De rerum naturae

- Господи, ну что за гадость ты опять приволок, Гриииша? – мама, брезгливо морщась, держит двумя пальцами (но довольно крепко) линялую, грязную тряпку, на другом конце которой висит мальчик лет восьми. Мальчик запрокидывает вверх лохматую голову и, глядя на мать дерзкими зелеными глазами, опушенными густющими ресницами, с достоинством поясняет:

- Это, мамочка, не гадость, это плащ-невидимка. Он, мамочка, обладает волшебными свойствами. Если его накинуть на плечи и три раза повернуться вокруг своей оси, станешь невидимым. А то, что он грязный такой, совсем неудивительно – вещь на помойке неизвестно сколько пролежала. А до этого ей, может, злой волшебник пользовался. Или бродячий эльф какой-нибудь. Они разве стирать умеют? А вот ты, как мудрая женщина, вместо того, чтобы выбрасывать нужную вещь, лучше бы привела ее в порядок!

На протяжении этой тирады мать и сын стараются вырвать друг у друга предмет дискуссии, и мать уже близка к цели, но последняя фраза заставляет ее открыть рот и ослабить хватку. Побеждает риторически подкованная молодость. Но у зрелости свои аргументы.

- В общем, так, - взяв себя в руки, говорит зрелость. – Или ты немедленно выбрасываешь эту дрянь в мусоропровод – я проконтролирую! – или поездка в пещеру отменяется. Навсегда.

Поездка в карстовую пещеру в соседнюю область на летних каникулах была обещана еще в Новый год, и под это дело Грише пришлось закончить первый класс почти на одни пятерки (четверку по физкультуре мама снисходительно простила) и целые полгода каждый вечер мыть посуду. Но оно того стоило! Гриша был уверен, что в пещере обязательно встретит гоблинов. Ну, на крайний случай, гномов. Или хотя бы, если уж совсем не повезет, парочку летучих мышей-вампиров.

- Ну, мам! – в голосе мальчика слышится отчаяние. – Ну, неужели ты не понимаешь? Это же настоящая волшебная вещь! Ты ее только постирай, и сразу увидишь! Она просто нестиранная не работает, понимаешь?

- То есть, ты в пещеру не хочешь, а хочешь, чтобы я стирала эту мерзость, я правильно поняла? – вежливо, но холодно уточняет мама.

- Ну, я могу сам постирать… - нерешительно предлагает Гриша.

- Ты постираешь, а я потом стены в ванной отмывай? Нет уж! – мама непреклонна.

Гриша молчит. Одной рукой он держит тряпку, а второй размазывает по щекам слезы. Слезы льются обильно, но не омывают чумазых щек, а, напротив, дают руке возможность украсить эти самые щеки новыми разводами.

- У тебя есть пять минут, чтобы принять решение, - ставит точку мама и удаляется на кухню, прикрыв за собой дверь.

Гриша задумывается. Плащ-невидимка, конечно, штука незаменимая. Особенно в пещере. Вдруг гномы людям показываться не захотят? А Гриша тогда наденет плащ и станет невидимым. И останется в пещере на ночь. И уж тогда обязательно увидит и гномов, и даже гоблинов! А если плаща не будет, то, конечно, это вряд ли. Только если очень повезет. Но, с другой стороны, если плащ будет, то в пещеру они не поедут, он маму знает. Тут даже папа не поможет. А значит, шансов увидеть гномов никаких вообще. До тех пор, пока не вырастет и сам в пещеру не съездит. Но это еще когда будет!

Мама возвращается. Стоит на пороге комнаты, молча смотрит на Гришу.

- Ну ладно, - бурчит Гриша. – Раз ты такая, я его отнесу. Только не в мусоропровод, а туда, где взял! Вдруг кому пригодится. Хорошая вещь, нужная!

- Нужная вещь – это папин зонтик, который ты вчера взял поиграть в мушкетеров и благополучно посеял, - ехидно замечает мама, - Пойдешь относить свой плащ-невидимку, загляни туда, может, там свежие зонтики уже взошли, сорви парочку, для папы и про запас.

Гриша понуро бредет к двери, волоча за собой потенциальный артефакт. Хлопает дверь. Мама хватает ведро и тряпку и начинает драить пол, что-то ворча себе под нос.


