Акакий Акакиевич и люди из шинели

Отношение к образу Акакия Башмачкина из повести "Шинель" (из которой по его собственным словам вышел писатель Достоевский) у меня менялось в течение жизни.

В ранней юности я видел в нем человека ограниченного, опрометчиво поместившего жизненный интерес в предмет одежды; трогательного и доброго, но ничтожного персонажа. С годами мое мнение о нем кардинально изменилось. Не так давно я даже начал видеть в нем единственный значимый образ хорошего человека, который удалось создать Гоголю вопреки представлениям, что положительный герой так и не дался его гению, что якобы и привело писателя к духовному кризису и фактическому самоистреблению вместе с последним томом "Мертвых душ".

Действительно, Акакий Акакиевич, казалось бы, есть рафинированное выражение непротивленца, человека, лишенного всякой хищности, злобы, находящего почти философское наслаждение в простых и общественно полезных занятиях - переписывании каллиграфическим почерком служебных рукописей; не ведущегося за соблазнами жизни, карьерным ростом, вежливо отторгая филистерское общество сослуживцев; он скромник, отшельник и почти подвижник в своем смиренном писарском служении.

Все это было бы так, если бы особенности Акакия не укладывались в формулу психического отклонения из спектра аутизма, что-то вроде синдрома Аспергера. Аутисты "производят впечатление «отсталых», хотя их уровень IQ часто намного выше среднего. Но есть люди, которые могут по схожести называться аутистами, но не производят впечатления умственно отсталых, люди, у которых высокое развитие отдельных навыков более поражает, чем дефицит в коммуникации, социальном поведении и воображении. Их вербальная коммуникация, в частности, достаточно хорошо развита".

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Так же у таких людей выделяют:

1. Всепоглощающее занятие одним или несколькими стереотипными и ограниченными наборами интересов, ненормальное либо в интенсивности, либо в сосредоточении.
2. Очевидно негибкое следование конкретным, нефункциональным ежедневным рутинам и ритуалам.
3. Настойчивое увлечение деталями или предметами.
(там же)

И вот я склоняюсь к мнению, что Акакий это диагноз. Один был добряк у Гоголя, да и тот, похоже, аутист.

Но есть в повести и такая мораль: "значительное лицо", не обижай Акакия, иначе устои твоей жизни могут пошатнуться.


Рецензии