Детство

   Маленькая Валентинка после войны жила в степной деревушке далеко от станции.Настоящего поезда она, конечно, никогда не видела, да что поезд, легковые машины и то редко проезжали через деревню.Такая машина казалась просто чудом, появившемся, бог знает, от куда.

   За ней гурьбой бежали ребятишки радостно вопя :"Черепашка, черепашка !"Толпа ребятишек увеличивалась, как снежный ком, по мере продвижения машины по деревне и останавливалась, когда машина проезжала весь в дырах бревенчатый мост и ехала дальше, оставляя шлейф дорожной пыли сзади себя.

   Ребятишки, с белыми выгоревшими вихрами, с восторгом делились впечатлениями от  увиденного чуда. Великим было разочарование тех, кто не успел выбежать и воочию увидеть это чудо.

   Потом проезжала бричка, с впряжёнными в ярмо двумя волами, затем телега с высокими бортами из стальных прутьев, можно было сидеть на этой телеге, свесив ноги между прутьев, когда она была ещё не гружённой. Гружённая огромным стогом сена, она проезжала, оставляя приятный пьянящий запах сена и запах долго стоял в знойном воздухе.

   Неизвестно откуда и куда ехал огромный грузовой "Студебеккер" с зарешоченными фарами, хрипло гудя, поднимая дорожную пыль.Завидев его ещё издали, ребятишки выбегали на дорогу, вздымали, подбрасывая вверх эту бархатную пыль, создавая невидимое пространство, машина проезжала эту мглу с включёнными фарами, а водитель, проехав этот кромешный ад, беззлобно грозил ребятишкам кулаками.

   Ребятишки, у которых из одежды были надеты только трусы, были похожи на темнокожих папуасов, хотя и папуасов они тоже никогда не видели живыми, только на картинках в книжках.Потом тут же у моста все купались на песчанной отмели, в то время ещё ничем не ипорченной экологии окружающей природы.

   Валентинка слышала, что где-то ходят поезда по железной дороге. Поезд она видела на картинке, а вот железную дорогу рисовала в своём воображении по-своему.Будто из гладких очень блестящих листов железа, она где-то видела такие, выложена дорога и по ней идут поезда в разные города.

   Родители Валентинки обсуждали поездку мамы в город, надо было договориться на счёт машины, чтобы доехать до станции, а там ещё ехать поездом до города. Валентинка стала проситься поехать вместе с мамой. Было решено, что и она поедет вместе с мамой в город.

   Бортовая полуторка была загружена до верха зерном и несколько человек, мама и Валентинка уселись в кузов поверх зерна и поехали на станцию.Погода стояла сухая и тёплая, приближалась осень.Машина шла по грунтовой дороге, её качало на ухабах и Валентинка каждый раз цеплялась за зерно, срабатывал инстинкт самосохранения, затем разжимала кулачки, высыпая из них ,захваченное в страхе зерно. Взрослые смеялись.

   У станции все слезли с машины, пошли в  обшарпонное деревянное здание станции, а машина с зерном поехала на элеватор.Встали в кассу за билетами, а Валентинке не терпелось увидеть скорее железную дорогу, гладкую и ослепительно блестящую до слепоты, уходящую за горизонт в неведомые дали, в города, где живут такие же ребятишки, но только ухоженные, красиво одетые и более смелые, чем она. Городских детей  она видела у себя в деревне, когда они приезжали к кому-либо в гости, да ещё в фильмах в сельском клубе.

   Валентинка теребила мать:-Мама, ну где железная дорога?
  -Да вот она, разве не видишь ?
Валентинка во все глаза старалась увидеть воображаемую железную дорогу, но кроме чёрных железяк, которые испещрили всё простанство перед станцией, она ничего не видела.
 - Я ничего не вижу,- сказала Валентинка, напугав этим мать.


   Мама, пока ждали прибытия поезда, стала объяснять ей, что эти железяки называются рельсами, по ним ходят поезда, это и есть железная дорога.Не успела разочароваться, пришёл поезд, объявили посадку.И всё равно всегда потом, когда Валентина видела большие блестящие листы металла, в виде листов кровельного железа,сразу в её воображении  представала железная дорога из этих листов.

   Город поразил её большими домами в два, три , иногда и в четыре этажа. Потом уже взрослой, она ходила по этим улица, удивляясь, где те огромные дома, которые поразили её своим громадьём в детстве.

   Из автоматов с газированной водой шумной пеной вытекала шипучая сладкая вода, такой воды в деревне не было, но не было и туалетов в городских дворах.Мама уговаривала её присесть за кустик, но она стеснялась людей, которые шли куда-то по дорожкам парка.

   У родственников, где остановилась мама с Валентинкой, была девочка помладше её, кушать сажали её  не на лавку, а на высокий стульчик, Валентинка была ростом почти с него и уже много лет спустя, когда она покупала стульчик своему ребёнку, ей казалось, что тот был намного выше.

   У этой девочки Ирины была кукла настоящая, не такая, какую ей из тряпочек шила старшая сестра, с нарисованными карандашом глазами, носом и ртом.Куклу Валентинка боялась брать в руки, чтобы случайно не сломать.Она не могла забыть случай, когда к ним домой пришёл соседский мальчик Андрюша с игрушечной птичкой.На небольшую площадку из картона была приклеена птичка из папье-маше , на дугой площадке была вмонтирована свистулька. Площадки между собой были соединены куском цветной  ткани. Андрюша показал, как будет свистеть птичка, если её прижимать к груди, нажимая на неё рукой.

