о вере. ч2

О вере. Ч.2

Антихрист – отброшенная тёмная часть Христа, тень его. Притягательность А. в том,  что он плотский, человечный, т.е. подвержен тем же слабостям, что и человек. Х. лишён плотскости, в этом неполнота для обыденного сознания, поскольку в человеке всегда смешано плотское и духовное, светлое и тёмное.

Вера как проецирование себя в будущее.

“Когда-то полагал, что только точные науки занимаются настоящим делом. Но эти науки никогда не дадут объяснения феномену человека, неписанным законам, по которым он живее, и сопряженным с ними этическим понятием – справедливости, совести, умению простить. Нелогическое знание в большей мере  формирует их. Человек просто знает, что хорошо, что плохо. Доказать это невозможно. Часто мы наблюдаем, как здравый смысл приводит нас к глупостям. И в понимании общечеловеческих ценностей большую роль играет иррациональная составляющая человеческого сознания. Так что совершенно естественно, что у людей два канала восприятия информации. Рациональный – это наука, логические рассуждения, к коим мы привыкли, и иррациональный, что часто  называют откровением. Откровения идут помимо науки. Это весьма важный путь- в том отношении, что очень дополняет привычный нам путь познания. И очень плохо, когда кто-то пытается создать чисто научное мировоззрение. Восприятие мира не может быть лишь научным, оно может быть целостным”. Академик Б. Раушенбах. Праздные мысли.

“Веселись, юноша, в юности твоей, да и вкушает сердце твоё радости, во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд. и удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего. И помни Создателя твоего в дни юности твоей”. Екклезиаст.

От Марка. Описания чудес Иисуса у Марка избыточны для верующего, он верует изначально. Ев. От Марка, скорее, для убеждения язычников, сомневающихся. Марк доказывает, что его Бог лучше, сильнее, могучее. Но стиль великолепен, лапидарен. Время от Марка ешё не время торжества христианства, а время, когда надо убеждать большинство в величии Христа формами, наиболее действующими на распространённое тогда сознание.

Жизнь в многоконфессиональном окружении на бытовом уровне даёт осознание своей религиозной силы. Не путать с политкорректностью. Политкорректность убивает всё живое. Но именно в сравнении, в размышлении религиозная мысль крепнет. Без сопротивления она дрябнет.

“Есть глубокие основания предполагать, что вся Вселенная, включая, по видимому ”твёрдое вещество”, воспринимаемое нашими органами чувств – это всего лишь проявление извилистого ничто. Мир, в конечном счёте, окажется слепком пустоты, самоорганизованным вакуумом”. НГ –Наука. 28.01.04

Квантовая механика Эверетта. Одна из основных аксиом – понятие ветвления при взаимодействии наблюдателя и объекта. При каждом измерении Вселенная разветвляется на ряд новых, образуя бесконечное число двойников. Таким образом мир – это бесконечная цепочка эвереттовых  вселенных.

Христианство – высочайший нравственный накал, но жить в таком накале не все могут, отсюда отход от христианства,  как вызова.
Переход к христианству обряда. Сатанизм как снятие духовного накала, как разжижение духа.

Христианство отвергло плоть, теперь она мстит. Христианство воспринимается как враждебное плоти.
Религию победил пол. Безразличие к полу, зачастую враждебное к и нему во имя высокого духовного накала предопределило уход от религии в 20 веке. 20 век – век отступления от религии. Выдержать постоянный духовный накал для большинства невозможно. Пол взял реванш.

Русская культура изначально была бинарная, двуязычная – церковно-славянский литургический язык и язык бытовой. Церковно-
славянский превратил православие в замкнутую систему, он не являлся языком культуры. Культура и церковь в России говорили
 на разных языках, потому почти не взаимодействовали. С другой стороны замкнутость православия обеспечила ему сохраняемость, выживание. В открытой системе происходит потеря Бога, отход от него. Открытая система ведет к упрощению, т.е. снижению уровня.

