В память об отце стихи

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Сохранение памяти о Дмитрии Любивом" (Часть четвёртая)

В этой части описывается история перезахоронения останков Дмитрия Любивого и его сестры Марии, история открытия памятника-могилы Любивого–Герасимова в парке пгт. Токтогул, а также общественная деятельность, направленная на сохранение памяти о борце с басмачеством и бандитизмом Дмитрии Игнатьевиче Любивом. Школьный отряд его имени, музейные экспозиции, традиционные посещения памятника, речи на торжественных собраниях, приезды в пгт. Токтогул детей Дмитрия и других родственников, переписка и обмен новыми сведениями о герое – всё это звенья сохранения памяти, которая передаётся из поколения в поколение. Интересно, что многие мероприятия сопровождаются совместным показом материалов, связанных с жизнью народного акына Токтогула Сатылганова и Дмитрия Любивого, которые были друзьями.
Раздел открывается стихотворением Валерия Любивого, посвящённым отцу. Это его единственное стихотворение. Оно написано в 1948 году – после того, как автор переехал в Киев. Приведена и обработка этого стихотворения.

Подрисуночная надпись:
Дмитрий Любивый. Сделано в фотосалоне в 1915-1916 гг.

В ПАМЯТЬ ОБ ОТЦЕ***
Стихи Валерия Любивого

В далёкой южной стороне,
Среди бурлящих рек
И грозных гор Тянь-Шаня –
Там, где пасутся стада коз
И скачет дикий элек,
В долине, скованной в горах…
Ведь нет такой природы в мире,
Как в этих славных уголках!..
Ещё ребёнком был тогда я,
Когда шли грозные бои
С бандой Худояра.
И на защиту нашего родного края
Поднялся небольшой отряд.
Их командиром был мужик –
Смелый и отважный,
Не знавший трусости в бою.
Но не героем был он –
Он защищал свой край, страну свою…
И вот однажды на рассвете
Он в разведку шёл один,
Но перед этим он сказал:
«Я видел сон плохой,
Меня убьют!
(Мне снилось, что с женой я разошёлся)».
И всё ж пошёл, не веря снам,
И не вернулся – пал в неравном том бою.
Пусть знают басмачи, что он
Оставил мать, детей своих, любимую жену…
И есть ещё, кому отомстить
Неразумному Еромею Худаю…
И нет героев тех, и всё забыто там...
Там, где когда-то шли бои, теперь опять всё тихо…
Но не забыл тебя, бесславный мой герой,
Твой сын, не помнящий тебя –
Он ведь ребёнком был тогда!..
Прошли года, в той долине могила заросла.
Прости отец, твоя могила заросла
Без славы и без чести!
Далеко я от тебя! Теперь, быть может,
Не найду и места, где похоронен ты.
Но в душе моей останется твой светлый образ
И любовь к тебе.
И знаю я: с любовью встретишь ты меня –
Не здесь, так в ином мире…
За землю, за волю, за лучшую долю
Жизнь отдал ты свою!
1948, Киев

* Худояр – главарь басмачей, с именем которого связывается гибель Дмитрия Любивого. На самом деле прообразом Худояра оказался Кудояр (Худаяр), который, находясь в преклонном возрасте, лишь подстрекал сельчан к бунту.
**добровольческий отряд по борьбе с контрреволюционными бандами.

*** Обработка – см. стихи.ру, Игорь Кочевых 2, "В память об отце"


Рецензии