Попался или революция сознания. Глава 7. после кре

Глава 7. ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ. НАПУТСТВИЯ О СОБЛАЗНАХ, БРАКЕ И НАШЕМ МИРЕ.
После крещения батюшка подошел ко мне и с серьезным лицом завел разговор – «А теперь, прости, Антон, я хочу тебе дать несколько наставлений о некоторых вещах, с ко-торыми тебе предстоит столкнуться в твоей духовной жизни. И так выслушай меня пожа-луйста.
Помнишь, Антон, с какой гордостью и яростью ты пытался доказать Василию, что он не прав, что религия – это обман? Теперь смотри, как получилось… - батюшка на мгновение улыбнулся, это хорошо, что теперь твоя гордыня повержена, теперь ты открыт Богу. Не закрывайся, не возвышайся, а умей слушать себя и людей, не торопись «судить авансом». Начну цитировать о. Павла Гумерова:
О ГОРДОСТИ.
 «Интересные вещи говорит христианство: там, где присутствует гордость, там сте-на, стена со стороны человека, или закрытая дверь через которую Бог не может пройти в человека. Он только стоит и стучит, но дверь открывается изнутри, смирившимся и уви-девшим необходимость в Боге человеком. Бог не может спасти нас без нас, он не насилует человеческую волю. От человеческого решения зависит, открыть дверь Богу или не от-крыть.
Почему всё зависит от смирения? – Потому что в христианстве основным догматом утверждается сам Христос, то есть Спаситель, и, следовательно, тот, кто не осознал себя погибающим и имеющим нужду в Спасителе – тот не христианин, тому Христос не ну-жен, так как Христос нужен и пришёл только к погибающим: духовно слепым, духовно хромым, духовно глухим людям (Мар. 2:17). И христиане ищут не Рая самого по себе и не вечных благ, а ищут Христа – единения с Богом. Неслучайно целью христианской жизни является «Обожение» (по греч. Теосис) – стяжание Духа Святаго, поскольку Царство Не-бесное внутри вас есть (Лук.17:21), и Бог есть высшее благо, Его то и ищет христианство – Бога, а не Божьего, не Рая, а Бога.
 Оказывается, что достижение той вечности, того блаженства, о котором говорят многие религии, обусловлено не добродетелью и трудом самими по себе, а воспринимает-ся и даётся только рождающемуся от них смирению. ну, конечно же, если ты делаешь то-то, то-то и то-то, то получаешь это…оказывается, не добродетели и не труду даётся воз-даяние, совсем нет, но рождающемуся от них смирению.»
Имея «семь пядей во лбу», как порой трудно человеку сказать «прости»… Вот тот барьер между отношениями, который может разрушить всё на своем пути. Как «Денница» спал снеба, потому, что возгордился, так и человек, если будет даже совершать добродетели не спасется в гордости, потому, как гордость – это мерзость перед Богом, «…гордым Бог противится, а смиренным дает благодать…», запомни это крепко.
О ДОБРОДЕТЕЛЯХ. О ТЕРПЕНИИ
Этой добродетели очень не достает особенно молодым людям… Привыкли мы в век технического прогресса рубить с плеча…
«…В стяжании внутренней добродетели терпения нельзя тебе вдруг вожделевать на-праслин, обид и всяких других неприятностей, порываться на них и радоваться им, хотя можешь терпеливо переносить их, когда встречаются; потому что такое вожделение и та-кая радость суть высшие степени терпения, до вступления на которые тебе надлежит пройти низшие, кои суть: смиренное самоуничижение, считающее себя заслужившим вся-кие оскорбления, подавление позывов к отмщению, возненавидение всякой мысли об от-мщении и подобные.
Советую тебе также: не берись вдруг за все добродетели и даже за несколько их, но установись прежде в одной, а потом переходи и к другой. При таком образе действования всякий добродетельный навык удобнее и прочнее укоренится в душе. Ибо когда станешь упражняться непрестанно преимущественно в одной добродетели, то и память твоя все будет занята почти одною ею, и ум твой, будучи чрез то прикован к помышлению об ней, скорее утончится в изыскании случаев и способов к совершению ее, и воля твоя охотнее прилепится к ней с большим расположением; а все это в деле стяжания добродетельных навыков суть сильные споспешествования, которых тщетно будешь ты ожидать, если за-раз прострешься ко многим добродетелям.
