Развлечения

НА СНИМКЕ (из Интернета): знаменитая актриса еврейского театра Клара Юнг (1983 - 1952), которую мы видели в 1943 г. в Златоусте в музыкальной комедии,  в роли юной "шестой жены" еврейского богача - ей было как раз 60 лет, но как она плясала канкан!

                *   *   *
Вопреки всему убожеству быта, люди умудрялись как-то скрашивать своё существование. Устраивали встречу нового года, ходили в кино, на редкие, однако примечательные концерты. Однажды. например, приехала Клара Юнг – знаменитая звезда еврейской оперетты. Несмотря на свои семьдесят лет, она ещё весьма бойко плясала каскад в еврейской музыкальной комедии «Шестая жена». Играя заглавную роль, Клара Юнг на сцене выходила замуж за богача, который своим злым нравом загнал в могилу пять предыдущих жён. Шестая же сумела взять над ним верх, да ещё и завела шашни с его молодым работником Мотке (или Мордке?)  и, прося любовника о ещё одном поцелуе, пела под бурные аплодисменты зала:

Мотке. либер. нох а-мол,
                нох а-мол,
                нох а-мол!

(то есть:  «Милый Мотке, ещё раз, ещё раз, ещё раз!»).   

Среди зрителей  большинство составляли русские, знающие идиш евреи вполголоса   им переводили, – увы: как и мне переводила мама…

Взрослые сплетничали, что молодой актёр, игравший роль Мотке, является любовником  престарелой  актрисы не только по сюжету пьесы…  Говорили об этом шопотом, но я, конечно же, слышал, как и всё, что мне слышать не полагалось…

В том же зале однажды   был вечер  гипноза. Заезжий гипнотизёр прочёл лекцию, затем предложил желающим подвергнуться усыплению. Вызвалась  кучка добровольцев, но через несколько минут  гость отсеял притворяющихся и несерьёзных – в том числе хулиганистого Леньку Либина   и  меланхоличного еврейского юношу по имени Мура. Зато несколько человек добросовестно уснули, и экспериментатор сразу начал творить с ними чудеса. Одному он внушил, что у того деревянное тело, и человек застыл, как в столбняке. Гипнотизёр, при помощи доброхотов из зала, уложил его затылком на спинку одного стула, а концами пяток (ахиллесовыми сухожилиями) – на спинку другого. Лёнька и Мура, реабилитированные по такому особому случаю, держали стулья, упершись руками в сиденья, а сам лектор взгромоздился испытуемому  ногами на живот, немного так постоял и даже  попрыгал, но деревянный человек даже не дрогнул, словно и в самом деле был сделан из  бревна. Усыпивший его гипнотизёр так и кричал: «Вы – бревно! Вы – бревно!»

С огромным волнением смотрели люди выходившие на экраны фильмы о войне. У многих на фронте были близкие. Поэтому все связанные  с войной перипетии воспринимались зрителями с особым чувством сопереживания – даже если фильм был ходульный, нехудожественный. Но шли и талантливые картины: «Два бойца», «Актриса», «Жди меня»… Люди, особенно женщины, словно самих себя видели на экране, а потому с небывалой отзывчивостью реагировали на увиденное.

Родители ещё с довоенного времени крепко сдружились с заведующей техническим архивом Гипростали – Розой Борисовной Сиротой. Она была секретарём    парторганизации  Гипростали, но с самого начала папиной  там работы всячески оказывала ему доверие, чуть ли не демонстративно поддерживая с ним дружеские отношения,. и даже написала в характеристике, которую он должен был приобщить к своей апелляции XVIII съезду ВКП(б),   что он, несмотря на формальное исключение из партии, «остался «большевиком на деле». То была неслыханная смелость и дерзость, неизвестно почему сошедшая Розе с рук. Мы дружили семьями  (я упоминал,. что у Розы была дочь моего возракста. Эльза), знали Розиного мужа, глазастого Иосифа Айнгорна. Он с первых дней войны был призван в армию, а весной 1942-го пропал без- вести  (по-видимому, на Изюм-Барвенковском направлении, под Харьковом). Но Роза  всё ждала его, всё надеялась, как сотни тысяч,   миллионы  других женщин. И лишь после войны, когда всё стало ясно, вышла замуж, как нередко бывает  у евреев, за своего деверя  - Якова  Айнгорна…

Были, конечно, и совсем другие вдовы. Быстро утешилась сотрудница той же Гипростали  Тамара Кирилловна Л., выйдя замуж за красавчика Юзика Х - ва. Но кто в них бросит камень? 

Всё же общим идеалом  было ожидание вопреки здравому смыслу, фанатичная  верность..Вот почему, когда после окончания  кинофильмов «Два бойца»,  «Актриса», «Жди меня»  в зале загорался свет, вокруг можно было увидеть так много заплаканных женских лиц.

Читать дальше "Занятия"  http://proza.ru/2012/01/27/1424

 УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! В ГРАФЕ "РЕЦЕНЗИИ" НАПИШИ НЕСКОЛЬКО СТРОК О ПРОЧИТАННОМ: МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ ТВОЁ МНЕНИЕ И ЗАМЕЧАНИЯ! Спасибо.


Рецензии