Маэстро

-Хосе!- позвала пожилая испанка Роза своего мужа,  вышедшего на терассу, расположенную на крыше дома. Прошло уже довольно много времени, а его все не было. Она досмотрела очередную серию своего "дежурного"   мистического сериала о привидениях, приготовила ужин и крикнула опять:
 -Хосе!
 Не дождавшись ответа, она выглянула на крышу, где находился небольшой уютный домик, прилепившийся одним боком к стене соседнего дома.
 -Странно!- проговорила женщина, увидев приоткрытую дверь, которую хозяин всегда закрывал за собой: он очень не любил, когда во время  священнодействия его беспокоили. Хосе был удивительным мастером по изготовлению всевозможных безделушек, сувениров, поделок, которые  они продавали в небольшой лавочке и получали какой-никакой доход. Наделенный от природы богатой фантазией, он вкладывал в каждое свое изделие столько душевной силы, умения и доброты, что все окружающие, дивясь его мастерству, называли "Маэстро".
 Свою замечательную способность он обнаружил еще в детстве, в школьные годы, когда между занятиями собирал вокруг себя ребят из соседних классов. Хосе брал в руки мокрую тряпку, которой стирали написанное, и отойдя на некоторое расстояние от доски, с силой бросал в нее тряпку. На доске отпечатывался мокрый след, который с помощью мела превращался в его руках в зверей, людей и другие легко угадываемые предметы. Мальчик протягивал мокрую тряпку стоящим рядом ребятам и предлагал повторить, но те отказывались.
 "Но почему?- искренне удивлялся он,- ведь это так просто, смотрите!" и он повторял все сначала. Позднее Хосе, конечно, понял , что не каждому дается такое сильное воображение, а тем более, не каждый может воплотить его в жизни в конкретные предметы.
 -Хосе!- опять окликнула Роза мужа, подходя к домику, и заглядывая внутрь. К своему удивлению и ужасу она не увидела его, и странное тревожное чувство овладело ею. Она с опаской приблизилась к парапету крыши и с замиранием сердца посмотрела вниз, на улицу, ожидая увидеть лежащее тело, и в то же время надеясь, что его там нет.
 Но мужа там не было.
 Не зная, что и думать, Роза обратилась к рабочему, устанавливающему на соседней крыше солнечные батареи, с вопросом о том, не видел ли он случайно ее Хосе. Ответ был отрицательным, однако словоохотливый работник рассказал ей про одно странное обстоятельство, когда совершенно бесследно исчезла одна из секций батареи, которая лежала недалеко от их домика, где работал ее муж, и что теперь ему придется платить из своего кармана..
 Бедная женщина не дослушала его и спустилась вниз к консьержу, но и там ее ждало разочарование: тот никуда не отлучался в течение всего вечера, люди заходили и выходили, однако Хосе не появлялся.
..Наутро соседи разговаривали между собой:
- Вы слышали, что "Маэстро" пропал?
- Как пропал?
- Зашел вечером, как обычно, в свою мастерскую и исчез.

    *                *                *               
               
По долине прибрежной полосы, с правой стороны от которой располагались горы, а слева плескалось теплое море, шли римские легионеры.Многодневный переход был трудным и утомительным и воины остановились на привал у небольшой неглубокой речушки, несущей свои светлые воды к морю. Как обычно в лагере была сыграна вечерняя заря, выставлены часовые для охраны отдыхающих и легионеры погрузились в сон.
 На ночном небе появились крупные южные звезды, взошла полная луна, озарив своим светом спящий лагерь, речку с бегущей серебряной дорожкой, горы.
 Произошла первая смена часовых, и заступивший на следующиеся два часа постовой обратил свое внимание на речку.. ее не было рядом, она с трудом угадывалась  где-то вдалеке, потом вдруг приблизилась настолько, что он оказался в самом ее центре, посередине. Вся окружающая местность расплывалась, постоянно меняла свои очертания, горы то исчезали, то появлялись снова..
 Повидавший много всякого на своем  веку, легионер с отчаянием крутил во все стороны головой, пытаясь уследить за меняющейся на глазах обстановкой, отыскивая исчезающий лагерь, который ему доверили охранять.
 Луна скрылась за невесть откуда появившимися тучами, недавно яркие звезды пропали, вместо них на небе кое-где тускло светили бледнеющие огоньки, которые вскоре растворились в непроглядной темноте ночи.
 Пораженный увиденным, часовой старался справиться с безотчетным страхом, который овладел всем его существом.
 Он прекрасно знал, что неподалеку от него должен был находиться следующий часовой, с которым они вместе заступали на посты. Но в кромешной тьме ничего невозможно было разглядеть, и нарушая устав, постовой окликнул:
 -Аэций! Аэций!
 Однако ответа не последовало.
На некоторое время выглянула луна и часовой увидел себя стоящим посреди совершенно незнакомой местности, а лагерь с речкой исчезли.
 В ушах у него неожиданно возник какой-то пронзительный тонкий-тонкий звук, усиливающийся и нарастающий с каждой секундой, он потерял сознание и рухнул на землю.