С другой стороны, и сами деяния одной и той же добродетели, будучи одновидны и сходны между собой, по причине сей одинаковости образа действования становятся все менее и менее притрудными и скорее препровождают к другой. Ибо обыкновенно одна добродетель вызывает другую, подобную ей, и помогает ей тем самым, что, установив-шись в сердце, предрасполагает его и к принятию своей подобницы, уготовляя наперед там для нее как бы престол для восседания.
Этот высказанный мной расчет верен и истинен, и мы по опыту знаем, что кто добре и всеусердно упражняется в одной добродетели, тот вместе с тем не только научается наперед, как упражняться и в другой, но с умножением навыка в ней возбуждает, растит и крепит и все другие добродетели, по причине нераздельности их между собой, ибо они все суть лучи, исходящие от одного и того же Божественного света».
О БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЯХ



 «Каждому священнику периодически приходится отвечать на один и тот же вопрос (обычно его задает молодежь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом? Ведь все это совершается по обоюдному согла-сию, никому не причиняется вред, ущерб. Вот прелюбодеяние – другое дело: это измена, разрушение семьи. А здесь что плохого?».
 Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных зако-нов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился.
 Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни пре-любодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г.), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10). Не наследуют, если не покаются и не пере-станут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого, Григория Нисского, также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит».
Не буду много говорить, а лишь добавлю еще главного:
Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной ни-когда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключен-ный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.
Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нем, служа-щее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2: 24). Наличие брака – это еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. Самка может совокупляться с любым самцом, даже с собственными детьми, когда они вырастут. У людей же существует брак – взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.
 Телесные отношения – это очень сильное переживание, и они служат еще большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3: 16), – сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.
 Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (Еф. 5: 31) для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Но Библия говорить нам и о том, что в блуде люди тоже соединяются в «одну плоть», но только уже в грехе и беззаконии – для греховного наслаждения и безответственности: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1 Кор. 6: 15-16).
 И действительно, каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах.
 Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души.
 Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Ни просто половые связи, ни сожительство с одним партнером в модном ныне «гражданском браке» не дает человеку настоящего счастья. Потому что брак – это не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие любимому че-ловеку. Понятно, что ни беспорядочные связи, ни сожительство без регистрации это-го дать не могут. Какими бы красивыми словами ни прикрывались любители «гра-жданского брака», в основе их отношений лежит одно – взаимное недоверие, неуве-ренность в своих чувствах, боязнь потерять «свободу». Люди блудящие обкрадыва-ют сами себя; вместо того чтобы идти открытым, благословленным путем, они пы-таются украсть счастье «с черного хода». Один весьма опытный в семейной жизни священник сказал как-то, что живущие вне брака подобны людям, которые, надев на себя священнические облачения, дерзают служить литургию; они хотят получить то, что им не принадлежит по праву.
О БЛУДЕ И БЛУДНЫХ МЫСЛЯХ. «ХРАНИ СЕРДЦЕ ТВОЕ»
 «С чего начинается грех блуда? «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало страсти. Чело-век впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха.
 Да, грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как-то попадает. Попадает из не-скольких источников. Блудная страсть, как говорят святые отцы, напрямую связана с гре-хом, о котором мы говорили в предыдущей статье, – со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18). Любообъедение – страсть плотская, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержанию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие – все это очень горячит кровь, вызывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт.
 Другой фактор, влияющий на буйство плоти, – это нехранение зрения и других чувств. Конечно, у нас нет еще такого чудовищного разврата, в котором утопал Древний Рим, хотя мы приближаемся к этому. Но вот такой пропаганды и рекламы этого греха Рим точно не знал. В статье о средствах массовой информации уже немало было сказано про это. Не только телеэфир (телевизор хотя бы можно выключить), но и улицы наших городов наполнены изображениями обнаженных тел. Притом бесстыдные рекламные щиты порой «украшают» самые напряженные трассы. Думаю, что аварийность около таких плакатов повышается в несколько раз. Один московский священник как-то не выдержал, принес большую лестницу и на огромном непристойном плакате написал черной краской: «Лужков, ты мэр Содома?». Конечно, все это делается, чтобы разложить, ослабить нацию. Известный факт: Гитлер распространял на оккупированных территориях порнографию и противозачаточные средства. Притом что в самой Германии порнография была запрещена.
 Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту.
 Первое, что нужно сделать, – сократить количество источников соблазна до мини-мума. Второе: не фиксировать свое внимание на раздражающих объектах, не прилеплять-ся к ним. Не пожирать глазами соблазнительные картины, а научиться скользить по ним взором, как бы не замечая их.
 И третье: не только не проявлять особого внимания к соблазнам, но и изменить свое отношение к ним, воспринимать как нечто нейтральное. Приведу пример в объяснение моей мысли. Хотя я и имею довольно серьезный водительский стаж, но все же страдаю невнимательностью, рассеянностью на дороге. В пути могу засмотреться на что-нибудь интересное, необычное, и это меня не раз подводило. И я выработал правило, дал себе за-рок: за рулем следить только за дорожной обстановкой, знаками, показаниями приборов, а на всем остальном, отвлекающем, не фиксировать взор, как бы скользить взглядом по предметам, не останавливаясь долго на них. В обычной, не автомобильной, жизни такой прием тоже помогает хранить зрение. Когда встречаешь что-то неполезное, вызывающе соблазняющее, нельзя не видеть этого (хотя полезно и отвести взор), но можно не рас-сматривать, не останавливаться взглядом. Конечно, для этого нужен определенный навык. Но зато потом уже чисто автоматически начинаешь отсеивать то, на что не нужно смотреть.
 Еще один важный способ хранения себя от соблазнов – изменение отношения к вещам соблазняющим. Вещи сами по себе нейтральны; хорошими или плохими их делает наше отношение к ним. Например, на женщину можно смотреть как на пред-мет вожделения, а можно (даже если она не очень скромно одета) как на нечто ней-тральное. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелю-бодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыс-лей».
 На существо противоположного пола можно смотреть как на сестру или на мать (на брата или отца), но не как на нечто разжигающее в нас похоть. Ведь очень часто мы сами готовы открыть душу страсти. Но если она закрыта на замок, соблазнительному образу, картинке сложно будет проникнуть внутрь. Если человек имеет жену, для него может су-ществовать только одна женщина – супруга. Только ее он может любить как женщину, все остальные не имеют пола. Он должен видеть в других женщинах только человеческое, а не женское. Враг очень силен, и от нескромного взгляда, легкого флирта до прелюбодеяния – один шаг. Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли, как грязь, пачкают, оскверняют душу и сердце. Недаром демона блуда преподобный Ефрем Сирин назвал «бесом нечистоты». О том, как бороться с греховными нечистыми помыслами, мы уже говорили в одной из предыдущих статей.
 Все, что было сказано выше, относится к помыслам, чувствам, желаниям – с этого начинается страсть блуда. Второе, о чем нужно помнить, – это наше поведение. «Горе то-му человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Нескромная одежда, дву-смысленные шутки, легкость в обращении с противоположным полом – все это может навредить не только нам, но и другим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни делали, нужно всегда задумываться: не движет ли нами бессознательно какая-либо страсть, и как наше поведение отзовется в сердце другого человека».
 ГОРЕ МИРУ ОТ СОБЛАЗНОВ
«Очень многое в нашей жизни зависит от отношения к той или иной проблеме. Даже к явному соблазну можно относиться вполне нейтрально. Но если специально настраивать себя, подогревать в себе страсть, достаточно небольшого толчка, чтобы страсти сорвались с цепи.
 В наше время и средства массовой информации, и современная литература, искус-ство, даже образование пытаются внушить нам мысль, что грех – это норма, а черное – это белое. Особенно яро пропагандируется грех блуда: «Сексуальная жизнь необходима всем без исключения (в разных формах), без этого просто нельзя прожить, без этого у тебя никогда не будет ни счастья, ни здоровья, вообще ничего. Если у человека есть половые органы – они должны обязательно действовать и т.д.». Об этом можно говорить очень долго, но все ясно и так. Все перевернулось: грех, извращения – это не то, от чего надо избавляться, а то, без чего невозможно прожить. Источник всего этого тоже известен. Нам предлагается чудовищная ложь, а «отец лжи», как известно, диавол.