Христианство и национализм – их несовпадение. Х. – единство во Христе. Национализм – единство в нации. Нация  в свое время стала над христианством. Христианство признало национальное, к всеединству через национальное. Задачу единства христианство решало по разному в католицизме, православии, протестанстве.

Основа христианства – соединение божественного и человеческого во Христе. Церковь побуждала к духовному росту, она была вызовом, в ней было напряжение мысли и воли. Материализм снимает напряжение мысли и воли, направляет его к удовлетворению потребностей. Он играет на материальных инстинктах.

Природа церкви теократична.”Её призвание – духовно направлять всю жизнь частную и общественную, а не быть изолированным колесом в общей системе”. Карташов.  Реформирование государств шло не в по теократии, а против нее. Неучастие христианской церкви в государственном реформаторстве.
Христианство несовместимо с тоталитаризмом, именно оно убило римский тоталитаризм. Язычество – наиболее удобно для
тоталитаризма. Взаимоотношения с национализмом. Через национальное к универсальному. Оно смягчает национализм,
 в ценностях церкви он несравнимо ниже универсального.

-Дай тебе Бог, сынок. – Да нет Бога, бабушка. – Есть Бог. Ты попробуй быть добрым ко всем, ко всякому человеку, не смотри, что он больной, убогий, или ещё какой, и сразу поймешь – есть Бог. Только надо добрым быть.

Конец 19 – начало 20 веков. Синтез православия с  гуманистическими достижениями западной культуры состоялся. Теперь
предстоит выполнение этого синтеза.

В теократии – законодатель Бог через церковь. В светском государстве автономный человек через вооруженную научным
просвещением государственную власть. Так в теории. Теократия – критерий повеления – мистический страх греха. Светское –
утилитарный мотив общего блага. Цель государства по современным понятиям – общее благо граждан. Цель церкви – все земное
 благополучие и всю культуру с опекающим ее государством покорить внутренне Христу. Цель государства – сохранение культуры,  накопление культурных ценностей, создание материальных условий для развития культуры. Либо другое – общее благо, т.е  вести народ к материальному благополучию. Симфония церкви с обществом, а не государством.

Есть Бог и есть представление о Боге. Бог Ветхого завета – это представление иудеев о Боге. Представление возникшее через собственную традицию, мировоззрение и прочее. Менталитет иудеев формировал их представление о боге. Христос –новое представление о Боге, как Боге любви, а не ненависти, что было у иудеев. В этом оказалась сила христианства. Христос восстановил достоинство человека.

Сатана имеет лицо каждого из нас потому, что он – это мы, зло персонифицированное в личность и одновременно зло в нас, которое мы не хотим признать своим.

Религия, как и идеология, превращаясь в господствующую, существенно изменяется в самом содержании учения. Теперь она требует не цели завоевания, признания, а удержания, сохранения существующего положения. Происходит приспособление, начинающееся ещё в процессе превращения в господствующее,  идеологии к широким массам, т.е. её упрощение. Ученики всегда отходят от учителей. Религия без Бога, идеология без вождей для массы недоступны( так во всяком случае считают приверженцы). Верующим нужен предмет поклонения, Бог.

В нашем разуме существует изначально вся Вселенная и Бог, и надо только извлечь их оттуда. Потому так часто мы знаем то, что не могли знать, и полагаем это воспоминанием о прошлой жизни.

Дьявол должен быть непривлекательным. Расхожий миф об обаянии дьявола. Он д.б. отталкиваюш, но умён. Умение убеждать, диалектичность мышления, отсутствие догмы. Всё понять и принять.

Высокий духовный накал раннего православия сменил ритуал. Ритуал снимает накал духовности, он даёт формулу ответа вместо поиска ответа. Святоотеческая литература - сплошной поиск ответов, старчество – искание ответов в себе. Ритуал обыденен, он занижает духовность, заменяет её. Ритуал соборен, постижение Бога индивидуально. Но постижение Бога невозможно вне собора, вне церкви. Смысл – построение церкви

Сегодняшнее отношение к экуменизму – не церковное, а политическое. Не каноническая сторона лежит в основе нарастающего негативного отношения к экуменизму. Он ассоциируется с западничеством. Агрессия западной культуры отождествляется с экуменизмом, как авангардом наступающего западничества.

