23. ВИ. Агошков. Кромская исповедь. Село Должёнки

23. ВИ.Агошков. Кромская исповедь.

Село ДОЛЖЁНКИ

В 50 верстах от г. Орла на юго-запад и в 15 верстах от г. Кром на запад, на левом берегу р. Кромы, впадающей в Оку вблизи с. Шахова, Кромского уезда. На том же берегу, в 3 вер-стах от с. Должёнок, расположена д. Рыжково, а на правом бере-гу, в 1 ; верстах от села, стоит д. Красная Роща.

Не так давно село было окружено лесами, на что указывает самое наимено-вание его приходских деревень; между прочим, вблизи Красной Рощи, на возвышенном месте, стоял лес, который был видим из г. Кром и даже г.Орла. Но теперь от этих лесов не осталось и сле-да. Почва на левом берегу Кром — глинистая, а на правом — чернозёмная. Крестьяне, кроме хлебопашества, занимаются бондарством. В приходе 2000 душ обоего пола.

До 1801г с. Должёнки принадлежало кн. Дмитрию Михаи-ловичу Голицыну, в 1801-1806 гг. — Адриану Моисеевичу Гри-бовскому, в 1806-1835 гг. — кн. Львовым, в 1835-1865 гг. — по-мещикам Хорват. В д.Рыжкове сохранилось городище, воздвиг-нутое, вероятно, во время первого самозванца и совершенно разобщённое с Севскою дорогою, по которой тогда ждали не-приятеля. До 1847г дер. Рыжково была приходом в с.Цвиленево, Кромского уезда.

В означенном году эта земля была куплена у неизвестного помещика крестьянами д.Сухачевой (прихода с. Кривчикова, Кромского уезда) Бочаровым, Лавровым и Бабен-ковым, которые, переселившись сюда, пожелали быть и, с раз-решения епархиального начальства, сделались прихожанами церкви с.Должёнок.
 
Впоследствии в Рыжково переселились некоторые кресть-яне села Добрыни и Черкасской слободы, Кромского уезда. Красная Роща до Императрицы Екатерины II принадлежала ка-кому-то Московскому женскому монастырю, которому жители её платили оброк различными сельскохозяйственными припа-сами. Вероятно, в эту именно пору из Москвы проник сюда рас-кол старообрядчества, последователей коего, безпоповцев—филипповцев, в настоящее время насчитывается здесь 103 ду-ши обоего пола.

Первоначально и православная церковь была не в с. Дол-жёнках, а в дер. Краской Роще, — в месте, называемом Бутырки (каковым именем называется одна местность и в Москве). На этом месте до сих пор находят в земле человеческие кости, а недавно нашли употреблявшийся для теплоты медный ковш древней грубой работы, с выпуклым изображением извержения пр[еподобного]? Ионы китом, разных морских птиц и слов: «И. О. Н.»

По всей вероятности, означенная церковь или была разоре-на в Смутное время, так как она лежала в нескольких саженях от дороги из г. Севска в г. Кромы и недалеко от неё ещё теперь находится много военных укреплений в виде, курганов, или же развалилась вследствие размытия почвы весеннею водою, как гласит о том народное предание и свидетельствует самая мест-ность, имеющая форму котловины…

В с. Должёнках первая деревянная церковь во имя Архан-гела Михаила была построена в начале XVIIIв, как можно судить о том по надписям на сохранившихся книгах — служебнике, из-данном в 1693г, и Постной Триоды, в 1730г, купленной попом этого села Иваном Петровым у попа с. Жерновца, Кромского уезда Ивана Михайлова. Означенная церковь вместе с селом сгорела 14 сентября 1786 или 1787 гг.: Бог наказал жителей за то, что они работали в этот праздник.
Тогда кн. Дмитрий Михайлович Голицын, бывший поме-щиком сёл Должёнок и Нового Гнездилова, Дмитровского уезда, и в последнем уже устроивший великолепный каменный храм, при помощи крестьян перевёз из Гнездилова оказавшуюся там излишнею деревянную церковь и поставил её в с. Должёнках, в 20 саженях от места первого храма, пожертвовав в неё служеб-ные месячные минеи. Освящение её, как свидетельствует над-пись на деревянном кресте, было совершено 3 февраля 1789г.

Эта церковь существует и до настоящего времени. Иконы в ней древнего греческого письма и по высокому достоинству кисти (особенно иконы архангелов Михаила и Гавриила и Тихо-на Амафунтского) не соответствуют иконостасу столярной рабо-ты. К сожалению, некоторые из них, особенно двунадесятых праздников, в 1852г, при поновлении иконостаса, были перепи-саны неискусною рукою.

Первоначально при церкви была звонница (на четырёх столбах с навесом) вместо колокольни; последняя (деревянная) была сооружена лишь в 1865г на средства прихожан старания-ми местных священника Михаила Зимина и церковного старос-ты — крестьянина села Должёнок Ефрема Петровича Мазнева.

В 1868г стараниями того же священника и церковного старосты — крестьянина дер. Рыжкова Алексея Григорьевича Бабенкова на средства церкви, прихожан и Кромского купца Афанасия Петровича Торопова храм был расширен пристрой-кою северного придела во имя св. Тихона Амафунтского, икона коего 200 лет тому назад явилась в с. Должёнках на колодезе.

Больные глазами приходили на этот колодезь и, умыв-шись, получали исцеление. Как прежде, так и теперь св. икона и колодезь очень почитаются местными жителями. В 1883г глав-ная церковь была двойною аркою отделена от придела, и по-следний был сделан тёплым.

В 1885 и 1897 гг. на средства при-хожан была произведена покраска стен и пола внутри главной и предельной частей. В 1900г был произведён наружный ремонт всего храма. Трёхчленный причт пользуется 36 дес. церковной земли. В д.Красной Роще в 1878 году открыта земская школа, а в селе Должёнках в 1885 году — школа грамоты.

Сейчас село Должонки принадлежит Сосковскому району.


Рецензии