 Можно ли, живя в этом страшном мире разврата и греха, сохранить чистоту? Еван-гелие, Новый Завет, где блуд называется смертным грехом, написано не только для людей I века. Оно написано для всех времен и для нас, христиан XXI столетия. Где жили первые христиане? В Римской империи. А Рим достиг такого уровня распущенности, разврата, половых извращений, до которых наша страна пока, слава Богу, еще не дошла. И, тем не менее, христиане смогли сохранить себя, свои семьи от натиска нечистоты. И христианст-во, несмотря на жесточайшие гонения, смогло изменить этот мир. Империя в начале IV века стала христианской.
 Если говорить не о временах первых христиан, а о нашем недавнем прошлом, то еще 20 лет назад многое, что современная молодежь считает смешным, нелепым и уста-ревшим, было нормой. Нормой было обязательно создать семью. Для большинства девиц было нормой хранить себя до брака. Сожительство без брака осуждалось обществом и было явлением крайне редким. Так было в нашей стране, где семейные традиции не умер-ли даже в советское безбожное время. И вообще любой нормальный человек рано или поздно понимает, что путь распущенности, вседозволенности, разрушения семьи – это путь в никуда. Америка, измученная плодами «сексуальной революции», повернулась в сторону нравственных, семейных ценностей. С 1996 года в США введена программа под названием «Обучение воздержанию». На ее реализацию выделяется по 50 млн. долларов в год. Задача этой программы – противостоять половой распущенности, абортам, внебрач-ной беременности, пропагандируя воздержание и объясняя подросткам, что оно не нано-сит вреда организму.
 В нашей стране, к сожалению, пока, наоборот, всячески насаждается мнение, что воздержание вредно: «Если есть органы – они должны работать во что бы то ни стало. Ес-ли есть желания – они должны удовлетворяться». И поэтому мы и перегнали всех по абортам и количеству брошенных детей.
 Немного о детородных органах. Они даны нам для репродукции, для воспроизведе-ния потомства. И все животные организмы их для этого и используют. Нефункционирование их не может привести к потере здоровья. Например, женщина может родить за свою жизнь одного ребенка, а может вообще не родить. При этом ее матка так и останется невостребованной, но это не значит, что женщина будет болеть. В человеческом организме заложены механизмы саморегуляции.
 Все зависит от нашего отношения к проблеме воздержания. Если человек настроит-ся, что жить не сможет, умрет без половых связей, ему действительно будет невозможно воздержаться. А настроенный на воздержание, хранящий себя от соблазнов сможет понес-ти это.
 В браке также необходимо научиться воздержанию. Ведь существуют посты, пе-риоды беременности, может случиться болезнь. Есть люди, чья профессиональная дея-тельность предполагает длительные командировки. И так было всегда, и супруги как-то терпели, смирялись. Многие благочестивые матери имели много детей и во время бере-менности и кормления грудью (а это больше двух лет) не имели плотского общения с му-жем.
 А сейчас даже иные врачи советуют лечить некоторые болезни (например, проста-тит) с помощью случайных связей. Если у мужчины нет жены, они советуют завести лю-бовницу, чтобы «подлечиться». Что тут можно сказать? Простатит – болезнь не новая. Но в наше время безнравственность и распущенность захватили все слои общества и сосло-вия, в том числе и врачей. Никакой грех не может лежать в основе лечения. Грех не сози-дает, а только разрушает. Сейчас появилось очень много современных препаратов и мето-дов лечения мужских болезней. Недобросовестные же врачи иногда дают просто ужасные советы. Один мужчина потерял единственного ребенка, который очень тяжело болел и умер у него на руках. Этот человек чрезвычайно переживал свое горе. К тому же его жена уже не могла рожать детей. Он долго лечился, обращался к психиатрам, психотерапевтам, и вот что они ему советовали: «Заведи себе любовницу, и пусть она родит тебе ребенка. Или разведись с женой и женись на молодой, вот и будут у тебя дети». Да, воистину «ужасный век, ужасные сердца!»».
 «БОГ В ПОМОЩЬ!»
 «Брань с разжжением плоти – вещь естественная, не нужно ее бояться. Каждый че-ловек чувствует в своем теле определенные поползновения, движения. Но эти движения не должны выходить из-под контроля. Наши гормоны, наше естество нужно всегда дер-жать на коротком поводке и в строгом ошейнике, иначе этот пес вырвется и может поку-сать нас самих.