***
Уложив Гришу спать, родители пьют на кухне чай.

- Сладу с ним никакого нет, - трагически шепчет мама. – Сегодня принес какую-то вонючую мешковину и пытался заставить меня ее стирать, представляешь? Говорит, плащ-невидимка. Еле уговорила выбросить.

- Ну что ты так кипятишься, - успокаивает ее папа, - У ребенка развито воображение, разве это плохо?

- Ну конечно, развито воображение! Только оно куда-то не туда развито. Вчера я выкинула облезлое деревянное яйцо – а в яйце, видите ли, Кощеева смерть была, и если Кощей теперь объявится, виновата я буду. А неделю назад он вообще мышь полудохлую приволок – у нее, говорит, хвост-компас! Если ее, говорит, вылечить, она хвостом клады показывать может!

- Ты подумай, клады хвостом! – восхищенно крутит головой папа.

- Ну конечно! – вспыхивает мама - Тебе легко говорить. Ты неделями его не видишь, уходишь – он еще спит, приходишь – он уже спит. А я, конечно, не мать, а изверг рода человеческого. А ты подумал, где он все это берет? По каким помойкам он лазает? Заразу какую-нибудь подхватит, бегай потом по врачам… - мама вдруг начинает шмыгать носом.

- Ниночка, ну что ты так нервничаешь! Все мальчишки лазают по помойкам, а некоторые еще и дерутся, это нормально! – папа берет ее за руку и ласково заглядывает в глаза. Потом вдруг хихикает:

- Кощеева смерть! Ты подумай!

- Вот от кого он набрался! Я с вами, Серёгины, с ума сойду! – мама всхлипывает обнимает папу за шею. Серёгин-папа гладит ее по голове и что-то шепчет на ушко. Мама затихает и через несколько секунд тоже начинает хихикать.

***.
Туристический автобус останавливается, и из него вываливается пестрая толпа туристов.

- Господа, не расходимся! – кричит экскурсовод, длинный худой студент-геолог. - Нам предстоит подъем к пещере. Следуем за мной вот по этой тропинке так, чтобы видеть спину впереди идущего. Замыкающим назначаю Вас! – он тыкает пальцем в здоровенного дядьку в полосатой майке. Дядька надувается и важно кивает.

Гриша идет в середине цепочки, между папой и мамой. Он совершенно счастлив. Плащ, конечно, пришлось положить обратно, под куст на пустыре за домом. Там, за домом, чего только не валяется – все из окон туда зачем-то всякие полезные вещи бросают. Но зато на том самом месте, куда он его положил, вчера лежала штука куда более подходящая – волшебные очки! Правда, без стекол, но это совсем не обязательно, они и так работают, Гриша прямо там проверил: посмотрел на плащ и увидел, что на самом деле он из серебряной парчи с золотым вышитым узором. Гриша аккуратно сложил плащ и удобно устроил его под кустом сирени, прикрыв сверху ветками, чтобы посторонние не нашли. А уж тот, кому плащ предназначен, обязательно его найдет, Гриша был уверен. Очки он забрал с собой, тщательно вымыл вечером, когда купался – чтоб мама не ругалась, когда он их достанет – и спрятал в рюкзачок, который намеревался взять с собой в пещеру.

И вот они на площадке перед пещерой. Студент проводит последний инструктаж. Папа и мама берут Гришу за руки, но он освобождается:

- Я сам, я уже большой! – гордо говорит Серёгин-младший и водружает на нос волшебные очки.

- Боже мой, а это еще что такое? – спрашивает мама?

- Мам, ты только не думай, я их помыл! С мылом! Они волшебные, я через них гномов увижу!

Мама набирает воздуха для возмущенной тирады, но папа легонько касается ее руки и почти незаметно качает головой. Мама вздыхает, машет рукой, и все направляются в пещеру.

В пещере горят маленькие лампочки, подвешенные к потолку. Гриша вертит головой по сторонам, незаметно трогает руками пол и стены пещеры. С потолка свисают известковые сосульки. Студент говорит, что они называются «сталактиты». Грише очень хочется потрогать и их, но ему не хватает роста дотянуться. Группа выходит к подземному озерку. И вдруг Грише кажется, что в углу пещеры мелькает тень. Мальчик всматривается изо всех сил, и вдруг замечает маленького человечка с бородой, осторожно наблюдающего за людьми.

