Кацаев С. -Х. Зимним вечером

Сайд-Хасан Кацаев "IАЬНАН СУЬЙРЕ". Перевод с чеченского.

 

Обожаю летние вечера, хотя  и зимние не сравнить с пылью и грязью осенних. Ветер спит. Снежинки  медленно танцуют. Автобусы и троллейбусы забиты до отказа. С трудом втискиваюсь. Двери закрываются, захватывая полы чьих-то пальто. Проспект загружен транспортом.
              Навстречу идут трое. Вдруг один поскальзывается, а товарищи подхватывают его под мышки и заливаются смехом.
     Лампы на фонарных  столбах необычным светом наполняют проспект. Заглядываясь на краснощеких девиц. Интересно, почему городские девушки вечером меняются? Становятся общительными. Попробуй заговорить с ними днем? Насквозь видят сельских? Или знают, что это легкий флирт? Все может быть. «Им не нужны, такие, как мы, - рассуждаю я, но обманываю себя. - А вечером все же можно привлечь к себе внимание». Рядом с кафе «Золотой олень» находится продуктовый магазин. С тех пор, как неподалеку открыли крупный современный «Универсам», сюда покупатели заходят редко.
- Работает ли та девушка до сих пор? Чем занята? Заглянуть? Хорошая девушка была.
Познакомился с ней как-то зайдя за соком. Кажется, осталась довольна. Спросил, можно ли к ней заходить? Она приняла мое предложение. В тот же день узнал о ней почти все: где живет, когда закончила учебу, сколько работает, каким маршрутом автобуса пользуется, ну и все такое.
Что-то давненько я не заглядывал. То времени не было, не успевал, забывал... Да и не был к ней привязан.
Когда впервые попал в город, обманывался любой мелочью, но девушки не понимали меня, даже не обращали никакого внимания.
Целый год пытался понять их. Манеры, намерения. Потом понял, свои ошибки. Городские стали казаться мне пустышками. Что парни, что девушки. Мои односельчане в сотни раз лучше, несмотря на наряды первых. Сейчас меня не привлекает девушка, которая целыми днями вертится перед зеркалом, связывая свою жизнь с нарядами и хождениями по магазинам... Теперь я тот, кто им нравится.
Если вижу выпендривающуюся, веду себя как вольный конь, назло им. (Им-то что, как я себя веду, разве что глупым кажусь. Притворяясь простачком, развлекаюсь.)
Стараюсь знакомиться лишь с той, которая по моему мнению из села, хотя, возможно, больше и не встречу ее. Нравится, если попадается неиспорченная цивилизацией. Для прикола болтаю с девицами легкого поведения, хотя нормальные  озираются на меня.
Проходя мимо, пару раз заглядывал в тот магазин. Она не скрывала своей радости. Прекрасно понимал, что этим дело не кончается. Чтобы поддерживать отношения, надо провожать, почаще навещать. Порой мне хотелось этого. Думал, пройдет зима, с весны начну. А весной закрутило жизни колесо. Когда в последний раз заглядывал, увидел рядом с ней парня. Она же, заметив меня, покраснела, наклонилась к стакану, который держала в руке.
А сейчас вновь зима.
Она работала в крайнем отделе, где продают лимонад, сок и сигареты. Покупателей не было. А она сидела в уголке за столом и что-то писала. Я слегка постучал пальцем по прилавку. Она подняла взор.
- Как тихо у вас.
Не расслышал ее ответ. Из-за толстого свитера, надетого под халат, она казалась слегка поправившейся в талии.
- Думаю, холодновато у вас. Тепло оделась, - улыбаюсь ей.
- Не жарко.
- Потерялся я в последнее время. Да?
- Задержался.
Подходит покупатель,  а я жду, пока она закончит обслуживать его. Рассчитавшись с покупателем,  девушка поворачивается ко мне. Может нам есть о чем поговорить. Но стоять по разные стороны прилавка неудобно. Это все же не прогулка по городу или посиделки где-то. Но, раз пришел к девушке, то должны же быть какие-то намерения. Я не собирался жениться, да и не был влюблен по уши. Но недостаточно же двоим говорить только о мирской суете.
Левую руку держу в кармане, а  правой трогаю мойку для стаканов.
- Вода брызнет, - говорит она.
- Ничего страшного.
Сдвигаю с места белую ручку. Брызни воды, попав на мою ладонь,  летят на меня. Она наконец-то улыбается.
- Красиво, - говорю  и закрываю краник.
Подходит женщина с девочкой. Спросив цену, покупает сигареты и уходит.
- Твой рабочий день заканчивается в восемь?
- Да.
- А за тобой приходят?
- Приходят, - отвечает она, опустив голову.
- Скажи своим, что ты уже взрослая. Выучилась, работаешь.
- Говорят, что ненадежное время.
Подходит покупатель - молодой человек.
- Как много курят. Может мне начать курить? Тогда бы почаще заходил, - говорю, когда тот отходит.
- Не стоит, - отвечает тихо.
- Что? Курить?
Чего я добивался этим вопросом?
- Да.
- А продолжать приходить к тебе можно?

Может, зря это спрашиваю. Мы ведь уже решили насчет этого... раньше. Приду ли я еще? Придя же, должен о чем-то говорить.

- Мне раньше нравилось, о чем ты говорил.
- Виноват перед тобой.
- Часто вспоминала твой голос, думала о тебе.

Меня бросает в жар. Она сразу кажется мне близкой.

- Вечером еще раз приду.
Она слегка качает головой. До нее дошло, что я не понимаю ее.
- Я вышла замуж.
Стоим растерянные...
- Долго же ты меня ждала, - говорю ей, хоть и знаю, что не имею права обвинять. - Что    делать? Такова судьба. Оставлю за собой одно право - заходить иногда за стаканом лимонада. Лада вашей семье.
- Спасибо.

Я иду на выход из безлюдного магазина. А в голове  рой мыслей.

1985г.


Рецензии
н-да, что называется поезд ушел, хотя все что ни делается к лучшему говорят?
"Но недостаточно же двоим говорить только о мирской суете"
а почему и нет? вот этого я не понимаю, почему обязательно если два человека разговаривают - то это что-то должно означать?
как будто нельзя просто обменяться мыслями и всё, без всяких подтекстов.

переведено здорово :)
какие-то отрывочные тексты, как мне показалось, хорошо показывают внутр.мир автора. Структуру мышления, упорядоченность, педантичность (если можно так выразиться), логичность и стройность, в то же время опр.сухость может быть, отстраненность и взвешенность, может быть я ошибаюсь.
мне тоже нравятся летние вечера

Новый Ридер   29.01.2012 19:32     Заявить о нарушении
Просто люди не всегда замечают других. Проходят мимо своей судьбы...

Зура Итсмиолорд   18.03.2012 22:59   Заявить о нарушении