Документ 5. Краткая биография

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Раритетные документы и фотографии" (Часть первая).

В разделе – одном из важнейших в книге – приведены раритетные (исключительно редкие) фотографии и документы, непосредственно относящиеся к жизни и трагической гибели Дмитрия Игнатьевича Любивого. Расположенные в хронологическом порядке, они описаны и проанализированы. На основе анализа сделаны выводы. Эти материалы позволяют восстановить очерёдность  событий и многое узнать о фактах жизни Дмитрия Любивого.
Несмотря на превратности судьбы, переломные моменты истории, переезды семьи и т.п., сохранившиеся документы и фотографии позволяют воссоздать жизнь Дмитрия с достаточно хорошей степенью точности. Другие разделы книги, касающиеся воспоминаний, публикаций и расследований только подтверждают задокументированные факты, окрашивая их мнением и отношением очевидцев и хранителей родовой памяти.
Ранее систематизированная работа с документами не проводилась – существовала лишь семейная устная традиция о тех временах. Поэтому неудивительно, что некоторые сведения даже из документов и фотографий не вычитывались, не анализировались, не сопоставлялись с необходимой скрупулёзностью.
Подготовка книги заставила отыскать всё, что так или иначе относится к жизни Дмитрия Любивого и его семьи, собрать воедино и «разложить по полочкам». Для этого, понятно, пришлось подобрать, прежде всего, архивы детей Дмитрия: Любови, Дины, Валерия, – а также пообщаться с теми родственниками, у которых могли сохраниться документы.
При анализе документов приходилось учитывать следующее: 1. В документах события назывались и описывались под углом зрения тех представлений, которые существовали на момент происхождения событий; 2. По мере того, как события прошлого удалялись во времени, документы всё более «подкрашивали» судьбу главного героя, делая его участником событий, которые действительно происходили в ту историческую эпоху, но напрямую не очень касались Дмитрия; 3. Описание фотографий, включая групповые портреты, формировалось с учётом воспоминаний детей Дмитрия Любивого: Любови, Дины, Валерия, – которые, хотя и были маленькими на момент 1931 года, но не раз рассматривали эти фотографии со своей матерью – Фёклой Константиновной Любивой, а также с бабушкой – матерью Дмитрия – Домной Николаевной (до 1935 года и в 1938 году), которые им называли имена участников и обстоятельства фотосъёмок.

ДОКУМЕНТ № 5. «КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ»

ИЗЛОЖЕНИЕ ДОКУМЕНТА 5
Краткая биография Дмитрия
Игнатьевича Любивого

Любивый – сын рабочего-шахтера, жившего
до выезда из России Харьковской губ. Юзовски[й уезд]
С 9 лет Любивый работал по найму пастухо[м в де-]
ревнях  Ус[тиновское] и Але[ксеевское]
С 18 лет в 1916 году Любивый мобилизован и был
в старой армии где прослужил до момента рево-
люции 1917 года, а после вернулся в село Алексеевское
где работал по найму и принимал во все время
гражданской войны участие в боях с басмачами
по русскому (бандами) р[уководи]мые в 1918 году с [К… или Сел…]-
[(строка на перегибе практически утеряна)]: [ром] [ид] [Ибрагим-]
беком, Исраилом и в 1921 году Хал-Ходжой в 540 чел
отряд и Аман-Палван в 200 чел – все время на-
ходился в добротрядах организовавшихся в то время в
К-Тюбе и доказал свой героизм во время боев по защи-
те интересов трудящихся масс К-Тюбинского
Района. С 1922 года работал в лесничестве и дру […
… Чаткальском] и других [советских ко-]
оперативных организациях, и последнее [время]
его работал в Райводхозе ––––––
Председатель [Ри…] […]
Члены президиума [Карп…] [Ри…] [Бу…]

