Материалы интернет-поиска

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Расследование гибели Дмитрия Любивого, публикации и интернет-поиск" (Часть третья)

Эта часть содержит исследовательский материал, связанный с вопросами гибели Дмитрия Любивого и его братьев.
К поисковой деятельности нами отнесён рассказ В. Данилова «Трагедия ущелья Караюрт», в котором описывается трагическая развязка. Автор в литературном произведении обобщил и по-своему высветил материал, который был собран на основе опроса участников событий и ознакомления с теми легендами, которые сформировались за 30 лет. События были зафиксированы, что немаловажно.
Значение инициативного расследования Алексея Огнёва трудно переоценить. Он провёл обширные информационные работы, побывал в местах событий, опросил аксакалов и родственников некогда противоборствующих сторон, побывал на месте трагедии, сделал фотографии и отметки на топографических картах. Его материал приведён во втором подразделе.

см. также: http://www.proza.ru/avtor/alogmail

Раздел также содержит материалы осуществлённого А. Огнёвым и В. Любивым многолетнего интернет-поиска, который увенчался успехом. Удалось связаться и позитивно объясниться с внуком Сакена; были найдены сведения и документы о гибели во время Великой Отечественной войны Николая и Григория Любивых, братьев Дмитрия Любивого.
Имеются карты и фотографии, комментирующие события и встречи через много лет.

Подрисуночная надпись:
Карта-схема региона Ошской области Киргизии и Узбекистана, с населёнными пунктами, дорогами и реками, которые упоминаются в книге. Здесь происходили события, связанные с жизнью Дмитрия Любивого и его семьи (сделана по карте 1981–1985 гг. фабрики № 7 ГУГК)


МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТ-ПОИСКА

Уважаемые собеседники,
ведущие вот уже почти шесть лет беседу о моём отце – и Алексей Иванович, и правнук Сакена (max) и igor-bib (имён не знаю)!
Включаюсь в вашу беседу и сообщаю следующее. В связи с подготовкой книги об отце и его семье, восстанавливая интересующие меня события первых десятилетий ХХ века, которые происходили на территории Кыргызстана, я случайно обнаружил на сайте «Солдат. ру» ваши вопросы и ответы.
Скажу, что у каждого из вас свои представления и своё объяснение событий тех лет. У меня к вам нет претензий, нет претензий к Сакену и членам его семьи. То были действительно годы грандиозных перемен, и каждый человек поступал в соответствии со своей совестью и обстоятельствами. Мой отец участвовал в строительстве больницы, боролся за спокойствие в районе, предотвращал посягательство на общественное имущество и оружие. Сакен не был согласен с изменениями традиционного уклада жизни, участвовал в обеспечении сторонников вооружённых выступлений. Оба до времени были товарищами, работали в водхозе, потом их пути разошлись. Возможно, основной причиной конфликта стало их отношение к коллективизации.
Сейчас трудно установить, виновен ли именно Иметалы Уулу (Уметкулов) Сакен из Бала-Чычкана в гибели Дмитрия Игнатьевича Любивого, который в одиночку отправился на переговоры, где завязалась перестрелка. Об этом гласит лишь устная традиция и опубликованные в 1958 году рассказы. Об этом говорится и в книге: Турусбек Мадылбай. Кетмень-Тюбе : энциклопедия в 2-х т. – Б.: Айат, 2004.
Могу привести выдержку из воспоминаний моей матери. Встретив в Кетмень-Тюбе Сакена, добровольно прекратившего сопротивление, она спросила:
– Зачем ты убил Митьку?
Сакен ответил:
– Я ему сказал: «Иди к мужикам и… живи!»
Позже Сакена посадили в тюрьму г. Ош, больше я о нём ничего
не знаю.
Меня в данном случае интересует правда и факты того времени – без попытки осуждения кого бы то ни было, – поскольку для этого понадобилось бы переместиться в те годы – с их ситуациями и мотивами поступков.
На 9-е мая 1981 г. я был в пгт. Токтогул, когда открывали стадион, парк и памятник на могиле Любивого и Герасимова. Мне сообщили, что среди присутствующих на торжествах и внучка Сакена, но она стесняется ко мне подойти. Я сказал, что, мол, стесняться не надо. Она подошла, назвалась. Очень милая женщина, с которой мы тепло побеседовали, не упрекая друг друга ни в чём.
Я не возражал бы познакомиться с неизвестными мне материалами, документами и фотографиями участников событий 20–30-х годов ХХ века, которые происходили в Кетмень-Тюбе. Интересны и сведения о народном акыне Токтогуле Сатылганове, который дружил с моим отцом и присутствовал на его похоронах.
С уважением Валерий Дмитриевич Любивый



Рецензии