Среагировал мгновенно, ведь в руках был автомат

Михаила Ивановича Гаренских  призвали в армию в январе 1943 года, и после формирования и месячной подготовки их минометный полк направили в Коломну, город, который находится в Калининской области и... стоит на болотах.

 - Немцы держали  оборону на возвышенности, а нам приходилось наступать со стороны болот. В окопах стояла вода, и подостлать под себя было нечего: вокруг одни березы, хвойных лесов нет. Хуже всего было пехоте: они шли в атаку прямо на хорошо оборудованные огневые объекты противника, и им ничем нельзя было помочь, потому что немцы вели огонь из дотов, установленных в высотках, и... минометом их не разрушишь. А наши танки застревали в топких болотах, не говоря уже о дальнобойной артиллерии. Правда, в ответ на стрельбу немецких «ванюш», с нашей стороны активно поливали огнем "катюши", но и они не могли разрушить долговременных укреплений фашистов. Тогда много наших ребят полегло...
 
 Михаил в этом минометном полку был разведчиком-наблюдателем. В его обязанности входило: засекать при помощи стереотрубы малейшие изменения на линии обороны и передавать эти данные в штаб. Например: сегодня на позициях немцев стояли три березы, а назавтра их стало пять, да еще появился небольшой холмик на поверхности земли. После передачи этих сведений командованию, наутро от этого холмика не оставалось и следа.

 Так вот, тогда, на болотах, они вынуждены были в течение двух дней наблюдать, как погибают наши парни, без конца поднимающиеся в атаку и тут же падающие в густую болотную грязь.
 Вскоре их перебросили чуть левее, туда, где наши войска прорвали вторую линию обороны немцев. После 100 км  марша опять легли в наполненные водой окопы возле местечка Пена, и опять то же самое: открытое болотистое место, и где-то там, впереди – немцы, которые остервенело обороняются. Так и не смогли они тогда прорвать третью линию обороны противника. И выйти из-под огня было непросто. Любое движение с нашей стороны - тут же начиналась безудержная стрельба по позициям. Но, несмотря на это,  их полку было необходимо покинуть свои рубежи. И вот, ночью, крадучись, они покинули окопы. А после оснащения новой техникой их направили в Карелию.

 Михаил Иванович вспомнил, как они тогда отправились искать место, где можно было бы устроить наблюдательный пункт.  Они шли по дороге рядом с минным полем, раздался взрыв и... Двух товарищей, которые шли впереди,  разорвало на части. Прямое попадание. Никогда он не забудет запах горелого человеческого тела.
 Как известно, Карелия граничит с Финляндией. И когда финны капитулировали, наши войска смогли беспрепятственно продвигаться вдоль Балтийского моря, и минометный полк Михаила в том числе.

 Это было уже в Германии.  Однажды поступил приказ: окружить группировку противника. Первыми в поход двинулся танковый полк, следом на машинах выехали бойцы минометного полка. Стемнело. Заметив, что танковый полк останавливается в одном из немецких поселков, они решили проехать немного дальше.  Вот уже и центральная улица  следующего населенного пункта.  С одной стороны дороги раскинулась огромная усадьба с железной изгородью вокруг когда-то роскошных домов, а с другой – высились огромные дубы в три обхвата шириной. А вдоль  тракта по бровкам лежали и спали... немцы.

 Командир полка ехал в кабине головной машины, у которой вместо кузова – будка, а в ней зарядный агрегат, аккумуляторы, радиостанции и шесть человек вместе с Михаилом. Шофер Колька, как его называет Михаил Иванович, первым почувствовал неладное, резко развернул грузовик. Четыре парня, сидевшие в кузове, среагировали быстро и выпрыгнули наземь.

 Проснулись немцы и поняли, что приехали не те, кого они ожидали. Они опасались танкового прорыва, поэтому и запаслись фаустснарядами, а, услышав шум машин, успокоились, решив, что это свои. После того, как они поняли свою ошибку, стали стрелять и будку командира снесло этим "фаустом". Рядом с Михаилом сидел воспитанник полка, его изрешетило осколками, а у самого Михаила все лицо и затылок были залиты кровью, волосы загорелись. Колька выпрыгнул из кабины, к нему подбежал немец и, не целясь, нажал на курок, намереваясь убить его и сидевшего в машине командира, но промахнулся, и это стоило ему жизни. Колька увидел  в кузове раненого Михаила и выбросил его через борт на землю, тем самым выведя его из состояния стопора, в которое он впал вследствие  полученного болевого шока.

 Михаил подхватил с земли чужой автомат, потому что свой остался  в кузове и побежал за грузовик, забыв, что Колька успел развернуться, поэтому позади должны быть немцы. Во тьме увидел шевеление сбоку и крикнул: «Сашка!» Теперь они уже бежали втроем, пока  нос к носу не столкнулись с немцами. Среагировали мгновенно, ведь у них в руках были автоматы, дали по очереди, укрылись за толстым дубом, присели с обеих сторон и стали отстреливаться. Вскоре Михаил услышал: «Меня ранило». Взвалил он Сашку на плечи и побежал к машине. Подбегают, а немцы и второй грузовик подожгли.

 А тем временем к поселку подошли танки, которые быстро навели порядок. А получилось вот что. Когда машины въехали в занятый немцами поселок, и бойцы поняли, что угодили в засаду, старший лейтенант санитарной службы, ехавший с ними, сумел добраться до грузовика, который въезжал в поселок последним,развернулся и поспешил в соседнее селение, куда совсем недавно прибыли советские танки.

 За свои действия во время этого сражения Михаил Иванович получил орден Красной Звезды.
 В День Победы с утра была отвратительная погода, как впрочем, и все то, что произошло дальше. Солдаты нашли бочку спирта и решили отметить праздник, но, опасаясь, что спирт отравлен, попросили девушку-санинструктора попробовать его на вкус, словно у нее вместо желудка лаборатория! Вот до чего хотелось выпить! Видимо, немцы знали эту русскую привычку. Более 100 человек в тот день отравились и умерли. И это было невыносимо. Пройти с боями почти до Берлина и погибнуть, выпив кружку спирта за Победу!

 Гаренских   Михаил  Иванович, 1924 года рождения, рядовой, телеграфист 268 минометного полка. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью "За отвагу".


Рецензии