Аббадиды Севильи

Династия эмиров, правившая в 1023-1091 гг.

1. Мухаммад I (1023-1042)
2/1. Аббад ал-Мутадид (1042-1069)
3/2. Мухаммад II ал-Мутамид (1069-1091)
               
В начале XI в., с падением династии Омейядов, место Кордовского халифата (http://www.proza.ru/2018/07/17/215) в мусульманской Испании заняли три десятка самостоятельных эмиратов. Единого государства больше не существовало. Наступил период, известный в арабской историографии как «эпоха царей общин» (мулук ат-таваиф).
   
В 1023 г. во время великой смуты, охватившей Кордовский халифат, город Севилья с прилегавшей к нему территорией был объявлен республикой. Его правителем стал  кади Абу ал-Касим Мухаммад (1023-1042) из арабского рода Аббадидов, лишь незадолго до переворота занявшего  видное место в кругу высшей севильской знати. Мухаммад был умен, честолюбив и обладал сильной волей. Он стремился сперва  обозначить господство в Севильи, а затем подчинить всю Андалусию. Первой цели ему удалось достичь очень быстро. Сохранив республиканскую форму правления, он отменил полномочия своих коллег – членов аристократического совета. Чтобы привлечь к себе побольше сторонников Мухаммад нашел в Калатраве ремесленника очень похожего на последнего омейядского халифа Хишама III и выдал его за настоящего халифа. Эта хитрость принесла свои плоды, потому что мнимый халиф был признан правителями Кармоны, Валенсии, Дении и Тортосы. Усилившись благодаря поддержке этих государств, Мухаммад разбил правителя Малаги Йахйю I, а потом Бадиса Гранадского.

    После смерти в 1042 г. Мухаммада во главе государства встал его сын Аббад ал-Мутадид (1042-1069). Кордовский историк Абу Марван писал, что этот эмир  «превосходил всех своих современников красотой облика, совершенством сложения и нрава, величественным видом, щедростью длани, проницательностью и остроумием, находчивостью и способностью предвидеть будущее. Его суждения о стихах и прозе отличались глубиной и верностью, ибо он владел немалой долей природного таланта и образованности». Но были о Мутадиде и другие свидетельства. Более поздний арабский историк Лисан ад-дин ибн ал-Хатиб сообщает, что этот эмир ни во что не ставил пролитую кровь. Своей рукой он хладнокровно убил собственного сына. В 1053 г. Аббад пригласил в Севилью эмиров Ронды, Морона и Аркос-Хереса, с которыми до этого жил в полном мире, и здесь замуровал их в бане вместе со свитой (всего 66 человек). Все они задохнулись от проведенного туда горячего воздуха. После этого Аббад присвоил владения умерщвленных эмиров, а их отрубленные головы хранил среди своих сокровищ. Мутадид очень заботился о блеске своего двора, привлекая в Севилью ученых и поэтов со всей Испании. Он продолжал борьбу против Бадиса и других эмиров и постепенно овладел городами Мертелой, Ниэблой, Санта-Марией де Альгарве  и Альхесирасом. В результате Аббадиды к 1058 г. стали владыками всей западной части полуострова. В том же году Аббад объявил, что лжехалиф Хашим III умер, назначив его перед смертью эмиром всей арабской части Испании.

   Наивысшего могущества Севилья достигла при Мухаммаде II ал-Мутамиде (1069-1091). Едва заняв престол, он в 1069 г. завоевал  Кордову и мурсийский эмират. Севилья превратилась при нем в многолюдный город, ни в чем не уступавший Кордове в период ее расцвета. Роскошью своих дворцов, одежд, выездов, украшений, плодородием полей этот город затмил тогда всех прочих соперников. Но главным украшением государства был сам его правитель. По рассказу жившего в то время полководца и поэта Али ибн ас-Сайрафи, эмир Мутамид "не имел себе равных по великодушию и щедрости, он был крепок, словно жезл, который нельзя сломить, и не знал соперников в красноречии, умении слагать стихи  и составлять послания". Он был образован как никто в его время и обладал прекрасной памятью. Мутамид покровительствовал науке и культуре и оставил о себе память как замечательный поэт. Вместе с тем он отличался почти безрассудной отвагой и редкой для правителя того времени добротой. Любимой женой  этого эмира была бывшая рабыня и погонщица волов Румайнийя. Мутамид, пленившись  ее красотой и поэтическим даром, выкупил ее у хозяина и женился на ней. Она родила мужу четырех сыновей.

   К сожалению, блестящий расцвет Севильского эмирата продолжался совсем недолго.  Воспользовавшись распадом халифата, на севере усилились христианские королевства. В 1085 г. король Леона Альфонс VI взял Толедо. В поисках спасения от наступавших христиан Мутамид обратился  за поддержкой к грозному берберскому султану Йусуфу ибн Ташуфину. Тот явился в 1086 г. в Испанию и нанес леонцам под Заллакой страшное поражение. Это принесло Альморавидам большую популярность среди мусульман Испании. В 1090 г. Йусуф вновь переправился на Пиренейский полуостров, но на этот раз обратил оружие против самих андалусских эмиров. В конце 1091 г. войска Йусуфа после многомесячной осады взяли Севилью. Эмир Мутамид бился до последней возможности и разил береберов даже на пороге своего дворца, но прекратил сопротивление после того как рядом с ним был убит сын Малик. Он сдался  в плен и был выслан в горный район Агмат на юге Марокко. Там он и умер в 1095 г., оставив после себя множество прекрасных элегий, которые до сих пор высоко ценятся знатоками арабской поэзии.

Марокко и Пиренейский полуостров при Реконкисте  http://proza.ru/2014/02/21/450


Рецензии