Неаполитанская рапсодия

 Карл Брюллов. "Последний день Помпеи"

Вообще-то Неаполь и окружающие его всемирно известные  достопримечательности не входили в маршрут нашего путешествия по Италии. Такой вариант предложил нам наш гид Игорь. Большой знаток Италии, полиглот и просто очень хороший добрый молодой человек.

Предложение было заманчивым, но не дешёвым. Но главное – очень утомительным. За один день нам предстояло совершить марш-бросок из Рима до Неаполя. Побывать на острове Капри и городке Помпеи, расположенном у подножья знаменитого вулкана Везувий. Осмотреть находящиеся рядом руины античного города Помпеи, пролежавшего под пеплом и застывшей лавой почти 17 веков.
 
Для одного дня, разумеется, многовато. По этой причине практически все наши «одуванчики» наотрез отказались от поездки. Зато оставшийся коллектив представлял себя монолитную команду физически крепких любознательных людей, готовых во имя познания к любым трудностям. Впрочем, ничего из ряда вот трудного, в нашем путешествии не случилось.
 
Теперь собственно о впечатлениях. После раннего завтрака, где-то часов в восемь утра наш автобус покатил строго на юг. Мы двигались по многорядной автостраде вдоль побережья Тирренского моря, омывающего западное побережье Апеннинского полуострова. Самого моря видно не было, но его близость по высокой влажности хорошо ощущалась.
 
От Рима до Неаполя 250 километров. Дорога заняла примерно часа три. В Неаполь въехали через какую-то промышленную зону. Затем по совершенно не достопримечательным улицам проехали к центру города. Здесь нас встретил местный гид.
 
Им оказалась немолодая женщина. Звали её Женя. Бывшая наша соотечественница. Так она представилась. Экскурсии по Неаполю, на Капри и Помпеи она провела интересно, но вела себя довольно странно. Оказалось, что у нашей чичероне не было не только гражданства, но и лицензии на экскурсионную деятельность тоже.
 
По этой причине нас постоянно опекал какой-то вертлявый мужичишко. Со слов Жени – представитель неаполитанской мафии. Он и прикрывал нелегальную деятельность нашего гида. Понятно, не бескорыстно.

Женя рассказала, что в районе Неаполя  туризм, как и многое другое, давно «схвачен» местной мафией. Впрочем, сами мафиози, обслуживавшие туристический бизнес, произвели на меня самое благоприятное впечатление.

 Вели они себя весьма предупредительно. Узнав, что наша группа из Израиля, тут же стали вставлять в свою речь ивритские слова. Видать, израильтяне здесь частые гости. Начну с Неаполя. Оказалось, что это один из древнейших городов Италии. Ему более 2700 лет. Основали город греческие колонисты. Они и дали ему название. С греческого Неаполь переводится как «новый город».
 
Расположен он в очень живописном месте. С одной стороны горы с вулканом Везувий. С другой – голубая гладь неаполитанского залива. Здесь прекрасный климат. Очень много солнечных дней, а потому в городе полно не только туристов, но и отдыхающих. По масштабу грузооборота Неаполь второй после Генуи морской порт и третий город после Рима и Милана – по числу жителей.
 
В результате полуторачасовой экскурсии мы получили лишь самое общее представление только о центре города. Сам город, можно сказать, не видели. Разве что его рабочие окраины. Мы быстрым шагом прошлись по центральной площади Неаполя Пьяца дель Плебешито. Поглазели на грандиозный собор св. Франциско и старинный Королевский дворец.
 
Недалеко от дворца моё внимание привлекло знакомое название – «Гамбринус». В Одессе я не раз бывал в одноимённом пивном подвальчике. Неаполитанский «Гамбринус» тоже оказался в некотором роде питейным заведением. Правда, намного шикарней. Как пояснила гид, это был  ресторан. Один из престижнейших в городе. К сожалению, как там готовят, проверить не удалось.

