Сон художника

     – Жаль, очень жаль, – вслух произнёс фотохудожник, когда давно задуманная им композиция была уже готова.

     Здесь было всё: и великолепный пейзаж, богатая фантазия автора, и гармоничное сочетание совершенно разных, казалось бы, несовместимых сюжетов. Непосвященный человек наверняка был бы в восторге, увидев работу художника, признанного мастера, и вряд ли догадался о том, каких усилий, жертв и компромиссов ему стоило это произведение. Однако, чтобы создать свой шедевр, художнику пришлось одними фотографиями пожертвовать, другие изрядно искромсать, и, как водится, центральное место в его творении заняли фото, которым он изначально отводил роли второстепенные или даже вовсе незначительные.

     Больше всего фотохудожника удручало то обстоятельство, что фотографии, которым он первоначально предопределил центральное место в своей картине, в результате пришлось сильно урезать, поместить на задний план, а некоторым из них он и вовсе не нашёл применения, и они оказались лишними.

     – Однако в целом картина получилась великолепной, – утешал себя художник, – а чем-то всегда приходится жертвовать.

     Он так устал от своих трудов, что и не заметил, как заснул. А во сне ему приснилась фотография, которой он, согласно первоначальному замыслу, предназначал центральное место в своём творении, но в конце концов поместил на задний план сильно урезанной.

     – Зачем ты так искромсал меня? – спросила фотография у фотохудожника.
     – Я вынужден был это сделать, иначе бы ты не прижилась в моей картине, – ответил художник.
     – Ты решил принести меня в жертву своему коллажу? – продолжала допытываться фотография.
     – Да, у меня не было другого выхода. Мне очень жаль, – сказал художник, – потому что, создавая тебя, я потратил душевных сил гораздо больше, чем на другие свои работы. И именно с тобой я связывал свои самые большие надежды. Может быть, поэтому ты оказалась лучше всех других фото и по качеству, и по масштабу... Но именно по этой причине ты и не вписалась в общий пейзаж.
     – Разве ты не хозяин своему творению?! – возмутился отвергнутый образ. – Кто в конце концов всё решает: ты или твоё творение?! Кто здесь выше тебя?
     – Гармония, – просто ответил художник. – Если её нарушить, то не будет ни творца, ни творения. Потому что только в гармонии есть место для всего:большого и малого, прекрасного и уродливого, значительного и ничтожного.
     – Значит, ты не свободен в своих поступках? - допытывался упрямый образ.
     – Я совершенно свободен в своих мыслях и фантазиях... До тех пор, пока они не вступают в противоречие с гармонией. Гармония диктует все: и мне, и тебе.
     – Значит, ты меня так искромсал под шкалу гармонии? – настаивал образ.
     – Да.
     – Зачем?
     – Чтобы найти для тебя место в своём творении, – просто ответил художник.
     – Но почему для того, чтобы вписаться в твой пейзаж, я должна потерять часть себя? – продолжала спорить фотография.
     – Чтобы создать совершенство, нужно чем-то пожертвовать. Я не могу пожертвовать всей картиной ради тебя одной.
     – Но ведь я была совершенна, я была лучшим твоим фото. Почему ты искалечил именно меня, а не те фото, которые вышли менее удачными? Почему для того, чтобы создать совершенство, тебе нужно кого-то искалечить? Ты создаёшь совершенную картину из покалеченных фото. Неужели нельзя создать совершенство, никого не калеча?
     – Я вложил в тебя так много, что ты стала лучшим из моих творений, и уже не вписывалась в общую картину. Это была моя ошибка.
     – Твоя ошибка – это моя боль, моя сломанная судьба. Неужели ты не можешь творить без ошибок, никого не калеча?
     – Нет творчества без проб и ошибок. К тому же я страдаю не меньше тебя, когда мне приходится жертвовать своими творениями.
     – А как мне с этим жить?
     – Стать частью общей картины, стать частью совершенства. Каждый из нас сам по себе, даже самый значительный, лишь ничего не значащая частица. И я не творец без своих творений.
     – А может быть, созданная тобою картина несовершенна? - усомнился образ.
     – Пусть об этом судит гармония, – ответил художник.

     Проснувшись, художник долго ещё вспоминал свой сон и мысленно задавал самому себе вопросы своего творения. Но, снова погрузившись в работу, уже не вспоминал о мучавших его вопросах, а лишь внимательно прислушивался к тому, что диктовала ему гармония.


Рецензии
Болезненно! Не думаю, что гармония не имеет движения к совершенству. Но в жизни есть место и ошибкам, и печали, и отчаянию. Так во всяком случае я восприняла миниатюру. Спасибо, Влад! Взволнована!

Татьяна Кошкина-Сокол   13.03.2012 14:33     Заявить о нарушении
Здравствуй, Таня,
В моем представлении гармония это то, что необходимо поддерживать и оберегать, чтобы не нарушить. А мир в постоянном движении именно из-за своего несовершенства.
Спасибо за отклик!

Влад Ривлин   18.03.2012 13:14   Заявить о нарушении
не думаю, что в материальном мире такое возможно. В духовном - другое дело. А здесь остановка - это смерть!

Татьяна Кошкина-Сокол   18.03.2012 14:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.