                *                *                *


-Куда все запропастились?- раздраженно воскликнул режиссер, приехавший вместе со съемочной группой отснять несколько эпизодов из будущей исторической трилогии: "Руины  Карфагена".
 Получасовой отдых закончился и надо было приступать к последнему эпизоду, но все как в воду канули.
 Скоро в его поле зрения попала приближающаяся одинокая фигура, это был римский легионер в полном вооружении.
 -Что за чертовщина!- вырвалось у взбешенного режиссера,- откуда он тут взялся?
 -Эй, дружище!- обратился он к легионеру,- что ты здесь делаешь? Из какого ты фильма?
Творец нового фильма был в курсе, что в нескольких километрах отсюда его коллега снимал документальную ленту о странном явлении в близлежащих горах: картина должна была попытаться объяснить многочисленные факты исчезновения целой отары овец вместе с пастухом, нескольких детей, шедших к реке, которых так и не нашли. Теперь вот еще этот легионер..
 Незнакомец прореагировал мгновенно и непредсказуемо: он схватился за меч и набросился на режиссера, не ожидавшего нападения. И быть бы беде, если бы не появившийся вовремя один из операторов, который рискуя жизнью, устремился на вооруженного легионера и нанес ему удар по голове съемочной камерой и поверг на землю. У оглушенного воина забрали вооружение и собирались связать шнурами от съемочного оборудования..
 Режиссер еще стоял с мечом и кинжалом в руках, как вдруг на него откуда ни возьмись двинулась большая отара овец: животные были страшно напуганы, они жались друг к другу и мчались сплошным потоком вперед не разбирая дороги.
 "Затопчут!"- молнией мелькнула у несчастного мысль.
Он отбросил в сторону меч и кинжал и пустился наутек.
 Через некоторое время римлянин очнулся и стал озираться вокруг. Привычным движением руки он ощупал себя и обнаружив отсутствие короткого меча и кинжала, страшно выругался на непонятном языке. Он попробовал встать, но это ему удалось не сразу: удар был достаточно сильный, в голове шумело и перед глазами плыли разноцветные круги. Легионер услышал странный шум позади себя и, обернувшись, увидел свое оружие на земле, а чуть поодаль, в нескольких десятках метров - обезумевшую от страха отару овец, которая летела прямо на него. Рискуя жизнью, он бросился к оружию и внезапно ощутил то непонятное и противное состояние, которое у него было тогда, когда он стоял на своем посту у речки и охранял спящий лагерь: первые ряды овец  прямо перед ним взметнулись вверх  словно пушинки на ветру и, растворившись, исчезли.