В нескольких кварталах от площади Пьяца дель Плебешито расположен оперный театр Сан-Карло. Театр знаменит не только прекрасными голосами, но и лучшей в мире акустикой.Рядом с театром находится гигантский торговый пассаж под стеклянной крышей.

Многие из нашей группы проявили к нему повышенный интерес. Однако в виду недостатка времени реализовать намерения не удалось. С невысокого холма  на город смотрит старинная крепость Кастель Сант-Эльмо. Мы тоже на неё посмотрели. Вот, пожалуй, и всё, что я могу сказать о центре города Неаполь.

Впрочем, добавлю ещё пару слов о морском вокзале Саннадзоро. Как только мы вышли из автобуса и спустились на пристань, сразу же окунулись в знакомую атмосферу  средиземноморского колорита.

 Много солнца, морской бриз и море многоцветного разноязычного народа. Подлинное вавилонское столпотворение языков и наций. Очень красивая привокзальная площадь.
В центре её находится большой сквер с затейливым фонтаном. На площади наличествует полный комплект мифологических обитатели морей. Русалки, морские кони, дельфины и какие-то ещё не знакомые мне морские чудовища.

Следующим объектом нашего путешествия был остров Капри. Он находится в 20 милях от Неаполя. Что равно примерно 35 сухопутным километрам. На комфортабельном пароме это расстояние мы преодолели примерно за час.
 
Ещё издалека остров завораживает своей роскошной растительностью и неприступными скалами. На этом крошечном клочке земли произрастает более 850 видов растений. Много сосны, оливковых деревьев. Есть мимоза, кусты олеандры с крупными белыми и розовыми цветами.

Масса другой растительности. К сожалению, назвать даже малую её часть не могу, ввиду скудности ботанических познаний. Воздух насыщен необыкновенно приятным ароматом. В ароматическом букете явно превалировал запах лаванды.

Остров небольшой. Всего десять квадратных километра. Здесь изумительно мягкий климат. Дожди бывают крайне редко. Почти круглый год светит яркое ласковое солнышко. Короче, замечательное место для отдыха и лечения.
 
Особенно лёгочных заболеваний. Начиная с античных времен, здесь отдыхают, лечатся и развлекаются сильные мира сего. Во времена древнего Рима на острове подолгу жили императоры Август и Тиберий. До сих пор сохранилась их вилла. Из русских знаменитостей могу назвать Ленина, Бунина, Горького, Шаляпина, танцора Нуриева.
 
Естественно, разговор зашёл о Горьком. Женя нам показала две виллы, купленные писателем. И ещё две, которые он снимал в разное время. Наиболее знаменитая из них – трёхэтажная вилла, некогда принадлежащая немецкому магнату Круппу. Именно здесь пролетарский писатель принимал вождя мирового пролетариата.
 
С пристани на бешеной скорости минибус поднял нас в административный центр острова городок Анакапри. Узкая серпантинная лента дороги круто взмывает вверх. С одной стороны её скала, с другой – крутой обрыв.
 
Ограждение практически отсутствует. Так что страху мы натерпелись порядочно. Особенно досталось тем, кто сидел у окон со стороны кручи. Гид объяснила, что эта лихая езда входит в обязательный ассортимент туристических «удовольствий».

 Слава богу, всё обошлось благополучно. Не сглазить бы, но пока в пропасть со слов Жени ни один автобус не сорвался. Шоферы – ассы. Кстати сказать, тоже трудящиеся неаполитанской мафии.
 
Если честно, странные порядки творятся в итальянской республике. У меня сложилось впечатление, что абсолютно все знают о наличии разветвлённой мафиозной деятельности по части «стирки» денег. Особенно на юге Италии.

Куда не ткнись, везде мафиозные владения. По крайней мере, так нам пояснял наш израильский гид Игорь. И у меня нет основания ему не верить. Тем не менее, мафия, судя по тому, что мы видели, довольно успешно уживается с властью. Точнее – с представляющими её чиновниками.

