Переплетение судеб двух командиров-подводников

От причала базы подводных лодок в Полярном 20 октября 1939 года отошла подводная лодка "Щ-424". На мостике - командир К.М.Шуйский, его помощник А.К.Малышев, вахтенные матросы. Оба морских офицера не могли даже представить или предположить, что ожидает их экипаж буквально через час после отдачи швартовых. На выходе из Кольского залива, на траверзе острова Торос "Щ-424" столкнулась с рыболовным траулером.

Форштевень судна разворотил корпус лодки в районе центрального поста, лодка затонула через две минуты на глубине 270 метров, погибли 32 члена экипажа. Спасли только тех, кто находился на верхнем мостике, среди них командир и его помощник. Описывая столкновение РТ-43 с подводной лодкой "Щ-424" командование флота утверждало о нахождении капитана траулера в нетрезвом виде, что на суде не подтвердилось, кроме того выяснилось, что на борту траулера находился военный лоцман.

В тот период, всвязи с финской кампанией, перед входом в Кольский залив производились минные постановки, и была обязательная проводка всех судов военными лоцманами. Интересно было бы взглянуть на схему маневрирования траулера и лодки, но, к сожалению, гласно она представлена не была. Приговор суда был суров: капитан траулера Дружинин, командир "Щ-424" Шуйский были приговорены к высшей мере наказания, военный лоцман Соколов - к шести годам.

Приговорённых поместили в камеру смертников в ожидании исполнения приговора. После суда группа подводников при активном содействии помощника К.М.Шуйского А.К.Малышева написали письмо Сталину, где просили о  помиловании и снисхождении виновным. Письмо было кем-то рассмотрено, расстрел капитану траулера и командиру лодки заменили десятилетним заключением.

Начало войны бывший помощник Шуйского капитан-лейтенант А.К.Малышев встретил, командуя подводной лодкой "Щ-422". Первый боевой поход был неудачный - вышли из строя горизонтальные рули. Не удалось встретить противника и во втором походе. Результативным оказался третий поход. Двенадцатого сентября 1941 года был потоплен вражеский транспорт "Оттар Ярл", водоизмещением 1459 брт.

Погружение судна наблюдали через перископ 7 членов экипажа. В четвёртом походе артогнём был потоплен мотобот в районе мыса Нордкин, команда взята в плен. Ночью 28 января в районе зарядки аккумуляторов лодка внезапно была атакована эсминцем. Малышев сумел уклониться от тарана, но сброшенные глубинные бомбы вывели из строя гирокомпас и балластную цистерну - пришлось прервать поход.

По возвращению в базу командир был награждён орденом Ленина. Два последние похода были неудачны. В это время политотдел бригады повёл борьбу за повышение результативности походов, и первой жертвой этой борьбы стал А.К.Малышев. На лодку был направлен новый военком - инструктор политотдела базы А.Е.Табенкин. Он не скрывал, что прислан для пристального наблюдения и контроля за командиром.

Конфликт между командиром и военкомом разгорался. На лодке вышел из строя гирокомпас. Командир взялся за его починку, но сделать этого не сумел. Военком обвинил его в преднамеренном выводе гирокомпаса из строя и трусости, о чём дал радиограмму командованию. С приходом в базу А.К.Малышева арестовали.

На допросах он, вероятно, не мог никак поверить в серьёзность чудовищных и абсурдных обвинений в свой адрес, не оправдывался, вёл себя дерзко и вызывающе. Решение трибунала было вынесено 21 августа 1942 года, в котором А.К.Малышев назывался трусом и преступником, за что был приговорён к высшей мере наказания. Этот приговор стал незаживающей раной всей бригады подводных лодок Северного флота. ( На верхнем снимке коллажа А.К.Малышев )

Судьба Малышева трагична. Вызывает чувство горечи, что до настоящего времени гласно не восстановлено доброе имя, честь и достоинство морского офицера, командира подводной лодки "Щ-422" Алексея Кирьяновича Малышева.

В октябре 1941 года на территории подплава появился человек в лагерной одежде с единственным документом в кармане. В нём было написано: "Из мест заключения направляется в действующие части Северного флота гражданин Шуйский К.М., с отбытием оставшегося срока заключения после войны". С самого начала войны командование Северного флота написало ходатайство, чтобы Шуйского, как опытного специалиста временно освободили для участия в боевых действиях Северного флота, дабы он мог кровью искупить содеянное.

Ходатайство было удовлетворено. После прибытия в базу К.М.Шуйского направили старшим помощником на подводную лодку "К-3". Полгода он воевал на этом корабле. Из похода вернулась "Щ-403", командир которой погиб. Новым командиром подводной лодки был назначен К.М.Шуйский. В июне 1942 года экипаж "Щ-403 возглавляемый Шуйским вышел в море.

На борту комдив И.А.Колышкин. Лодка дважды выходила в атаку по конвоям, акустики докладывали о взрывах торпед. Колышкин по возвращению сообщил комбригу: "Шуйский показал себя зрелым командиром, лодкой управлял уверенно, в трудные минуты не терялся, в атаках смел, в поиске активен, авторитетом у подчинённых пользуется".Экипаж "Щ-403" продолжал боевые действия, число побед увеличилось.

Всего за время боевых действий лодка совершила 10 боевых походов, было потоплено три транспорта. Константин Матвеевич Шуйский был награждён орденом Александра Невского, двумя орденами Красного Знамени. В октябре 1943 года "Щ-403" вышла в очередной поход, из которого не вернулась, предположительно подорвалась на минах.

После гибели К.М.Шуйского И.А.Колышкин писал о нём: "Погиб замечательный командир, отважный воин и чудесный человек Константин Матвеевич Шуйский - всеобщий любимец бригады, невинно осуждённый, он был отпущен из лагеря на флот, чтобы "кровью искупить свою вину". Но он не был виноват ни перед кем . Душа его была чиста. Он сражался с незапятнанной совестью, как истинный патриот, таким он и остался до своего последнего смертного часа".
( На нижнем снимке коллажа К.М.Шуйский беседует с Наркомом ВМФ Н.Г.Кузнецовым)

 Этот снимок был впервые опубликован в книге И.А.Колышкина "В глубинах полярных морей". Его же можно увидеть и в книге бывшего Наркома ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова "На флотах боевая тревога", изданной в 1971 году. Но фото явно претерпело изменение - исчезла шкиперская борода К.М.Шуйского.

 Бдительные военные редакторы не могли допустить подобную "вольность" в присутствии Наркома ВМФ и с помощью ретуши умело "побрили" подводника. Несмотря на удары судьбы, К.М.Шуйский оставался весёлым и необычайно остроумным человеком, и находись он с нами, можно только предположить всю смесь его разящей иронии и сарказма по адресу своих услужливых "парикмахеров".   


Рецензии
Да уж, и не одному в той или иной степени нагадили в жизни такие комиссары и политруки, ибо их заботила не судьба вверенных им людей, а свое успешное продвижение по служебной лестнице. И вот, казалось бы, карьеристы, политические шестерки, будьте вы прокляты, однако, все ещё они есть и пользуются большим успехов у властей!

Луковкин-Крылов   05.11.2016 09:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.