Иваныч

   История эта правдива от начала и до конца. Рассказал мне её сам Иваныч, точнее Тиунов Олег Иванович за «рюмкой вечернего чая». Перескажу я этот случай так, как слышал от него, от первого лица, так сказать. А начал он её так:
«Вот многие думают, что стоит стать офицером и жизнь у тебя пойдет, как по маслу. Это далеко не так. Кому-то, можно сказать везёт. Они дослуживаются до больших звезд на погонах. Но служба не у всех и не всегда так складывается. Вот возьмем, к примеру, меня. Лично я прошел «героический» путь от лейтенанта до старшего лейтенанта. И обратно.
   А дело было вот как.

   Окончил я в свое время Томский политехнический институт. Человеком был сугубо гражданским потому, что в армии не служил – в институте была военная кафедра. После окончания института стал работать по специальности – сначала помощником бурового мастера, затем мастером. Стоит ли говорить, что работа эта хоть и приносит неплохой доход, является очень тяжёлой. Постоянно в грязи, холоде. Приходилось на себе тяжести таскать, да и бытовые условия в период вахтовой работы оставляли желать лучшего. И вот, после трех лет такой работы, находясь в очередном отпуске, встретил я приятеля. Учились в институте мы вместе, только он после выпуска каким-то образом призвался в армию и в настоящий момент проходил службу в одном из районных военкоматов города Томска.
   Обрадовались встрече, конечно. Вспрыснули это дело, за жизнь поговорили. И оказалось, что быть военным не просто не плохо, а очень даже хорошо. Я, значит, на буровой в грязи, а он в тепле повестки выписывает. Денежное содержание, как называют военные заработную плату, меньше моей, но, опять же, звезды на погонах, всеобщий почёт и уважение. А это в начале восьмидесятых годов был не пустой звук – армию уважали. Опять же – продвижение по службе, а значит и рост благосостояния. Позавидовал я приятелю по-доброму. А он мне и толкует, мол, давай тоже как я. Оформят мне повестку через военкомат и вперёд – на службу! Тем более, есть возможность служить в Германии. Кадровых офицеров не хватает, поэтому производится набор резервистов.
   Я, понятно, сразу согласия не дал, решил с женой посоветоваться. Я к тому времени уже женат был, двое детей имелось в наличии – мальчик и девочка. Взял телефон у приятеля, чтобы позвонить позже. Дома жене сказал о возможности пойти на службу, а она мне говорит: «Чего тут думать? Иди, конечно! Мне не очень приятно тебя на вахту каждый раз провожать. Опять же, в Германии побываем, увидим, как там люди живут». Ну чего тут ещё думать? Решился я. Позвонил приятелю, согласился.

   К чести сказать, не обманул товарищ. Не сразу, но как он и обещал, получил я предписание прибыть в распоряжение командующего ГСВГ - группы советских войск в Германии. В штабе ГСВГ получил уже конкретное назначение в город Бадфрейнвальде. Было это в 1981 году. И началась там моя военная служба в зенитном ракетном дивизионе войск ПВО. Начал осваивать зенитно-ракетный комплекс «Куб», который находился на вооружении дивизиона.
   Поначалу не всё давалось легко. Военную форму я носить не умел – то обмундирование не поглажу, то сапоги забуду почистить. Но, после пары – тройки внушений командира дивизиона, постепенно привык приводить свой внешний вид в порядок. С личным составом поначалу «либеральничал», на «вы» называл, старался быть вежливым. Но после первого выговора за низкую требовательность к подчиненному личному составу, научился разговаривать нормальным, военным языком – через «ять». Постепенно я становился настоящим военным, а не пиджаком, как называют призванных с гражданки офицеров, не имеющих специального военного образования. Через два года, как положено, получил очередное звание старшего лейтенанта. И вот через это знаменательное событие произошла со мной оказия.

   Как положено в армии, присвоение очередного звания необходимо «обмыть», представиться по случаю, так сказать, своим сослуживцам, а иначе и новые погоны со звёздами одевать не к лицу. Следуя не мною установленным традициям, я в этот же день пригласил сослуживцев в каптерку своей батареи в техническом парке. К мероприятию особо не готовился – набрал водки, нехитрой закуски, водички запить. Жены и детей не было, она гостила у родителей в Союзе, поэтому  решил обставить всё просто, без разносолов.