Анакапри – самая оживлённая часть острова. Городок небольшой. Всего 13 тысяч жителей. Однако здесь прекрасная инфраструктура, обеспечивающая отдых и лечение на  высочайшем мировом уровне.
 
В городе более десятка отелей на любой вкус и достаток. Есть шикарные, очень дорогие. Но имеются и трёхзвёздочные для рядового туриста. Много магазинов, ресторанов и небольших уютных кафе. В общем, все, как на любом престижном курорте.
 
Из административного центра на вершину горы Соларо нас доставил фуникулер. Впрочем, фуникулёр – сказано громко. Это допотопный тросовый подъёмник с открытыми двухместными сидениями. Увидев их, супруга, было, наотрез отказалась от посадки.

 Но не зря ведь здесь орудует удалая мафия! Со словами «тишви магэр», что в переводе с иврита значит «садись быстрей», симпатичный крепкий парень в мгновение ока усадил супругу рядом со мной. Клацнул замок страховочной планки. Жена опомнилась только тогда, когда её ноги заболтались в воздухе. Но было уже поздно. Мы начали подъём.

Продолжался он минут тридцать. Двигались медленно, любуясь ландшафтом,  постепенно расстилавшемся под нами. Картина пасторальная. На скальных террасках маленькие домики. Они, как гигантские птичьи гнёзда буквально прилеплены к крутым утёсам.

 Вокруг строений такие же крошечные сады и огородики. Плодородная земля здесь в дефиците. Её с большим трудом доставляют вверх  на осликах. Но растёт на ней абсолютно всё. От огурцов, помидоров и прочей зелени, до оливковых и цитрусовых деревьев.

На острове кое-что сохранилось с античных времён. Виллу императора Тиберия я уже упоминал. Есть ещё Вилла Юпитера, Сады императора Августа, порт Марина Гранде.

И всё же главной достопримечательностью Капри являются не виллы римских императоров и прочих мировых знаменитостей, не развалины древнего порта, а чудесный голубой грот с пещерой на берегу. В нём всегда необычайно голубая вода. Откуда и название грота.

Не меньшее эстетическое потрясение производит вид с вершины горы Соларо. С этой точки острова открывается великолепная панорама на многие километры вдоль Южных Апеннин. Хорошо видны города Неаполь, Сорренто и прочие населённые пункты.

 Самый популярный элемент каприйского морского пейзажа – выступающие из морских глубин скалистые рифы. Это огромные утёсы красного цвета. Они кажутся гигантскими метеоритами, упавшими с неба. Большая их часть находится над зеркалом морской поверхности.

В день нашего посещения Капри стоял абсолютный штиль. Красные рифы на фоне голубого бескрайнего моря смотрелись фантастически красиво. В общем, впечатление незабываемое.
Можно было покататься на лодке по водной глади грота. Но ввиду дефицита времени данную опцию мы не использовали. Полюбовались неаполитанской экзотикой только с вершины горы Соларо. Тем не менее удовольствие получили сказочное.

Ещё со школьной скамьи я знал, что Ленин бывал на Капри. Но, честно сказать, никак не рассчитывал его здесь встретить. Я не имею в виду двойников-комедиантов, которых изредка показывают по российскому телевидению.
 
Речь идёт исключительно о памятнике. На родине вождя их уже давно демонтировали. В лучшем случае, хранят на задворках музеев. А на Капри, представьте себе, Ленин всё ещё стоит. По крайней мере, в июле 2002 года стоял.

Не могу сказать, что к нему не заросла народная тропа. Собственно никакой тропы и даже туристов возле памятника я не видел. Сиротливо стоящая скульптура Ленина, выполнена в несколько странной манере.
 
