36. ВИ. Агошков. Кромская исповедь. А. Платонов

36.ВИ.Агошков. Кромская исповедь. А.Платонов

см. начало №35.

В 1943г Платонов оказался на Орловско-Курской дуге. Журналист П.Трояновский рассказывает:

«Начало августа 1943 года. Наши войска, выстояв на Кур-ской дуге, уже сами идут вперёд. Они на подступах к городу Кро-мы. Вместе с писателем Андреем Платоновым и корреспонден-том Константином Бельхиным едем по дорогам наступления. Это моя первая поездка с Платоновым. Раньше он наотрез от-казывался пользоваться редакционной машиной.
«У вас задачи оперативные, вот вы и поезжайте, — говорил обычно Платонов, — а писателю, чтобы глубже познать жизнь человека на войне, полезно ходить пешком, всё видеть, всё слы-шать. А что увидишь и услышишь из вашей «эмки»?»

Платонов, худенький, немного сутуловатый, со впалыми щеками, на которых был заметен болезненный румянец, с вещмешком за плечами, вышагивал иногда до десяти километ-ров по пыльным фронтовым дорогам».

Сам Трояновский ещё до войны проезжал по нашей зем-ле, восхищался краем, воспетым «Тургеневым, Лесковым и Бу-ниным». Тогда он поразился «несметным стадам гусей, садам, новым каменным постройкам. Теперь, в 1943г, ничего этого не было, вместо деревень и сёл — ряды покрытых сорняками буг-ров. Наподобие запущенных кладбищ».

Ехавший с Трояновским Платонов вдруг перестал наблю-дать за другом, забыл о «воздухе». И чем больше несчастья ви-дели они кругом, тем более несчастным становилось лицо писа-теля. «Сколько надо труда, чтобы восстановить тут жизнь!» — ска-зал Платонов, пока журналисты ехали до села Сомово.

Трояновский писал: «Её (деревни) не было, была дощечка, прибитая к колышку с надписью «Сомово». Ни одного дома, ни одного двора, ни одной печной трубы. В золотой фонд литерату-ры о войне вошёл короткий рассказ А.Платонова «Мать» («Взы-скание погибших»). В своё время он обошёл все прогрессивные газеты и журналы мира. Прообразом Старой Матери послужила седая женщина, встретившаяся писателю на окраине Кром.

Андрей Платонов, удивительно быстро сходившийся с людьми, на этот раз был бессилен: она не стала с ним разгова-ривать... «горе едва не лишило её рассудка». У свежесделанного шалашика сидят три маленькие девочки. Их мать возвращается с водой — Мария Матвеевна Овчинникова. Вчера пришла в род-ную деревню из села Добрыни, куда гитлеровцы согнали до это-го население со всей округи. Они убежали. «Как жить будем — не знаю!» — говорит Мария Матвеевна.

Немного подальше — девочка лет двенадцати с маленьким ребёнком на руках. За подол её держится мальчик лет двух или трёх. Немцы посадили их маму в машину и увезли...
В записных книжках Платонов оставил такие строки:

«Позже я часто вспоминал этого ребёнка, временно жи-вущего в земляной щели... Немцы хотят убить «Синюю птицу» человечества. Пока что они убивают всех нижних воробьёв, а птица возвышается и улетает от своего врага...

После войны, когда на нашей земле будет построен храм вечной славы воинам, то против него следует соорудить храм вечной памяти мученикам нашего народа.

На стенах этого храма мёртвых будут начертаны имена ветхих стариков, женщин и грудных детей. Они равно приняли смерть от рук палачей человечества».

Е. Евтушенко писал, что «по силе исторического провиде-ния Платонов равен, пожалуй, только Достоевскому... В Чевен-гуровщине пророчески проглядывается и ежовщина, и бериев-щина, и хунвэнбинщина, и полпотовщина, и краснобригадов-щина... Голос Платонова был не услышан вовремя набатом...».

Добавим, что не был услышан писательский голос, кото-рый предупреждал: «Нужно не только истребить намертво врага жизни людей, нужно ещё суметь жить после победы той высшей жизнью, которую нам безмолвно завещали мёртвые...».

Эти слова из рассказа «Мать», написанного под Кромами. Нам, орловцам, следует к плеяде своих славных писательских имён отнести и воронежца Андрея Платоновича Платонова, по-скольку многие произведения написаны им на Орловской дей-ствительности.

Если под рассказом «Гроза под Орлом» стоит кон-кретная запись: «Действующая армия. Орёл, район города Кро-мы. 27 июля 1943г», то в других сочинениях Орловские прототи-пы и действительность только угадываются. Надеемся, что уче-ные-литературоведы смогут ответить на это более конкретнее...

(1996)


Рецензии