Калека с Инишмана театр на Таганке

Театр на Таганке
Спектакль "Калека с Инишмана"
Режиссер Сергей Федотов
Премьера: 21.01.12



В прекрасный, морозный вечер мне удивительно случайно посчастливилось попасть в легендарный театр на Таганке, на спектакль «Калека с Инишмана». Самый посещаемый театр в Москве 60-х и 70-х годов,  театр драмы и комедии. Созданный в период «Оттепели», когда театр практически вытеснил другие виды искусства и лидировал в иерархии видов творчества. Востребованным он стал к концу 70-х годов, когда в театрах с коллективами, исполняющими социально-идеологический заказ, параллельно созревали труппы, тяготеющие к независимости, точнее к собственной интерпретации жизни и общественных настроений. Режиссер-творец пытался если не опередить идеолога, то, по крайней мере, заставить с собой считаться. И вот тогда появились полярные точки зрения. Раскол театра на Таганке с двумя коллективами Эфроса и Любимова. Сегодня мы попытаемся сравнить и определить для себя направление этого спектакля, соответствует ли он идеологии самого театра, изначальному принципу, ведь принцип скрыт в портретах помещенных в фойе театра: В.Мейерхольд, Е.Вахтангов, Б.Брехт, К.Станиславский.
Ирландская комедия для меня была в новинку, хотелось посмотреть какая постановка откроется, нашему взгляду, да еще после скандального ухода Любимого Ю.П., который всегда был эмоциональный и вспыльчивый как любой творческий человек. И теперь я так поняла приглашенный режиссер Сергей Федотов из Перми, который возглавляет у себя театр «У моста»  делает спектакль у нас. Вообще пьеса МакДонаха «Калека с острова Инишмаан» похоже, начинает пользоваться популярностью в москве. Например, театральный центр на Цветном поставил дипломный спектакль ГИТИСа  мастерская М. Захарова. Балтийский дом в Питере увлекся этой постановкой, Нижегородский ТЮЗ ставит его в этом месяце. Какая-то странная увлеченность к пришествию конца света….
Спектакль «Калека с Инишмана»  удивительно открывает уголки души человека и это естественно заслуга режиссера спектакля Сергея Федотова. Режиссер казалось детально раскрыл нам весь смысл жизни жителей Инишмана с их пороками и сельской непосредственностью, даже ссоры, происходящие между героями были напитаны оптимистическим юмором. Конечно, юмор Макдонаха автора пьесы специфический, но это лишь вначале отвлекает, уже через 10 минут мы вливаемся в темп Ирландского спектакля.  Вторая делема, должна ли присутствовать не цензурная речь в спектаклях? Причем на площадках мегаполиса? Окраска данного спектакля периодически пестрила резкими словечками, особенно в тех случаях, когда актер не мог полностью отыграть свою эмоциональную мизансцену и в качестве итоговой точки ставил всем известное слово. Следовало бы отметить, что слова были различные и по темпераменту были прилеплены к каждому актеру индивидуально, например молодая девушка Хелен, которую на тот момент играла Елизавета Высоцкая, ругалась не естественно, казалось, от нее это требовали по роли. Роль Хелен, действительно деспотичная, глупышка, живущая в деревне, к которой так и норовят пристать пастыри местной церкви и потрогать ее за коленки. Она беспощадно бьет сырые яйца о головы актеров, такая женщина войн. Оказывается образ женщины война - скандалистки сейчас очень актуален, в реалити шоу у нас побеждают именно такие девушки, удивительно, что теперь это стало востребовано в театре. Отмечу, что любой перенос жизненных не цензурных действий в искусство, тормозит процесс восприятия произведения, а главное он уподобляется низшим слоям населения, которые, понимают только этот язык, думаю, что они и в театры то не ходят. Хотя атмосфера декораций, плавно перетекающая  в сам зал театра на Таганке, объединяла пространство, и казалось, что мы все в одном едином целостном мире. Очень хочется отметить перевоплощение главного героя Билли, актер Дмитрий Высоцкий удивительным образом вжившийся в роль «калеки» был реален как самим образом, так и актерской игрой. В нем трогало все, нелепая походка из-за ремней которые, были прикреплены к ногам и их приходилось поднимать руками, чтобы передвигаться. Его голос и поднятый к верху нос полностью отображал человека с ДЦП или другими отклонениями, но который, не теряя надежду, может и обмануть ради своей мечты. Когда Билли услышал о том, что приехали снимать кино и отбирают актеров на роль, но ему нужно доплыть до места на лодке, он решился обмануть рыбака, чтобы тот взял его с собой.
Конечно, прекрасный состав исполнителей дополнял огранку этого поистине брильянтового спектакля. Актуален времени он дает возможность воспринимать увиденное в спектакле «Калека с Инишмана» и отождествлять в свою жизнь. Сергей Федотов затронул очень сложную тему, спасение наших душ ведь большинство из них души – калеки!


Рецензии