Фундаментализм – когда человек в основу своего отношения к жизни положил бытие Божие. Фундаментализм не может быть национальным, как не национальна церковь. Как снимается это противоречие между вненациональностью церкви и национальными формами её существования? Фундаментализм религия вневременная, но используется в политических целях, т.е. конкретных, временных.

Иерусалим и Афины. Иерусалим – мистический и иррациональный. Афины – рациональное и светлое, истина понятна и ясна.
Мировые религии связывают человечество в духовную общность, независимо от национальных границ, играют роль духовных интеграторов

Бог стал абстракцией христианства.

Человек понимает свое несовершенство. Бог знает несовершенство человека. Вот – сближение. Первородный грех и несовершенства. Первородный грех заложен в человеке генетически (божественной волей), навсегда и в каждом. Человек изначально грешен не потому, что несёт грех Адама. Грешен по своей человеческой природе. Не будь этого – он был бы сам Бог. Жизнь человеку и даётся для того, чтобы преодолевать свою греховность. Два пути у человека. Грешен, но сознаю это, бросаю вызов, изживаю греховность, стремлюсь к совершенству. Второй путь – да, грешен, и не вижу ничего плохого в этом. Гедонизм. Стремление к греху как к наслаждению. Путь вверх и путь вниз. Либо к Богу, либо к дьяволу. Жизнь – испытание. Либо преодолеваешь свою греховность, либо остаешься в грехе.

Три способа познания мира – вера, искусство, наука. Глупость, когда наука выдаётся за единственный способ познания. Трагедия, когда она становится довлеющей. Тогда искусство превращается в баловство. Отличие искусства от ремесла. Искусство, когда через художника говорит Бог, когда художник становится оружием высших сил( вдохновение), через своё Я выражает сущностное. Ремесло, когда выражают только своё Я. Сначала потеряли веру, потом искусство, вот и результат.

Основа христианства – соединение божественного и человеческого во Христе. Церковь побуждала к духовному росту,
 она была вызовом, в ней было напряжение мысли и воли. Материализм снимает напряжение мысли и воли, направляет
 его к удовлетворению потребностей. Он играет на материальных инстинктах.

Идеал России – морально этический (Святая Русь).

Конец 19 – начало 20 веков. Синтез православия с  гуманистическими достижениями западной культуры
 состоялся. Теперь предстоит выполнение этого синтеза.

В теократии – законодатель Бог через церковь. В светском государстве автономный человек через вооруженную
научным просвещением государственную власть. Так в теории. Теократия – критерий повеления – мистический
страх греха. Светское – утилитарный мотив общего блага. Цель государства по современным понятиям – общее благо
граждан. Цель церкви – все земное благополучие и всю культуру с опекающим ее государством покорить внутренне
Христу. Цель государства – сохранение культуры, накопление культурных ценностей, создание материальных
условий для развития культуры. Либо другое – общее благо, т.е вести народ к материальному благополучию.
Симфония церкви с обществом, а не государством.

Ориген – зло есть простое уменьшение добра, и таким образом не имеет субстанции.

“Наше спасение зависит от нашей верности своим богослужебным обрядам”. Никодим Ротов
Вопрос западного гостя, как бы он охарактеризовал Русскую православную церковь Патриарх Алексий 1, ответил ” Это церковь, которая совершает божественную литургию”.
“Богослужение – как единственное условие выживания церкви. Церковь объединяет не устройство, не власть, но таинство причащения, совершающееся постоянно в череде церковных праздников”. Р. Тафт. Журнал Библейского богословского института св. Апостола Андрея.
Литургия как участие в небесном богослужении.

Ветхий завет – Бог гнева. Новый завет – Бог любви. Разрушение образа Бога равносильно уничтожению человеческой личности.

Духовное это не просто противопоставление материальному,  духовное всегда направлено вверх, к Богу.


Рецензии