Печать


Описание:
Оригинальный документ «Краткая биография» написан синими чернилами, подписи председателя – [Ри…] или [Рыш…] – теми же чернилами. Члены президиума подписались карандашами и перьевой ручкой. Председатель подписался и за члена президиума. Лучше всего видна подпись члена президиума [Карп…] Оригинальный документ ошибочно назван «Краткая автобиография».
На документе стоит синяя гербовая печать с гербом РСФСР. Диаметр печати – 40 мм. По кругу печати надпись-легенда на двух языках, на которой можно различить: «Кир. А.С.С.Р. Кет[мень-Тюбинский…]», – хотя печать при нанесении на бумагу была немного сдвинута.
Документ написан на одной стороне бежевой бумаги из тетради (домовой книги) формата 200х260, разорван от износа посередине, имеет отсутствующие участки на 5% площади и подклейку из белой бумаги. Часть текста утеряна и выгорела на свету. Однако имеется несколько копий этого документа, сделанных несколько лет тому назад, где текст читается лучше. Но содержание документа понятно по контексту, историческим материалам о басмаческом движении и реальным названиям населённых пунктов, где жил Дмитрий Любивый.
Те места документа, где текст не может быть точно определен, указаны в квадратных скобках.
Выводы:
1. Судя по мокрой гербовой печати с гербом РСФСР и надписью «Кир. А.С.С.Р.», документ мог быть написан в период 1926-1936 гг. Однако, исходя из потребности в документе для решения многочисленных организационных и семейных вопросов, а также с учетом его достаточной обобщенности (биография «краткая»), можно предполагать, что документ составлялся сразу после гибели Дмитрия Любивого и его похорон 18.05.1931.
2. Сообщается, что Любивый – сын шахтера, который жил «до выезда из России» в Юзовском уезде Харьковской губернии. Интересно, что автор «биографии» Киргизскую АССР (ранее – часть Туркестанского генерал-губернаторства)  не относит к территории России (и РСФСР) или считает обособленной. Но место, откуда прибыл отец Дмитрия Любивого, называет: «Харьковская губ., Юзовски…», – что очень ценно для дальнейших исследований.
«С 9 лет Любивый работал по найму пастухо…». Значит, Дмитрий с 9-и лет, как считает автор «биографии», уже жил       в Кетмень-Тюбе.
Это был 1906 год (рубеж 1906-1907 годов), когда Дмитрий в составе семьи приехал по переселению в Туркестанское генерал-губернаторство (именно – в Кетмень-Тюбе, в переселенческий хутор Алексеевский на его территории, зарегистрированный как населённый пункт в 1908 г.) Дмитрию в это время исполнилось 10 лет (в документе считается, что 9 лет).
Названия «деревень» читаются плохо, но просматривается Ус[тиновское или Устиновский,] и Але[ксеевское, Алексеевский].
4. Из «биографии» следует, что Дмитрий служил «в старой армии» с 1916 г. «до момента революции 1917 года, а после вернулся в село Алексеевское». Здесь можно уточнить: а) документ № 1 «Свидетельство» позволяет говорить о том, что Дмитрий был призван в армию уже в конце 1915 г., а 01.03.1916. он успешно окончил курс учебной команды военного времени (по крайней мере, 1-й период курса, который обычно начинался с 15 января [1.14]); б) документ № 2 «Билет» говорит о том, что Дмитрий вернулся домой в декабре 1917 года (в Намангане он был уже 12.12.1917.), значит, под революцией следует понимать именно Октябрьскую 1917 г. революцию, а не, скажем, Февральскую.   
5. Из «биографии» также вытекает, что, вернувшись из армии в село, Дмитрий работал по найму (с перерывами на участие в боях с басмачами), а с 1922 г. – работал в лесничестве или в лесничествах (одно из которых, но не первое, в документе может читаться как Чаткальское) и других «советских кооперативных организациях» (читается почти однозначно), и последнее время – в Райводхозе.
6. При этом «во все время гражданской войны» (т.е. до октября 1922 г. [1.20]) Дмитрий принимал участие в боях с басмачами, «все время находился в добротрядах, организовавшихся в то время в К-Тюбе, и доказал свой героизм…»
