38. ВИ. Агошков. Кромская исповедь. К. Симонов

38. ВИ.Агошков. Кромская исповедь.

ОРЛОВСКИЕ ДНИ  И  НОЧИ
ПИСАТЕЛЯ КОНСТАНТИНА СИМОНОВА

Воевал на Орловщине и писатель Константин Симонов — самый известный военный корреспондент газеты «Красная звезда». После войны несколько раз бывал Константин Михай-лович на Орловской земле, в селе Никольском, откуда родом был его тесть, Герой Советского Союза генерал Жадов.

Змиёвские журналисты и следопыты могли бы рассказать об этом более подробнее. Мы же остановимся на пребывании Симонова в Малоархангельском и Кромском районах.

В своём дневнике Константин Михайлович так рассказал о поездке на Центральный фронт:
«...Пятого июля я весь день писал, завалив телефон подуш-ками. Кончил главу... Вдруг в час ночи позвонил телефон». Ре-дактор газеты сказал без предисловий: «Выезжай на Централь-ный фронт... прямо в 13-ю армию, к Пухову».

— Через два часа, — рассказывает далее Симонов, — я вы-ехал вместе с Халипом, и, сделав 450 километров, мы к вечеру уже были на командном пункте у командующего 13-й армией генерала Пухова в маленькой деревеньке в районе Малоархан-гельск-Поныри-Ольховатка, где немцы наносили свой основной удар с севера...

Во время работы редактором Малоархангельской район-ной газеты «Звезда» я задался целью отыскать эту самую «ма-ленькую деревеньку». И мне повезло. 1 июня 1987 года я прие-хал по служебным делам в Легостаевскую восьмилетнюю школу. Вместе с учителем истории Александром Николаевичем Фроло-вым просмотрел тетради, альбомы, рассказывающие о походах учащихся по родным местам, ознакомился с записями бесед с ветеранами войны и труда, со старожилами.

Учительница-пенсионерка Елена Петровна Легостаева по-ведала о том, что в июле 1943г в селе находился штаб 13-й ар-мии, и здесь некоторое время жил генерал Пухов. Вместе с Фро-ловым мы осмотрели брошенный полуразвалившийся дом-пятистенку, побывали на месте наблюдательного пункта, следы которого ещё не были окончательно стёрты временем.
Потом заведующая Малоархангельским музеем боевой славы Мария Фёдоровна Шеховцова подтвердила, что в селе Легостаеве был Н. Пухов.

Это же можно было увидеть и на одной карте-схеме. Но как доказать, что именно сюда приезжал К.Си-монов с фотокорреспондентом Я.Халипом. С помощью М.Ше-ховцовой завязал переписку с ветеранами войны, участниками боев под Малоархангельском. Однако никто не мог ни подтвер-дить, ни опровергнуть сведений о К.Симонове.

Ответ, как всегда, был на поверхности. Дело в том, что поддерживающий со мной товарищеские отношения А.Н. Фро-лов в один из приездов в Малоархангельск признался, что, вроде бы, проживающая в селе Легостаеве Анастасия Михайловна Бабенкова видела Симонова. Поспешили к этой женщине.

Она рассказала, что до войны закончила 7 классов, была культармейцем, учила других грамоте. «В феврале сорок третье-го нас освободили. А в июле, шестого числа вечером к нам приехали из Москвы двое, можно подумать, что братья, так по-хожи были!» — утверждала Бабенкова. Боец Лида не приминула заметить хозяйке, кто у них живёт: большой писатель Симонов! Сама Бабенкова обитала в чуланчике с детьми.

У каждого гостя была своя койка. Когда же Симонов при-езжал с передовой, то сидел под ракитой, вместе с другими пил чай, иногда проводил собрания. «Я, — продолжает Анастасия Ми-хайловна, — придерживала своих ребятишек, чтобы ничего не просили у Симонова. Но смотрю: как-то Тоня, трёх лет от роду, разговаривает с гостем. Он дал ей сахару и вот эту (показывает)  ложку из нержавеющей стали».

В одно утро Симонов попросил Бабенкову, чтобы она по-могла шоферу сварить им ужин, дал ей белый хлеб, наказал по-резать кубиками, подсушить, залить содержимое из пакета. Анастасия Михайловна вздыхает, что из-за сырых дров, видимо, не сумела угодить писателю: пища получилась густой...

см. окончание


Рецензии