   Он дал Валентинке нажать птичкой на грудь, но пикнув  два-три раза, она не стала больше пищать. Андрюша взял у неё птичку, заплакал и пошёл домой, а Валентинка спряталась в кусты и боялась идти домой.Потом за ней пришла мама и сказала, что завтра она пойдёт к Андрюшиным родителям и отдаст деньги за сломанную птичку, купить бы новую, но таких птичек в деревенском магазине не было.

   Теперь уже понятно, что ткань где-то отклеилась, нарушив герметичность, а сломать её она точно не собиралась. Но всё равно боязнь сломать чужую вещь укоренилась в ней на всю жизнь.Поэтому, настоящая кукла оставалась лишь вожделением мечты. Но куклу девочки Ирины она хорошо разглядела : и голова с льняными волосами , и ручки, и ножки - всё, как у настоящего ребёнка.

   По складу ума Валентинка была выдумщицей и фантазёркой. Согреваясь после катанья на горке, сидя на печке, она рассказывала братишкам всякие придуманные ей истории, сказки, небылицы.

   Кукла Ирины произвела на неё огромное впечатление, но как же без неуёмной фантазии ? Она рассказала подружкам, что настоящие куклы есть в магазине в соседней деревне и у этих кукол настоящие волосы, они умеют говорить "мама", у них закрываются глазки, их можно купать и расчёсывать, они умеют ходить и с ними можно даже за ручку гулять.

   Любопытство и желание поглядеть на таких прямо сказочных кукол возникло сразу же, было принято решение отправиться  завтра прямо с утра в соседнюю деревню.
По утру маленькие путешественницы отправились в магазин  за три километра. Потоптавшись на маленьком деревянном крылечке, вошли вовнутрь.Внимательно разглядывали товар в магазине, затем продавщица спросила: - Чего вам, девочки ?
_ Мы хотим посмотреть кукол.
-Кукол нет,- как-то жалостливо ответила продавщица.
-Ну вот, сказала Валентинка,- пока мы собирались, пока шли, понятно, что таких замечательных кукол уже разобрали.

   Родители девочек даже не хватились, что детей долго нет дома, в в этом возрасте они ещё не были загружены домашними делами, да и в то время не было никакой опасности со стороны взрослых, шло лето 1953 года.

   Валентинка никак не могла даже в самых невообразимых фантазиях , представить себе, что много лет спустя, она точно такую  куклу из её фантазий, купит своей дочке. Дочка водила куклу за ручку по тротуару, та важно вышагивала, слегка поворачивая голову, с прекрасными белыми локонами, то вправо, то влево и бабушки, у которых не было в детстве таких кукол, останавливались, с удивлением и восхищением, разглядывая куклу. Валентина их понимала.

   Как уже упоминалось ранее, Валентина росла после войны, и хоть достатка в семье не было, но корыто, как говорила её мама, всегда было богатым. После бани Валентине надо было перестирать гору белья. Стирали в то время на стиральной доске - это полоса ребристого металла в деревянной раме. В то время уже шли разговоры, что есть такая стиральная машина и сразу в воображении Валентины представал такой агрегат, примерно, как ткацкий станок, какой она видела в фильмах, внутри него проходит ребристая полоса металла и, как бы деревянные пальцы трут бельё по этой ребристой пластине. Уже позже, когда родители купили стиральную машину, удивительным было то, что она абсолютно не соответствовала тому представлению, какое было в воображении Валентины. Машина была снаружи  в виде синего бака, а внутри, что больше всего её поразило, никаких пальцев и доски не было, только плоский винт на дне блестящего бака. Как же будет стирать такая машина ?

   Но уже во взрослой жизни её так поразило внутренее устройство пианино, когда она купила его своим детям и настройщик открыл его верхнюю крышку. Вот тут-то она и увидела те самые деревянные пальцы, какие она рисовала в своём представлении и какие должны были быть в стиральной машине.

   Когда Валентине было 14 лет, она опять была с мамой в городе. Решили купить ей к школе обувь.Около рынка с лотка  от магазина продавали обувь.Продавец дала примерить одну туфлю, некрасивую, больше похожую на мужской сандалет, но выбора не было, решили взять, главное , подошёл размер. Продавец быстро упаковала обувь в коробку, повезли домой , не открывая коробки.А дома, открыв коробку, обнаружилось, что эта пара , вовсе не пара, один башмак был узконосым и блестящим, а другой- тупоносый и тусклый, хорошо хоть были одного цвета. Что делать, так и пришлось ходить в разных башмаках, всё равно другой обуви не было, да и лишних денег в семье не было.О каких украшениях, о косметике могла идти речь. Сейчас можно не завидовать, а только восхищаться, как девочки одеты-обуты, с украшениями и аксессуарами.

   Когда впервые она увидела торт, весь украшенный цветочками и ягодками, ей трудно было представить себе, что такую красоту можно съесть без сожаления, до этого она никогда в деревне не видела ни тортов, ни пирожных.
Много ещё поразительного и удивительного встречалось в жизни Валентине, но детские впечатления самые яркие и запоминающиеся.

   Дети после войны росли добрыми, отзывчивыми, независтливыми, а если чему и завидовали, то без алчности и злости, а с желанием достичь или получить это же, но, разумеется, уже во взрослой жизни.
И многие достигли того, о чём мечтали, чего желали.Живя со времени совершеннолетия в городе, Валентина никогда не забывала своих корней и с особой гордостью говорила всем, что она родилась в деревне, не чуждается труда, любит людей и землю, не только, на которой родилась, а вообще, землю, в понятии дачи, огорода. Любит грядки, цветущие клумбы, относится с почтением к плодовым деревьям и кустарникам. Уважает труд людей, живущих на земле.


Рецензии
Прочитал с интересом, загляните и вы в мой раздел "Детство"...

Алекс Венцель   08.11.2016 12:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.