- Гном! Мама, там гном! – изо всех сил кричит Гриша, показывая пальцем в угол. Вся группа поворачивается к нему, а экскурсовод, дядька-замыкающий и мама возмущенно шипят: «ТССС!». Мама еще на всякий случай дергает Гришу за курточку.

- Мальчик, я же предупреждал, в пещере шуметь нельзя! – громким шепотом говорит экскурсовод! Камнепад может начаться.

Гриша ясно видит, что никакого камнепада не намечается, но что с них возьмешь, с этих взрослых, у них ведь нет волшебных очков. Он снова переводит взгляд на гнома. Гном крутит пальцем у виска и показывает пальцем на свод пещеры. Там подрагивает огромная сосулька, и Гриша понимает, что опасность вполне реальная. Он испуганно смотрит на гнома, а тот беззвучно хохочет, потом показывает язык и исчезает. Гриша счастлив. Но, на всякий случай, отодвигается из-под сосульки (ста-лак-ти-та!) поближе к маме. Мама легонько обнимает его за плечи. Все движутся дальше.

Когда они наконец выходят из пещеры, Гриша трещит без умолку:

- Мам, пап, я правда его видел! Маленький такой, с бородой! Но только мне показалось, что он мальчик еще. А борода у гномов, наверное, с детства растет!

- Ну, допустим, ты его видел. А он сказал тебе что-нибудь? – спрашивает папа.

- Нет, но когда я крикнул, он мне показал ста… слакт… сосульку, в общем, большущую! Она прямо надо мной висела и качалась! И если б я еще стал кричать, она бы обязательно отвалилась! Но гном меня предупредил, и я не стал, правда, здорово?

- Ну конечно, здорово, малыш. Пойдем, перекусим, мама сосиски в термосе с собой взяла.

Домой Гриша ехал в очках и видел всякие чудеса по дороге – маленьких крылатых эльфов, игравших в прятки в придорожных кустах, кикиморок, выглядывавших из заболоченного прудочка, мимо которого шел автобус – много всякого. Он рассказывал про все это взрослым, но взрослые слушали невнимательно, мама так и вовсе уснула, и только одна старушка на переднем сидении недовольно сказала:

- Ну надо же, какая неуемная фантазия у мальчика! Наверное, писателем будет, - и добавила осуждающе: - Нынче каждый в писатели лезет! За станками стоять некому, а они все «эльфы, гоблины»! Тьфу просто!

Гришка обиделся и хотел дать старушке очки, чтобы она сама увидела эльфов, но папа твердо взял его за руку и велел сидеть на месте. Гришка обиделся и на папу, отвернулся к окну, и вскоре заснул. Снился ему давешний знакомец, гном. Они вместе гуляли по пещерам и купались в подземном озере. Отличный парень оказался этот гном!

***
Это не мальчик, это подарок просто! И маманя у него отличная.

Я тут вообще случайно оказался – заклинанием не туда занесло. Поглядел вокруг – расстроился. Ну, думаю, ничего мне тут не светит. Мир весь на технике держится, магические вещи если и есть, просто так под кустом не валяются. Ну, думаю, ладно, отдохну и дальше двинусь. Сижу под кусточком, отдыхаю. И тут рраз – прямо с неба мне в руки падает мышь-компАс! Полудохлая, правда, но это ничего, у меня с собой зелье чудодейственное было, я ее живо на ноги поставил! Думаю, э, нет, надо посидеть тут, подождать, что дальше будет. Просто так в этой жизни, да и в других тоже, ничего не бывает. Если мышь тут упала, так, глядишь, и кот-баюн сюда же свалится! Сижу, жду. Три дня сидел, жрать охота, а уйти боюсь, вдруг чего пропущу. Через три дня слышу – ругаются где-то. Баба орет. И малец какой-то ей отвечает, дерзко так, меня маманя бы за такое из окна бы выбросила – я всегда был не маленький, так и маманя-то у меня была из великанш, так что это запросто у нее бы вышло. Ну, гляжу, что дальше будет. Слушаю. Малец орет:

- Мама, не надо! Это же смерть Кощеева! Пусть тут лежит, он ее не найдет, я ее в коня спрячу! А выбросишь – точно подберет и все, пиши пропало!