                *                *                *

..Хосе закончил изготовление фигурки римского легионера, которую считал предметом своей особой гордости, она была проработана до мельчайших подробностей: вся воинская одежда, включая доспехи, шлем с фалерами- блестящими металлическими бляхами, воинское снаряжение, оружие- все снималось и одевалось на фигуру ветерана. Он уже собирался идти ужинать и решил прихватить с собой свой новый шедевр, чтобы показать Розе, приоткрыл дверь, и не успел ее закрыть, как почувствовал сильное головокружение. Пытаясь устоять на ногах, Хосе ухватился за открытую дверь, которая под его весом качнулась к стене и , не удержавшись, он опустился на колени.
 Последнее, что он увидел, была фигура его жены, которая проследовала мимо него в мастерскую. Хосе окликнул ее, но она даже не обернулась, и стала расплываться на глазах, и не дойдя до двери в квартиру исчезла.
 Соседний дом вместе с улицей, находящейся внизу, цветы на терассе, деревья закружились в немыслимой карусели и растворились в пространстве.
 Через некоторое время он увидел себя лежащим около огромной колонны в центре какого-то странного города, который он и узнавал и не узнавал. Хосе вспомнил, что  эти римские колонны  уже встречались ему около экскурсионного центра недалеко от улицы Парадис. Типичная римская планировка присутствовала и в Готическом квартале, в историческом центре города. Он еще тогда обратил внимание на характерное повреждение одной из колонн, третьей слева, на которой была вмятина в форме сердечка.
 Сейчас он стоял как раз у третьей, но никакого видимого внешнего изьяна не находил. Хосе обошел вокруг колонны, недоверчиво ощупывая и гладя ее руками, сомнений не было: она была гладкой как кожа младенца.
 -Где я нахожусь?- вырвалось у него, -что происходит, черт возьми!
Оглядевшись вокруг, маэстро обнаружил вдалеке горную гряду, напоминающую  по очертаниям Кольсеролу.
 -Так это же она и есть!- воскликнул Хосе,- вот самая высокая точка Тибидабо, но где же вышка, почему ее нет!?
 Переведя взгляд налево он увидел гору Монжуик, откуда открывался вид на старую крепость, построенную в 17-18 веках. Но сейчас никакой крепости не было и в помине.
 -Но такого просто не может быть!- в отчаянии выкрикнул Хосе,- я ничего не понимаю!
Он с изумлением осматривал незнакомый город с низенькими домиками совершенно непонятной и непривычной архитектуры, которую ему доводилось видеть разве что в исторических фильмах о древней античности.
 -О Боже мой! Что здесь произошло!?
Маэстро ходил среди  разрушенных полностью или частично жилых домов квадратной и многоугольной формы, построенных из сырца с крышами из веток, и стоящих на каменных фундаментах, и видел только трупы. Убитые мужчины и женщины по внешности напоминали современных каталонцев, они были стройными, с тонкими чертами лиц. Их одежды были сшиты судя по всему из довольно прочного полотна, пестрой многоцветной ткани, и по своему крою напоминали римские тоги. Среди убитых было много детей со страшными ранами, некоторые мальчики были в коротких юбках.
 Хосе бродил по пустынным улицам, пересекающимся под прямым углом, образующим редкую в градостроительстве прямолинейную структуру("шахматную доску"),  и везде ему попадались погибшие люди. Видимо жители были захвачены врасплох, на низких каменных скамейках стояли подносы с остатками трапезы: кости птиц, животных, рыб, скорлупа яиц. В некоторых домах на соломенных тюфяках, лежащих на досках, и служащих в качестве спальных мест, находились люди, принявшие смерть во сне.
 Из истории он знал, что его далекие героические предки отличались невероятной храбростью и мужеством в борьбе с римскими завоевателями, и всегда сражались до конца. У каждого из воинов на теле находился сосуд с ядом, который они принимали, если не погибали в бою и попадали в плен. Известны случаи массовых отравлений, но врагу они не сдавались никогда, даже если им обещали оставить жизнь. Римляне знали это и не щадили ни женщин , ни детей.
                *                *                *

 Пораженный увиденным, Хосе не сразу обратил внимание на приближающихся к нему двух легионеров. Один из них что-то крикнул ему, но маэстро не уловил смысла, разобрав только отдельное слово "scipio"- посох. Римляне, убедившись, что перед ними чужестранец, причем ни разу не встречавшийся в их жизни, повели его в неизвестном направлении.
 Через некоторое время они оказались в просторном помещении, где похоже находился временный военный штаб войска и присутствовали все военачальники во главе со своим руководителем.
 -Вы не нашли Аэция?- спросил он пришедших легионеров.
 -Нет, светлейший, но мы нашли вот его,-и они бросили к его ногам маэстро.
 -Кто ты, чужестранец, и откуда?- обратился он к Хосе. Язык напоминал "вульгарную латынь", угадывались лишь некоторые слова.
Не дожидаясь ответа, военачальник жестом пригласил его подойти поближе:
 -Что это у тебя в руках?- спросил он и потянулся к фигурке легионера.
Хосе с готовностью протянул свой шедевр римлянину.
 Внимательно рассматривая забавную игрушку со всех сторон, тот одобрительно кивал и с восхищением что-то говорил соратникам.
-Луций, ты посмотри на нее,-воскликнул один из них,обращая его внимание на игрушку,- это же ты, она похожа на тебя как две капли воды!
 Всмотревшись еще раз, Луций обнаружил совершенно поразительное сходство.
-На ней явно не хватает лаврового венка победителя и покорителя города!- продолжил другой.
 -Я оставляю ее себе, чужестранец!- проговорил Луций,- что ты хочешь взамен?
Хосе неопределенно пожал плечами.
 -Вот тебе мой меч, выкованный лучшими оружейниками Галлии, который принес победу мне и моему войску! Это дарит тебе Луций Корнелий Сципион!
Хосе с поклоном принял оружие и вдруг ощутил как все вокруг заколебалось, стало принимать неясные очертания и вскоре исчезло. Он увидел себя сидящим у двери рядом со своей мастерской, из которой выходит его жена Роза.
 -Роза!- позвал Хосе.
Жена с живостью обернулась и подбежав к нему, обняла за голову:
 -Слава Богу!- со слезами на глазах, проговорила она,- слава Богу, ты жив, а я уж все и всех обежала, нигде не могла тебя найти. Где же ты был, Хосе?
 -Ты все равно не поверишь,- ответил маэстро, протягивая ей галльский меч,-вот подарок самого Сципиона, завоевателя города Лайе.
 -Ты что шутишь?- с обидой  и дрожью в голосе спросила жена, - я же тебя серьезно спрашиваю!
 -Я же говорил, что ты не поверишь,-горько усмехнувшись, ответил Хосе,- лучше посмотри:
видела ли ты когда-нибудь что-то подобное?
 На одной стороне рукояти меча древним мастером были выгравированы латинские буквы:
"L.C.S.", а на другой - изображение посоха.
 -И что все это означает?
 -А это означает, что меч принадлежал Луцию Корнелию Сципиону, а посох- символ их рода,-ответил с раздражением Хосе.
 -Хорошо, хорошо, не кипятись, пожалуйста, пойдем ужинать.