Узнать вождя мирового пролетариата по его знаменитой кепке могут разве что былые юные ленинцы. Среди нашей группы таковые имелись. Остальные узнали по надписи «Ленин» на постаменте. Впрочем, и она, как я заметил, не очень заинтересовывает прохожих.

При всей своей экзотике остров Капри не самое посещаемое туристами место в зоне Неаполитанского залива. Средоточием туристического паломничества здесь является небольшой городок Помпеи.
 
Точнее, расположенные рядом с ним руины одноименного античного города. Это подлинный музей под открытым небом. Всемирно известный. О древней Помпеи что-то слышали практически все, кто закончил хотя бы начальную школу.

17 веков итальянцы, обитавшие в этих краях, не знали, что живут на мёртвом городе. Только в середине XVIII века совершенно случайно начались раскопки Помпеи.
Главной мотивацией гигантских археологических работ кроме, естественно, профессионального любопытства была жажда сокровищ.

К настоящему времени  внезапно исчезнувший город почти полностью восстановлен и как-то совсем неожиданно предстаёт перед изумлённым взором туриста. Сегодня здесь раскопано всё вплоть до мельчайших подробностей быта тех древних времён.

Археологи установили даже точную дату этой беспрецедентной в истории современной цивилизации катастрофы. 24 августа 79 года новой эры. Именно в этот день началось ужасное извержение вулкана Везувий. Два античных города Помпеи и Геркуланум были погребены под семиметровым слоем вулканического пепла и застывшей лавы.
 
Прогулка по Помпеи производит тягостное впечатление. Целый город со всеми его жителями был застигнут врасплох чудовищным катаклизмом природы. Жутковато было заходить в дворики, дома, читать надписи на стенах, зная, что обитатели этих жилищ погибли страшной смертью.
 
Все они заживо сгорели или задохнулись под слоем пепла. Спаслись лишь несколько десятков рыбаков, находившихся в море. При раскопках было обнаружено огромное количество человеческих костей и полуобгоревших скелетов.

Тем не менее, осматривая мёртвый город, испытываешь не только ужас и чувство сострадания к его несчастным жителям. Античная Помпеи даёт достаточно полное представление о том, как жили древние римляне.
 
У меня лично сложилось впечатление, что  жили они совсем неплохо. С большим комфортом. Понятно, не все. Впрочем, и в современном мире далеко не все живут с комфортом. Уровни бытовой техники сравнивать, конечно, нельзя, но что касается собственно бытовых условий жизни, то тут всё обстояло в полном ажуре. Не хуже современных.

До того как погибнуть, Помпеи процветала более 700 лет. Трагедия случилась внезапно. Большой слой пепла хорошо сохранил все доказательства высокого уровня цивилизации города на момент своей гибели.
 
Здесь можно увидеть огромные амфитеатры, стадионы, гимнастические залы. Хорошо сохранились, отделанные белым мрамором бани-термы с большими бассейнами. Есть рынки с аквариумами для живой рыбы, которой здесь торговали. В городе имелся водопровод, канализация и даже система капельного полива растений.

Капельный полив широко применяется в сельском хозяйстве Израиля. До поездки в Италию, я считал, что это изобретение израильских учёных и инженеров. Оказывается далеко не так. Израильтяне только поставили этот древнейший способ на компьютерную основу.

И ещё одно заблуждение развеялось у меня в Помпеи. Это поговорка «Мой дом – моя крепость». Я всегда думал, что у неё английские корни. Ан нет. Оказывается, что жители Помпеи задолго до англосаксов уже применяли на практике данный принцип.

Дома здесь спланированы таким образом, что все окна расположены со стороны так называемого атриума. Это внутренний закрытый двор в центре строения, куда выходят все имеющиеся в доме помещения.
 
В центре атриума находился бассейн. Над ним жёлоб, по которому стекала дождевая вода. Такая конструкция дома предохраняла жилые комнаты от проникновения солнечных лучей и уличного шума. Снаружи дом выглядит как глухая крепость.

