31. Кадая. Забайкальский край

 

     КадаЯ -  это самая суровая царская каторжная тюрьма. Находится на юго-востоке Забайкальского края. В 60 км от границы с Китаем. В 30 км от пограничной реки Аргуни, что впадает в Амур.
В Кадае отбывали свой срок политзаключённый Н.Г.Чернышевский (1864-1867), поэт Михайлов- Родился он в 1830 году. Умер в Кадае в 1865 году. Через 100 лет -в 1965 году Михайлову был открыт памятник и отца приглашали на его открытие. Отец посвятил ему стихотворение, найти его можно в приложении, где всё творчество отца.

   В Кадае родился наш отец. Там же появились на свет мои старшие братья Георгий, Леонтий.
Там прошла юность отца. Он был участником партизанского движения за освобождение Забайкальского края от иностранных интервентов и Семёновских банд.

Отец не знал ямбов и хореев, писал стихи своеобразно. В школе проучился всего два года и был изгнан из школы за богохульство.

    Так вот несколько строк о Кадае:
   «Рудник Кадая- это родина моя.
    Верхняя улица широка – зелена.
    Стоят на ней избушки,
    Как сгорблены старушки.
    По этой улице зелёной
    Я в детстве бегал босиком.
    На этой улице широкой
    Подростком был я батраком»
Родители завещали нам побывать на их родине.

            Экскурсия по Кадае.
    Свершилось!!!.
   Почти закончен мой многолетний труд по написанию родословной нашей семьи. Но что -то мне мешает отпечатать эту книгу. Чего- то не хватает. Во мне жила подспудно мечта побывать на родине родителей, чтобы иметь окончательно представление о их родине. Ведь они с такой любовью о ней рассказывали.
И вот мы с младшим братом договорились по телефону осуществить эту мечту.
Да и родственники ждут, когда же до них дойдёт моя книга. Ведь это так интересно знать о своих корнях-прадедах.
     Да! Если крепко задумано, исполнится.
А сейчас я не знаю с чего начать, потому что впечатления и эмоции меня переполнили.
Вдумайтесь, пожалуйста, выполнить заветы родителей, побывать на их родине. Это так далеко от Урала!
В  1959-61 года я работала в Маргуцеке, всего в 300-350 километрах от родины родителей – Кадаи. Но тогда, как и все мы не задумывались об этом. Да и зачем?
Теперь, когда мне за 70,я преодолела почти 10,0 тыс. км, в том числе 2000км на автомашине по разбитым дорогам и бездорожью  за трое суток. Ночевали одну ночь у незнакомых людей в районном центре Калга. Люди в Забайкалье вообще очень гостеприимны и разговорчивы. Вторую ночь провели в степи. Холодная осенняя ночь запомнилась на долго. Романтика!

     Такое путешествие мы совершили с младшим братом на его автомашине «Волга». Брату 65 лет, но он ещё работает. Всё лето откладывал деньги на эту поездку.»Убил» свою машину, так как большая часть пути была по очень плохим степным дорогам.
Дороги в России всегда желали быть лучше. Надо ли говорить о дорогах, где «Макар телят не пас»?
Дороги бегут то под гору, то круто в гору поднимаются, то петляют на извилистых подъёмах Посмотришь в одну сторону- видишь горы, хребты: Воздвиженский, Чащинский,Услонский…Спускаешься в долину и видишь ,ходят драги: моют золото на берегах со странными названиями: Урульгуйка, Кутубай, Малая Борзя, Большая Борзя. Брат говорит, что золото здесь ещё долго будут мыть, только не в Россию оно уходит: в Китай. Здесь как говорится «Медведь хозяин».

   На обочинах дорог указатели:20 км Акатуй,40км Александровский завод.
Здесь очень суровые места, климат. Много было тюрем: Акатуйская, Алгочинская, Нерчинская, Кутомаровская, Кадаинская, Горнозерентуйская, Мальциевская- женская тюрьма.
Всё это царские тюрьмы. От Горного Зерентуя всего 2км до Благодатска. Там томились в неволе декабристы Муравьёв, Трубецкой, Волконский, Оболенский. Давыдов.
Едешь и смотришь на эти голые сопки и какое то особое чувство переполняет . Я ощутила сопричастность к истории… Горечь за цвет русского общества, что здесь влачили свои лучшие дни. И гордость, что я побывала в этих неуютных, суровых краях. Очень суровый резко континентальный климат. Днём было плюс 22 градуса, а ночью мы чуть не замёрзли.
В памяти всплывает песня, что пели родители:


   Долго я звонкие цепи носил,
   Долго страдал я в горах Акатуя.
   Старый товарищ бежать подсобил.
   Ожил я волю почуя.
    Шёл я и ночью и средь белого дня.
    Вокруг городов озирался я зорко.
    Хлебом кормили крестьянки меня,    
     Парни снабжали махоркой.
      Шилка и Нерчинск не страшны теперь.
       Горная стража меня миновала.
        В дебрях не тронул прожорливый зверь.
         Пуля стрелка миновала.

Смотришь на эти суровые хребты и горы и изумляешься, как же можно было из этих мест убежать? До железной дороги сотни километров. А беглецы к ней и устремлялись.
Да, без помощи местного населения побег был бы невозможен.
В поезде я рассказывала соседям по купе о цели своего путешествия. И встретила таких же « декабристок», как и я.  Оказывается, они также ездили на свою малую родину в эти же края. (Не так уж я одинока, что почитают своих прадедов)
Так Нина Савватеевна Даутова, ей 69 лет, она живёт под  Москвой. Вот она рассказала о  Григорьевна (24.11.1866-23.03.1947) помнят, как они детьми помогали беглецам. Родители как то узнавали когда будут беглые каторжники. Ставили еду на задах огородов. Иногда даже помогали сбивать с ног и рук эти ужасные цепи. Отдавали свою одежду. Одежду каторжан сжигали.

Фото: на фоне бывшей шахты, где велась добыча серебряно свинцово цинковую породу каторжники.Камни на солнце искрятся всеми цветами радуги.Я таких камней раньше не видывала.

Продолжение следует   http://www.proza.ru/2012/03/11/658





 


Рецензии
На Байкале был в девяносто третьем и в одиннадцатом году. Прекрасные места!

Владимир Винников   14.03.2019 08:24     Заявить о нарушении
ВЛАДИМИР, ПРЕКРАСНЕЕ МАЛОЙ РОДИНЫ НИЧЕГО НЕТ.А ТУТ МЫ ПОБЫВАЛИ НА РОДИНЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Тамара Белова   15.03.2019 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.