                *                *                *
На следующий день досужие соседи говорили между собой:
 -Вы слышали маэстро нашелся?
 -Что вы говорите, и где же он был?
 -Вы не поверите, но он якобы уверяет всех, что побывал в прошлом!
 -Странно, знаете ли, довольно странно, раньше за ним такие чудачества не замечались!
...Хосе как подменили: рано утром он уходил в свою мастерскую и не выходил оттуда в течение всего дня; он осунулся, побледнел, стал раздражительным.Роза не находила себе места, она не знала, как вернуть прежнего жизнерадостного мужа, который, хотя и был чудаковатым, но был очень добрым, трогательным и наивным словно ребенок. А как он радовался, когда из-под его золотых рук выходила очередная  удачная поделка, как он спешил показать ее самому первому ценителю, своей Розе!
 А вчера Хосе опять забыл прикрыть свою дверь, и она потихоньку на цыпочках подошла к мастерской и одним глазком заглянула внутрь: ее муж сидел на табурете и смотрел, не мигая, на стол, а передним лежал меч Луция.
 "Не случилось бы чего с ним!",- с испугом подумала Роза. Она так и не решилась окликнуть его, а всхлипывая, вошла в дом и подойдя к иконам, стала молиться:
 -Дева Мария, Мати Божия, помози мужу моему, укрепи его!
 Поэтому она с такой радостью согласилась на его предложение, когда он вечером сказал:
 -давай завтра съездим в археологический музей, посмотрим, не появились ли новые экспонаты.
 -Конечно, конечно, Хосе, обязательно съездим!- с готовностью откликнулась Роза.
На следующий день они осматривали серебряные патеры с гравированными сценами похорон, бронзовых лошадок и низкие вазы из серебра.
 -Хосе, смотри какое чудо!- воскликнула Роза, указывая на небольшую статуэтку,- по-моему ее раньше здесь не было.
 -Скажите, пожалуйста, когда у вас появилась эта удивительная статуэтка?- обратилась она к работнику музея.
 -А вы знаете, недавно,- отвечал тот,- проводились раскопки и были найдены многие иберийские вещи из бронзы, греческие чернолаковые вазы в форме колокола, подносы с остатками трапезы, и вот эта фигурка римского легионера, совершенно удивительная и оригинальная по манере исполнения. Каким же потрясающим мастерством должен был обладать тот древний скульптор, который ее изготовил! Но не это самое интересное в ней: специалисты тщательно изучили ее и пришли к выводу, что ей нет и сотни лет.!Вы представляете! Но если это так, то каким образом она могла попасть в третий век до нашей эры и откуда вообще взялась!?
 Работник музея воодушевленно продолжал что-то еще говорить, а Роза перевела глаза на Хосе и увидела, что он смотрит на фигурку и улыбается, а по щекам его текут слезы..


Рецензии
Великолепный рассказ.
Да, поистине- искусство стирает границы времён:)

Юрий Лучко   03.02.2012 12:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, Вы так добры!
С уважением

Петр Лобузнов   03.02.2012 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.