 Если мы хотим бороться с похотью плоти и просим у Бога помощи, Господь обяза-тельно поможет нам. Если не будет борьбы с плотью, не будет и награды за подвиг.
 Некий пресвитер Конон часто совершал таинство крещения. Всякий раз, когда ему приходилось помазывать святым елеем и крестить женщин, он впадал в большое смуще-ние и по этой причине даже хотел уйти из монастыря. Тогда явился ему святой Иоанн Креститель и сказал: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды к нему пришла для крещения девушка-персиянка. Она была так прекрасна, что пресвитер не решился помазать ее святым елеем. Она прождала два дня. Между тем пресвитер Конон, взяв мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставаться». Но едва взошел он на холм, его встретил святой Иоанн Предтеча и сказал: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон с гневом ответил ему: «Будь уверен, ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, но так и не выполнил обещания». Тогда святой Иоанн раскрыл его одежды и трижды осенил крестным знамением. «Поверь мне, Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за брань эту, но так как ты не захотел, я избавлю тебя, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в монастырь, пресвитер крестил персиянку, как бы и не заметив, что она женщина. После чего до самой смерти совершал крещение без всякого нечистого возбуждения плоти.
 Плотскую похоть не случайно сравнивают с огнем, пламенем. И святые отцы еди-нодушно говорят, что нельзя давать ей никакой пищи (топлива) через пресыщение плоти, зрение, слух и другие чувства, и тогда с ней нетрудно будет справиться. Внезапно вспых-нувшее пламя легко можно затоптать, но пройдет всего несколько минут, и будет пылать весь дом. Кто хоть раз видел большой пожар, знает, как неуправляема огненная стихия».
О НЕОБХОДИМОСТИ ОЧИЩЕНИИЯ
И немного из книги о.Иерофея Влахоса:
«Христианство без очищения – это утопия. Итак, говорить о религии (благочестии) мы можем, только очищаясь и, главное, стремясь к своему исцелению, что согласно и со словами Иакова, брата Божия: "Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обузды-вает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непо-рочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скор-бях и хранить себя неоскверненным от мира" (Иак.1:26-27). Из этого места хорошо видно, что благочестивым является тот, кто обуздывает язык и не обманывает, состоит в том, что цель христианства – достичь блаженного состояния обожения. Обожение и подобие Бо-жие отождествляются между собою. Но, чтобы достичь этого подобия и созерцания Бога и чтобы само это созерцание оказалось для нас не «огнем поядающим», но животворящим светом, от человека предварительно требуется очищение. Это то очищение и исцеление является делом Церкви. Если же христианин принимает участие в обрядах, не подвергаясь животворящему очищению, хотя сами внешние проявления культа имеют целью именно очищение человека, он не живет в Церкви по настоящему».
О ПРИЧАСТИИ
И конечно о самом главном вспоможении христианина, о причастии, со слов о.Иерофея Влахоса:
«…таинство божественной евхаристии является центром духовной жизни Церкви в ее таинствах…», поэтому не пренебрегай им, а используй его как помощь в преодолении своих страстей, для возрастания в духовной жизни, но также помни и о другом. «…Для того чтобы человек мог достойно причаститься тела и крови Христовых, требуется опре-деленная предварительная подготовка, ибо, согласно литургическим молитвам, причаще-ние – это свет просвещающий для тех, кто подготовился к нему, и «огнь поядающий» для неподготовившихся. Апостол Павел говорит:
«Кто будет, есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет про-тив Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:27 30).»
«Я твердо убежден, что на первое место следует поставить тему подвижнической жизни, которая служит путем приготовления ко святому причащению».
Святое причастие помогает исцелению, если ему сопутствует религиозная жизнь во всех других ее формах. Именно эта жизнь служит основой православного подвижничест-ва.
Храни тебя, Господь, раб божий Антоний, сказал батюшка, и мы распрощались.
От батюшки я ушел в глубокой задумчивости, но в то же время с чувством умиро-творения и тихой радости. Я много не понимал из сказанного, но чувствовал, что когда-нибудь мне всё это очень пригодится.


Рецензии