Дорога, дорога - расскажет немного

С Екатериной Николаевной мы познакомились в вагоне электрички. Разговорились. Оказалось, что Николаевна более 30 лет проработала проводницей на железной дороге. Вот и в этот раз она спешила отправиться в очередной рейс.
- Что Вас привлекло к этой профессии?
- Люблю путешествия, новые впечатления, новые города. А что толку дома-то сидеть? Просидишь всю жизнь и ничего не увидишь.
- А какие могут быть впечатления из окна вагона?
- Не только из окна. Когда прибываем в пункт назначения, то стоим там по трое суток. Раньше, бывало, выйдешь к вокзалу — автобусы стоят экскурсионные. Берёшь билет и поехала. И всё-то тебе расскажут и покажут. Да и вообще, за три дня так набегаешься по городу.
- На каких маршрутах Вы работали?
- Очень долго ездила в Ташкент и обратно. Этот Ташкент у меня до сих пор в печёнках сидит, так надоел, что видеть его не могу. Хорошо, начальник покладистый попался, говорю ему: «Хочу на море». «Ну и езжай». Так я попала на линии до Новороссийска и Адлера. Поездила туда и попросилась в Сибирь. Перевели на новосибирский поезд. Три рейса сделала — надоело. Нравятся маршруты в Забайкале. Такая там природа. Разнотравье! Ездила даже в такие города, после которых дальше железной дороги нет — Курган-Тюбе и Соликамск. В Соликамске тоже природа красивая и море грибов. Была там в конце марта. И вот что интересно — у нас на волгоградчине снег, в Ульяновске мороз трескучий, а там — весна, всё тает. Три раза была и на границе с Афганистаном.
- У Вас есть любимый маршрут?
- У меня любой маршрут любимый, если попадаю в военный эшелон. Постель им не надо выдавать, чая не надо — красота! Помню, везла военных с Капустина Яра в Спитак и когда там случилось землетрясение, мы стояли как раз на перевале.
- Что ещё запомнилось из вашей практики?
- Да случаев много разных было. Помню, на ташкентском рейсе пошла будить пассажира перед Кульсарами. «Вставай,» - говорю, а он лежит. Ну, я одеяло-то откинула, смотрю, а его ножом к полке пригвоздили. Труп. Два раза в крушениях была, руки-ноги ломала. А ты что думал, милок? У меня в ногах и штыри, и пружины какие-то, только начальство об этом не знает.
- А что самое трудное в рейсах?
- Наверное, их длитеоьность. Возила зэков на тихоокеанское побереже — восемь дней туда, восемь обратно, так намаешься! Правда, делать ничего особенного в таких рейсах не приходится. Тесновато только. Нас, гражданских проводниц, двое в одном купе, там же стол. Там же «жопа». Потом купе на шестерых прапорщиков и семерых солдат, а дальше - «зона» из девяти купе. У них там столов нет, только нары по бокам каждого купе. Солдаты постоянно курят в нашем тамбуре, духотища. От недавно опять на стрельбище ездила, сдавала нормы из автомата и из «Макарова».
- Да ну! А проводницам-то это зачем?
- Ну как же — мы все военнообязанные. В войну хоть одного железнодорожника отправили  на фронт? Нет. Они автоматически с первого дня оказались мобилизованными и работали на своих постах. В январе 1995 пришлось перевозить дудаевских боевиков. Подъехали к Грозному, и сразу завязался бой. Две последние платформы с БМП отцепили и давай отстреливаться. Со всех сторон снайперы литовские, гранатомётчики палят. Литовки вообще бешенные — с гранатами под танки бросались. А в мае уже поспокойней стало, даже в Тереке купались. Правда, нас каждый день прятали. То в Моздоке, то в Нальчике, то в Прохладном. А что толку прятать — поезд только на подходе, а боевики уже знают, что он придёт. А как не узнать, что это не пассажирский, когда вагоны «столыпинские» и спецназ кругом.
- Дома-то чем занимаетесь?
- Смотрю сериалы. Летом езжу в волжскую пойму на рыбалку или собираю грибы. Наши  грибы, мне кажется, вкусней соликамских. Слушаю новости. В дороге я отдыхаю от информации, а когда домой приедй, то сразу — раз, и такой ворох её получа! Сижу и думаю: ой, что делается! У меня такое чувство, что мы живём в преддверии чего-то важного. Как думаешь, если война начнётся, года полтора продержимся? А ну их всех придурков — политиков, электросенсов, астрологов всяких! Выйду на пенсию — стану на пригородных поездах в Котельниково на рыбалку ездить.


Рецензии