Ну, я уши навострил, как про Кощея-то услыхал. Вообще-то, за этого поганца такая награда положена, что, если правда у мальчишки в руках его смерть, так он до своей собственной смерти точно безбедно жить сможет, в каком-нибудь раеподобном мирочке. Прикупит мирочек-то – и будет жить. На такие-то деньжищи.

- Да сколько ж можно мусор в дом таскать! – это мамаша уже разоряется. – Сил моих больше нет! Ты все окрестные помойки скоро домой перетащишь! Все, я тебя последний раз предупреждаю: с улицы в дом ничего не таскать, иначе на все лето в лагерь отправлю, ты меня понял?

И на этих словах из окна на третьем этаже какая-то штука вылетает. Окно захлопывается, потом снова открывается, и из него высовывается малец – рыжий такой – и давай внимательно землю внизу оглядывать. Я притаился – я, когда захочу, очень хорошо прятаться умею, не разглядишь. Ну вот. А он, видать, увидал ту штуку – и исчез. Побежал, значит, вниз, искать. Ну, я бегом туда, где она упала. Схватил – точно, смерть Кощеева! Пообтрепалась, конечно, но узнать можно. Вот повезло так повезло! Вдруг гляжу – из-за угла выворачивает тот самый малец. Пошарился-пошарился под окнами - и ко мне. Дяденька бомж, спрашивает, вы не видели тут яйцо деревянное? Из окошка вылетело, я его вроде разглядел, а найти теперь не могу. Нет, говорю, не видел. Ну извините, отвечает, а сам уже носом хлюпает – расстроился. Мир, поди, спасти хотел. А может, про награду знал, кто их, здешних, разберет.

Он домой пошел, а я проследил. И давай за ним ходить. И не зря ходил, я вам скажу! Позавчера он плащ-невидимку нашел, прямо под кустом рядом с тем, где я на ночлег пристроился. Я – под окно, ждать, когда плащ вылетит. Но нет, не вылетело ничего, зато малец сам появился и плащик обратно положил. Посидел пару минут – и обратно пошел, радостный такой. Я гляжу, а в руке у него – очки волшебные, ну, чтоб невидимый мир проявлять! Не иначе, под этим кустом какой-то другой бродячий маг схрон оставил. Еле дождался, когда малец за угол завернет – и туда. Лежит мой плащик, меня дожидается! Схватил я его, в торбу аккуратненько сложил и думал уж было дальше двигаться, как вдруг такая жаба меня придавила – сказать страшно. Придавила и шепчет: что ж ты, добрый молодец, очочки-то несмышленышу оставишь? Ему для баловства, а тебе для дела пригодятся. Ты уж посиди, погоди, когда мамаша его полоумная из окна их выбросит, а тогда уж можно и в путь. Ну и я остался. Три дня сидел – и дождался-таки! Вылетели родимые из окна как стемнело совсем.

Подобрал я очки – и задумался: а не рано ли я собрался? Ходили у нас слухи, что меч-кладенец там же лежит, где и плащ-невидимка. Вот бы мне его раздобыть, и стал бы я тогда первый парень во Вселенной, с такими-то цацками, да с такими-то деньжищами!

И пришло мне в голову вот что: похожу-ка я еще за мальчишкой. У него ведь нюх на артефакты – не мне чета. Таких нюхачей на всю Вселенную от силы штуки три. Ну, четыре. Мышь-компас нашел, Кощееву смерть нашел, плащ-невидимку, и тот нашел! Если здесь меч, найдет он его, как пить дать найдет. А как его к рукам прибрать, уж я придумаю. Недаром меня называют Дон Койот Обманщик! А теперь пусть еще зовут Везунчик! Редко кому такая удача в жизни выпадает! А малец… да мальцу они все равно не нужны. Да и вообще, в этом мире они никому не нужны. Абсолютно ненужные и совершенно бесполезные вещи.


Рецензии