Цветы народному поэту

               
                « Мы все учились у Мажита…»
                Юсуф Шарки

   Мажит Гафури (Габдельмажит Нурганеевич Гафуров) (1880-1934) классик татарской и башкирской литератур, первый народный поэт Башкортостана, один из основоположников советской татарской и башкирской литератур родился в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Гафурийского района Республики Башкортостан.
   Он прошел суровую школу жизни, с тринадцати лет познав сиротскую долю. Мажит долгие годы скитался в поисках заработка по Уралу, был чернорабочим, трудился на золотых приисках миллионеров Рамиевых, обучал детей грамоте в казахских степях. Превозмогая лишения, учился он в медресе шейха З.Расулева в Троицке. Не получая удовлетворение от обучения в медресе ишана, он повышает свои знания путем самообразования. Берет уроки русского языка у учителя Лутфуллы Газизова, постигает ритмику восточного стихосложения у Халила хальфы, посещает татарскую библиотеку, выписывает газету «Тарджеман» и начинает в ней публиковаться. Его примеру следуют и другие шакирды медресе.
   М.Гафури изучает культурно-историческое наследие башкирского, татарского и других народов. Большую роль в формировании его мировоззрения и писательского мастерства сыграли такие просветители как К. Насыри, Ш.Марджани, М.Акмулла, М.Уметбаев, а также великие русские педагоги и писатели К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой.
   Революционный 1905 год он встретил будучи шакирдом медресе “Мухаммадия” в Казани. Талантливый шакирд сразу же обратил на себя внимание педагогов. Руководитель медресе выдающийся религиозный деятель Г.Баруди с особой теплотой относился к старательному ученику, постепенно готовя его к преподавательской деятельности в своей школе. Но волна революционного движения захватила Гафури. Он участвует в студенческих митингах, демонстрациях. Его стихи публикуются в первых татарских газетах, приобретают необычайную популярность среди молодежи, их распевают на демонстрациях, в школах. Пробуждение национального самосознания, требование духовных и социальных свобод, призыв к активной политической деятельности - основные темы его поэзии тех лет. Честность, бесстрашие и принципиальность Гафури сделали его настоящим героем в глазах народных масс, искренним заступником и утешителем обездоленных. Сам Тукай назвал Гафури великим поэтом. Их долгожданная встреча состоялась в 1912 году в Уфе.
   В Казани М.Гафури познакомился и сблизился с писателями Г.Камалом, Ш.Камалом, Ф.Амирханом, революционерами-большевиками Г.Кулахметовым, Х.Ямашевым, М.Вахитовым. После трагической гибели М.Вахитова Гафури посвятил ему стихотворение «Нур».
Осенью 1906 года М.Гафури поступил в медресе “Галия” в Уфе и экстерном за три года завершил шестилетний курс обучения. Уфа стала для Гафури родным городом. Здесь он встретил девушку Зухру, которая стала ему женой и верным другом. В Уфе ему впервые в истории литературы было присвоено звание Народного поэта, подарен дом к 20-летнему творческому юбилею, здесь он написал свои повести «Черноликие», «Ступени жизни», «На золотых приисках поэта». Одновременно Гафури продолжает писать стихи, оттачивая свое поэтическое мастерство, создает в этот период наряду с образцами гражданской лирики четверостишия, стихи полные глубоких философских размышлений, романтически окрашенную пьесу «Красная звезда», первое драматическое произведение на современную тему. Гафури стал также родоначальником жанра басни в татарской и башкирской литературах, им созданы первые произведения для детей.
  Сам Гафури при жизни, можно сказать, был достопримечательностью Уфы. Старожилы города запомнили его прихрамывающую походку, фигуру в темно-сером пальто в синей шляпе с тростью, приисковские усы, внимательный, острый взгляд на задумчивом лице. 
После долгого перерыва Гафури посетил Казань в 1922 году. Союз писателей Татарстана организовал встречу с ним. Карим Амири в своих воспоминаниях пишет: «В это время, опередив всех, выбежал встречать Гафури Галиаскар Камал, и на верхней ступеньке лестницы раскинув руки, встретил его. Два старых писателя обнявшись, плакали, все это говорило о том, как они истосковались, что сердца их бьются в унисон в едином чувстве». Там же К.Амири описывает еще один случай. Мажит Гафури прибыл в 1925 году из Уфы в Казань на пароходе. В машине он расспрашивал о Галиаскаре агае. Гафури узнав, что Г.Камала редактор газеты “Кызыл Татарстан” выгнал с работы, сказав, что тот  постарел и не может работать, очень сильно расстроился, рагорячился и принялся за Галимжана Ибрагимова. Пока не решил поднятый вопрос, не остановился. До отъезда Мажита агая Галиаскара Камала вновь приняли в редакцию “Кызыл Татарстана”. В редакции они вдвоем сфотографировались на память. А в1932 году Г.Камал приезжал в Уфу навестить своего старого друга.
