Слепая поэтесса

 Имя слепой крестьянской поэтессы
 Домники Зеленцовой, по отцу Онисимовой,
 Давно забыто, хоть её стихи прелестны,
 И к нашему позору канули в лета давным-давно.

 Домника родилась в семье пономаря,                1815г
 В пять лет, ребенком, потеряла зрение…,
 Жила в ужасной нищете, на брата иждивении,
 И нянчила чужих детей, что только и могла…

 Её талант случайно был замечен,
 Стихи издали в «Северной пчеле»                1838г.
 И дар Домники оценЁн был и отмечен
 «Пожертвованием девице ста рублей»

       «Кто вы, даятели благие?
       Я литер не могу понять.
       Но мышлю – буквы не пустые –
       В восторге буду их лобзать.
       В великий день мой дух пред вами
       Предстанет вас благодарить.
       Душа с душою не словами,
       А чувством может говорить.
       Мой благодарный вздох услышит
       Кто создал землю, море, лес,
       И щедрых имена напишет
       На дальней синеве небес!»

 Буквально через год, в журнале «Галатея»
 Было написано о жизни, творчестве Домани,
 И появилась слава, выраженная  словами,
 И напечатано её стихотворенье «Ветр и я»

 «Шуми, шуми, о ветер бурный,
 Над кровлей шум свой удвояй,
 Товарищ будь, печальны думы,
 И томны мысли оживляй.
 Всё спит; и ночь дает свободу
 Тебе внимать о бурный ветр!
 Шуми, напоминай природу;
 Мне зреть её надежды нет.
 Судьба во мраке вечной ночи
 Её сокрыла от меня;
 Во гроб мои занесши очи,
 Во тьме судила жить стеня;
 Траву, цветы, долины, горы,
 Ручьи прозрачные, леса
 Уже не встретят мои взоры,
 Мне так судили небеса.
 Навеки для меня, несчастной
 Померкли солнце и луна;
 Уж мне не зреть весны прекрасной,
 Она цветет не для меня.
 И нивы классами златыми
 Не могут дух во мне пленить,
 И рощи ветвями густыми
 Под тень не могут приманить.
 С тобой одним, товарищ милый,
 Я чувства горести делю,
 Нося при жизни мрак могилы,
 В тебе одном природу зрю.
 Шуми, взывай меж деревами,
 Зеленым листом трепещи,
 Греми ужаснее водами,
 Их волны на берег хлещи.
 Во тьме живущей среди света,
 Пустыннице среди людей
 Шуми, яви картину лета
 В гармонии с природой всей.
 Напомни шум ручьёв сребристых,
 Бегущих быстро по песку,
 Отрадну зелень древ ветвистых,
 Луга цветущие, реку.
 Напомнив жизни миг бесценный,
 Рассвет моих минувших дней;
 Сии минуты незабвенны
 Ясней представь душе моей.
 Рисуй поляны мне с цветами,
 С душистой зеленью младой,
 Где я малюткою с друзьями
 Резвилась вешнею порой.
 Представь мне лес густой, тенистый,
 С листками мелкими в дали.
 Воды источник тихий, чистый
 В разлив вечерния зари.
 Увы, и мне, покрытой тьмою,
 Природа знать себя дала,
 Явив все прелести зарёю,
 Потом навек их отняла.
 Ищу представить к мысли томной
 Луну и звёзды в небесах;
 Но всё в дали сокрылось черной
 Давно мелькнувшее в глазах.
 Лишь ты, всю верность сохраняя,
 Взываньем, сладость в сердце льёшь,
 Ничуть себе не изменяя,
 И мне жизнь чувствовать даешь».

 Как девушка слепая из деревни
 Не знавшая грамматики совсем,
 Могла слагать прочувственно и верно
 Такие строки? Непонятно было всем…

 Читать её стихи до слёз тоскливо,
 - Такая оглушающая обреченность!
 Но, тут же, жажда жизни, утонченность,
 И, согласитесь, как написано красиво!..

 «Позлащает лето жнивы,
 Август радует жнецов,
 Поселянин не ленивый,
 С нетерпеньем ждет плодов.
 Закричат тогда с восторгом:
 Что, готовы ли серпы?
 Время в поле, завтра с Богом,
 В добрый час, вязать снопы
 Лишь с востока развернулась,
 Чуть румяная заря,
 Из деревни потянулась
 Вереница на поля.
 Жнут усердными руками;
 Черны тучи страшны нам;
 Солнце ж яркими лучами
 В радость полевым трудам.
 Заскрыпят с полден телеги,
 Вмиг кладушки на гумне;
 Кто возрос на лоне неги,
 Тот не чувствует вполне –
 Как усталому приятно
 Зреть награду и покой; -
 Поселянину понятно:
 Он в восторге сам не свой.
 Он небрежно отирает
 Пот трудов и пыль с лица
 И с весельем запевает
 Песню сельского жнеца.
 Звуки песни пронесутся:
 Старец, гроба на краю,
 Слышит их, и слёзы льются;
 Вспомнил молодость свою! –
 Вот вечерняя прохлада
 Окропляет дол росой;
 Пыль взвивается от стада,
 Слышен отзыв роговой;
 То замолкнет за холмами,
 То раздастся в шуме стад;
 Вместе ж с стадом, с пастухами
 И жнецы с полей спешат»…

 Ей предлагал пожить в монастыре святой монах,
 Но, несмотря на тягостную жизнь, Домника отказалась
 И свой отказ Преосвященному отослан был в стихах,
 Ей лучше, и нужнее было дома жить,  сама призналась:

 Даете мне благословенье,
 О, архипастырю святый!
 Жить во обители смиренья,
 И где приют для сироты.
 Я тем обязана премного
 За милость вас благодарить.
 Закон ваш чту законом Бога,
 Но мне позвольте говорить.
 Малютки брата очень милы,
 И их оставить не могу.
 И мать моя лишилась силы,
 Минуты смерти стерегу.
 И здесь уж на гробах родимых
 Я пиобыкла слезы лить.
 В глуши селенья, - средь любимых
 Позвольте дни мои дожить.
 Здесь мне издетства всё знакомо,
 Сыщу дорогу в Божий храм.
 Не всёль равно молиться дома:
 Один Господь, и тут и там.
 Позвольте в хижине моей,
 О архипастырь и отец,
 Дожить остатки моих дней,
 И видеть матери конец!»

 И как всегда бывало на Святой Руси,
 Домнику все, конечно, позабыли…
 Похоронили тихо и сказали: Спи…                1877г
 И на надгробии последний её стих набили:

 «Могил безмолвных посетитель!
 Пошли твой мир в мою обитель,
 Но сожаленьем и слезой
 Мой хладный прах не беспокой.
 Страшись тоски воспоминанье
 В костях несчастной пробудить:
 Вся жизнь моя была стенанье,
 А мой удел был слёзы лить.
 Лишенная от детства света,
 Терпела я и нищету;
 И титлом славилась «Поэта»,
 Переносила клевету.
 Но всё мгновенно пролетело,
 Как вихрь промчались мои дни…
 Под сим крестом сокрыто тело,
 Крестясь, Домнику помяни!»…


Рецензии
"Под сим крестом сокрыто тело,
Крестясь, Домнику помяни!»"
Сколько позабытых, не признанных на Руси и вообще на земле..
Понравилось. Удачи вам.

Скарлет Рет   28.01.2012 17:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Скарлет...
Удачи. С теплом. Саша.

Александр Жданов -Добромыслов   28.01.2012 19:05   Заявить о нарушении