Штрихи к истории

Сегодня мало кому и мало, что скажут когда – то крылатые слова «и примкнувший к ним». А, кажется, что совсем недавно эта фраза звучала. И народ душой откликался, когда «соображали на троих» и «сбрасывались по рублику», и появлялся вдруг четвертый. Ему не отказывали и обязательно говорили «и примкнувший к ним». И звучало это так, как будто гостя приглашали войти. Раз уж пришел.
Родилось это выражение и стало достоянием народа после очередного (эпохального) Пленума ЦК, летом 1957 года. Я в это время служил в армии, на Дальнем Востоке и полк наш находился в лагерях на летних учениях.
Солдат живет в вечном ожидании обеда, отбоя, почты, газет.
О газете следует упомянуть особо. Солдату без газеты никак нельзя. Как без газеты узнаешь о «текущем моменте»? Как проводить политзанятия? А пока Армия не приняла на вооружение туалетную бумагу, то газета справится и с этой задачей. Ежели солдат махорки не покурит, то, как он сможет «держать высокий моральный уровень»? А в этом деле без газеты никак невозможно. К слову сказать, если зимой газету к портянке подмотать то «и очень даже способствует».
В тот раз газеты доставили по воздуху.
На зеленую травку вышли полковник, подполковник и майор. Было видно, как они разминаясь поджидали подбегавших ротных и взводных. Было заметно, что какая – то растерянность появилась у подбегавших, после того, как прилетевшие и подбежавшие о чем – то переговорили. Наконец прилетевшие выдали офицерам газеты. Получивший газету, рывком разворачивал её, прочитывал заголовок и по воровски прятал газету за пазуху.
Когда наш капитан возвратился, то газет солдатам не отдал, а сказал, что вот сейчас подойдет товарищ полковник и все объяснит.
И полковник пришел. Солдатики расположились на пригорке, и полковник пересказал содержание газетной статьи о том, что антипартийная группа Маленков, Каганович, Молотов и (ещё кто – то?) и примкнувший к ним Шепилов (кто такой?) «нарушила единство курса партии»….. .
Полковник ещё поговорил, выбирая фразы из газетной статьи, и закончил –
- Все понятно? Вопросы есть?
Поднялась одна рука.
- Я все понимаю, товарищ полковник. Но вот, как же Молотов?
- Садитесь!
  И полковник вновь начал пересказывать содержание газетной статьи, всячески избегая «собственных слов», а закончил по накатанной привычке:
  - Вопросы есть?
Это была ошибка. И опять та же рука:
- Товарищ полковник, но как же Молотов!
Конец «дискуссии» положил повар. Он с тыла подобрался к сидящим и шёпотом, но так, что все услышали, сообщил, что для второй роты он оставил каши. В этот момент полковник произнес:
- Всё понятно?
В ответ дружное – «понятно, понятно». И все потянулись за кашеваром.


Рецензии