустим, в городскую прокуратуру жаловаться она не поедет. Тогда - решено!»

     Взяв чистый бланк постановления, Печёнкин начал его заполнять. В содержании он указал множество причин, по которым не может быть возбуждено уголовное дело. Здесь были и малозначительность ущерба, и ссылки соседей на то, что факта кражи они не видели. Следовательно, получалось так, что события преступления, как такового, не было. Печёнкин раскрыл уголовно-процессуальный кодекс и подобрал пункт для отказа. На секунду он задумался. Почему-то, вспомнились гуси, заглатывающие мелкие камушки. Виктор подвинул к себе бланк постановления и одним махом написал четко сформулированный, как ему показалось, вывод:
«Ввиду того, что гуси наглотались камней и утонули в озере, в возбуждении уголовного дела отказать, в соответствии со статьей 5, пункт 1 – за отсутствием события преступления. О принятом решении уведомить заинтересованные стороны».               


Рецензии
Интересный, жизненый рассказ. Читается легко, вызывает улыбку, но почему-то сквозь слёзы.

Галина Хаустова   29.10.2012 01:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте уважаемый,Владимир Демьянов.С удовольствием
прочитала рассказ"Гуси"Спасибо. Орегинальный,лёгкий,естественный сюжет.Вызывающий грустную улыбку. Всего Вам доброго.
С уважением Нина С.

Нина Сухорученкова   23.01.2013 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.