   В девятнадцать ноль-ноль, как было назначено, собрались офицеры нашей батареи в технической каптерке. Я к этому часу стол накрыл, порубил–порезал закусь. Налили, поздравили. Мне в стакан, налитый до краёв, три звезды бросили, Когда выпил, чудом их не проглотил, выплюнул.
- Ну, теперь ты настоящий старлей, - комбат поздравил, вручил заранее заготовленные погоны старшего лейтенанта.
Тут же их нацепили на рубашку. Налили по второй. Третья, по традиции, за тех, кто в сапогах и в настоящий момент исполняет служебные обязанности. Как я напился, даже не заметил. Видимо на радостях. По свидетельству сослуживцев, по кратким проблескам памяти, по материалам служебного расследования события разворачивались далее следующим образом.

   Товарищи мои все разошлись. Водка выпита, чего же ещё делать? Я остался для того, чтобы убрать остатки пиршества. Вместо этого, около десяти часов тридцати минут вышел на территорию парка, открыл принадлежащий нашей батарее транспортный «ЗИЛ» с тремя зачехленными ракетами класса «земля-воздух», сел за руль и покатил к выезду из парка. Как на грех, дежурный офицер отсутствовал. Выскочивший к воротам дневальный по парку, пытался мня образумить – типа выезд запрещён и так далее. Но где ему, рядовому, спорить с целым старшим лейтенантом? Испуганный вечными муками на «губе», поздним дембелем и изощренным матом, солдатик, естественно, ворота распахнул, за что впоследствии действительно сидел на гаупвахте. Я же бодро покатился навстречу приключениям, хотя помню всё плохо, а лучше сказать не помню вообще.

   Доехав до одного из гаштетов (кабак по-нашему)  славного города Бадфрейнвальде, я оставил машину у входа, а сам, усевшись за столик, заказал выпивки. Что-то такое в моей памяти присутствует. Я даже помню, что с увлечением разговаривал с какой-то женщиной, как оказалось немкой, хотя немецкий язык почти не знаю. Сколько выпил в кабаке, и чем расплатился, не помню.  Очнулся я у немки утром в кровати. Голова трещит, во рту бяка. Начал одеваться, на службу пора, а она что-то лопочет, понять не могу. Послал я её, в сердцах, подальше. Прибегаю в часть, меня прямо с КПП заворачивают к командиру части. Удивлён, конечно. Захожу в штаб, стучусь, докладываю.
- Старший лейтенант Тиунов по вашему приказанию прибыл.
А он мне:
- Куда ракеты дел, лишенец?
Я понять ничего не могу. Какие ракеты, мол? А он меня трехэтажным матом, потом за сердце хвататься начал. Я выбежал, фельдшера вызвал, затем в подразделение своё пошёл. Вот тут то и открылась мне истина.
   Вспомнилось, что ездил я на машине, а приятели-офицеры растолковали мне, что пока я в питейном заведении глаза заливал да с немкой прохлаждался, часть по тревоге «на ушах» стояла. Оказалось, что уже ночью немецкий военный патруль обнаружил транспортную советскую машину с боевыми ракетами. ГДР нам дружественной страной была, и добропорядочные немцы установили, какой  русской воинской части она принадлежит. Сообщили в часть уже под утро, дождались наших представителей, передали автомобиль вместе с ракетами. Это на счёт ракет командир части меня приколоть хотел, да сердчишко его подвело. Видимо сказалась бессонная ночь.  И нервы, опять же.

   В части, естественно, провели служебную проверку. Да так быстро, что через три часа после прибытия в часть я уже в заключении по материалам проверки расписался. В документе говорилось, что угнал я не «ЗИЛ» с ракетами, а служебный «УАЗ». Это правильно, иначе меня бы посадили. Командир пожалел, но приказал в двадцать четыре часа отправить в СССР. Так что уже следующим утром я следовал на поезде к новому месту службы. В Забайкальский военный округ. Приобретенную в Германии мебель продал по дешевке, остальные вещи отправил почтой.

   Приехал я в Забайкалье, а следом приказ о снижении меня в звании на одну ступень, до лейтенанта. Дослужился, называется. Позвонил жене сообщить адрес нашей новой службы – истерика. Сказала, что ко мне она не приедет. Я её понимаю Забайкалье не цивилизованная Германия. Природа – дрянь, дороги – дрянь, сыро и зябко. Должность моя, командира взвода комплектуется только по замене. Это значит, что «трубить» мне здесь неизвестно сколько, пока новый «лишенец» не прибудет. Перспективы никакой. Такая тоска меня взяла, что уволился я из армии по служебному несоответствию. Раньше из армии только так увольняли.
   Вот и получается, что не всем удача улыбается в службе. Мне не улыбнулась, а зря. Из меня хороший генерал мог бы получиться».

   Мы посидели, посмеялись, повздыхали. К этому рассказу нечего добавить. Вывод один – не умеешь пить спиртное, заваривай чай.               


Рецензии