Глядя на все эти достижения древнего технического прогресса можно чётко представить неспешную удобную жизнь античных римлян. Похоже, в сравнении со своими столичными согражданами жители этого провинциального города меньше занимались политикой и разного рода политическими интригами.
 
Весь свой интеллект и познания они направляли на созидательный труд. Создавали комфортные условия повседневной жизни. Во многом, что я увидел, просматривается глубокий рациональный смысл. Вот ещё несколько тому примеров.

Мостовые Помпеи покрыты гранитом с вкраплением белого мрамора. Я, было, вначале подумал, что это чистая эстетика. Но оказалось, не совсем так. Мрамор добавлен в мостовую не только для красоты.
 
Главная цель такой технологии состояла в том, что по ночам, отражённый от мрамора лунный свет указывал всаднику или вознице дорогу.

 Сами улицы поражают своей абсолютной прямотой. Вообще, город спланирован идеально. Буквально так, как писал когда-то Маяковский о Нью-Йорке: «… с юга на север идут авеню, с востока на запад – стриты».
 
Улицы довольно узкие. Две повозки или кареты вряд ли могли разъехаться. Так что, скорее всего, городское движение гужевого транспорта в античной Помпеи было односторонним. Такое предположение подтверждает и тот факт, что на гранитной мостовой хорошо видна всего лишь одна колея. Её выбили колёса повозок две тысячи лет тому назад.

По обеим сторонам улиц имеются тротуары. Они сантиметров на 25 приподняты над плоскостью мостовой. Примерно как сегодня. Высокий гранитный бордюр, вероятно, служил направляющей для колёс экипажей и одновременно обеспечивал безопасность движения пешеходов.

Но больше всего меня поразили перекрёстки улиц. От тротуара к тротуару тянется пешеходная дорожка. Она из гранитных плит. Между ними три относительно глубоких промежутка. Два крайних – для колёс повозки, средний пошире – для лошади или ослика.
Такой перекрёсток на полном ходу не проскочишь. Приходилось поневоле придерживать лошадей, чтобы попасть в колею. Это простое решение в какой-то мере заменяло светофор. Вот Вам и безопасность древнего городского движения!

В те языческие времена служение Венере, богине любви, вероятно, было любимейшим занятием темпераментных жителей этих мест. Нам показали много домов, которые теперь называются публичными.
 
Дома разные. Есть большие, многокомнатные, где бизнес, вероятно, был поставлен на широкую ногу. Об этом свидетельствует выбитый прямо на стене перечень-прейскурант сексуальных услуг. Список на латинском языке состоял из многих пунктов. К сожалению, среди нашей группы не нашлось ни одного, кто бы смог его перевести на русский.

 Гид же прокомментировала весьма общо. Я понял только, что такие дома посещали патриции. Так сказать, местная знать. Для плебеев, т.е. простого народа, подобный сервис предоставлялся в домиках поскромнее. Но над входом тоже имелась соответствующая надпись на латыни.

После посещения Помпеи я окончательно убедился, что проституция действительно одна из древнейших профессий. Кстати сказать, необычайной популярностью пользуется здесь экскурсия под названием «Эротическая Помпеи».

 По этой причине довольно долго  женщинам почему-то был даже запрещён вход на территорию античной Помпеи. И только в 1957, по мере продвижения эмансипации на юг Италии, это дискриминационное правило было отменено.

Многие члены нашей группы, в основном молодёжь, проявили к античной эротике повышенный интерес. Но  поучаствовать в экскурсии не позволил острый дефицит времени.

Вот на этой сексуальной ноте и закончилось наше блицтурне по Неаполю и его ближайшим окрестностям. Поздним вечером вернулись в римскую гостиницу. А ранним утром мы уже сидели в нашем комфортабельном автобусе, который со скоростью сто километров в час двигался в направлении замечательного города Флоренция.
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.