Хотя в данном документе имена руководителей басмаческих банд К-Тюбе и района (Кетмень-Тюбинской котловины) вычитываются с трудом, но с помощью Приложений 8 и 9 и первоисточников мы эти имена можем определить. Это Ибрагим-бек, Исраил, Хал-Ходжа и Аман-Палван.
На перегибе листа практически утеряна одна строка, где говорится о руководителях банд в 1918 году. Тем не менее по отдельным буквам [К… или Сел…], [ром], [ид] и смыслу документа утерянную строку можно восстанавливать следующим образом: в строке говорится о руководстве бандами или (Сел)им-беком, или бухарским Эми(ром) Сей(ид) Алим-ханом, которые действовали в Ферганской долине до лета 1919 г. вместе с Ибрагим-беком.
Действительно, банды Ибрагим-бека, Исраила (Исраил-газы), Хал-Ходжи и Аман-Палвана действовали в районах Кетмень-Тюбинской долины, р. Нарын, Наманганского, Андижанского, Ошского уездов в 1920-1923 гг., после чего киргизское басмачество прекратилось до периода коллективизации. Операция против Хал-Ходжи в Ферганской области, например, проводилась 5-12 августа 1920 г. (до этого Хал-Ходжа уже сдавался в Оше 8 марта 1920 г., но, отказавшись разоружиться, ушел в горы). Аман-Палван, крупнейший главарь киргизского басмачества, был пойман при помощи дехканского отряда в мае 1923 г. Исраил-газы сдался в Нарыне в сентябре 1923 г. Дольше всех оказывал сопротивление Ибрагим-бек, который был взят в плен лишь в марте 1930 г. в кишлаке Бульболон – до этого он скрывался в Афганистане, периодически осуществляя набеги на территорию СССР.
В документе довольно точно перечисляются банды и курбаши, хотя прошло уже 10 лет. Похоже, что писавшие документ воспользовались дополнительными источниками информации для восстановления имён басмаческих главарей, в боях с которыми, по их мнению, принимал  участие Дмитрий в составе добротрядов в 1918-1921 гг. Но, во-первых, ликвидацией банд занимались, в основном, красногвардейцы и позже части Красной Армии. Например, 31.10.1923. вышел даже Приказ Реввоенсовета СССР № 2430 о героических успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством. Во вторых, дехканскские добротряды, создаваемые в малых населенных пунктах для оказания вооруженного сопротивление басмачам, появились в конце 1922 г. – начале 1923 г. (см. Приложение 9) и собирались они при налёте басмачей или оказании помощи красногвардейцам при их передвижении по горным тропам.
7. Многолетней трудовой деятельности Дмитрия – с 1918 г. по 1931 г. – практически не уделяется внимания, лишь показано, что он до 1922 г. работал по найму, а потом работал в лесничестве и других советских кооперативных организациях, и в райводхозе – в последнее время.
8. Создается впечатление, что документ составлен для «удовлетворительного» ответа на вопрос, чем занимался Дмитрий «во все время» Гражданской войны, с констатацией: «все время находился в добротрядах», когда не «работал по найму». Составители – Председатель и Члены президиума – не поставили свои фамилии под документом, а на сдвинутой (ими) печати нельзя точно разобрать ничего, кроме герба РСФСР в центре.
Тем не менее, Документ № 5 достаточно ценный. Он составлен ориентировочно в 1931 году и фиксирует время, и отношение составителей к событиям и к Дмитрию Любивому. В документе говорится: откуда переселилась семья Дмитрия Любивого и когда, чем занимался Дмитрий, когда был призван в Русскую (царскую) Армию и когда вернулся, чем занимался после армии, в каких отрядах и до какого времени участвовал в борьбе с басмаческими бандами (с указанием их вожаков), где работал после Гражданской войны. Это дополнительно позволяет уточнить даты и биографию Дмитрия Любивого (см. Часть шестую).
Интересно, что составители «Краткой биографии» положительно считают, что басмачество окончилось вместе с Гражданской войной, т.е. в 1922 г., значит, причина гибели Дмитрия с басмачеством не связывается. Правда, о гибели в «Краткой биографии» вообще прямо не сообщается, хотя и пишется «последнее время его» работал в Райводхозе. Надо понимать, что и причина составления самой «Краткой биографии» была особой.
Возьмём на себя смелость предположить, что подпись «Бу…» принадлежит Бурханову Сараситдину, который Дмитрия Любивого знал лично.


Рецензии