   Находясь в Уфе, Гафури сохранял литературные, творческие и личные связи с писателями и интеллигенцией Казани. Многие книги М.Гафури при жизни и после смерти издавались в Казани.
   Летом 1927 года Научный центр Комиссариата образования Татарстана поручает композиторам С.Габяши, Г.Альмухаметову, В.Виноградову – авторам оперы «Сания» постановку новой оперы на социальную тему. В качестве автора либретто по совету председателя Научного центра Г.Ибрагимова приглашают М.Гафури из Уфы, за основу литературного материала берется его поэма «Эшче». Поскольку в опере изображался период революции 1905 года, жизнь и борьба  татарских и башкирских рабочих того времени, для более глубокого изучения этой темы летом 1928 года М.Гафури, С.Габяши, Г.Альмухаметов едут в творческую командировку на Урал – заводы Златоуста. Там они встречаются, беседуют со старыми рабочими, собирают материал для сюжета либретто, находят прототипа главного героя оперы Нигмата, к либретто и музыке добавляются новые детали, фрагменты. Опера «Эшче» была поставлена к празднику 10-летия Татарстана 22 июня 1930 года. Через несколько дней ее показали в Москве на Всесоюзной олимпиаде национальных театров.
    Й. Исанбет оценивая вклад М.Гафури в становление татарского оперного искусства пишет: «То, что в начале такого смелого и исторически значимого дела стоял великий писатель – это беспредельная гордость татарской музыки». Она отмечает, что М.Гафури достигает в своем литературном произведении симфонического роста и его либретто открывает для композиторов очень большие возможности, она подчеркивает новизну социальной темы для оперного искусства.
   Глубокая дружба связывала двух больших писателей М.Гафури и Г.Ибрагимова. Когда в 1934 году Мажит Гафури тяжело заболев, слег в постель, Галимжан Ибрагимов приезжает в Уфу справиться о его здоровье. Чтобы увековечить радостную встречу, Гафури с Зухрой ханум сфотографировались с ним на память. Эта была последняя встреча двух известных писателей. К сожалению, сохранилась часть фотографии. Зухра ханум отрезала изображение Г.Ибрагимова после его ареста, боясь репрессий. Хорошо известна фотография М.Гафури и Г.Ибрагимова, сделанная в Ялте в 1929 году.
   Шариф Камал классик татарской литературы, будучи в Уфе посетил М.Гафури в его доме на Гоголя, 28. А после смерти поэта в 1934 году в статье «Горестная потеря» он пишет о М.Гафури как истинном гуманисте, учителе, искренне радующимся успехам молодых коллег.
Известный татарский писатель Рафаэль Мустафин в предисловии к книге М.Гафури «Утро свободы: стихи и поэмы», изданной в год 100 - летнего юбилея поэта в Москве в издательстве «Советская Россия» в 1980 году, оценивая личность и творчество М.Гафури пишет: «Гафури был поэтом в той же мере, что и философом, политиком, общественным деятелем».
   Гафури пришел в литературу как поэт и прозаик, работая практически во всех жанрах литературы. С его именем связаны возникновение и становление реализма в татарской и башкирской литературах, все важнейшие события литературно-художественной и общественно-политической жизни Урало-Поволжского региона первой трети ХХ века отразились в его творчестве. Гафури в совершенстве владел арабским языком, фарси что позволило ему освоить лучшие образцы восточной литературы, а изучение русского языка открыло мир русской и западной литературы. Благодаря этому творчество Гафури явилось синтезом классических традиций Востока и Запада на национальной основе, это привело поэта к большим художественным достижениям, к новаторству в литературе.
   Велико влияние творчества М.Гафури на развитие сценического искусства Башкортостана и Татарстана. Сюжет его повести «Черноликие», которую называют «жемчужиной татарской и башкирской литератур», лег в основу одноименного балета поставленного на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета (музыка Х.Заимова, постановка Х.Мустаева). Великий танцовщик, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, потрясенный увиденным балетом, написал такой отзыв:
   -  Танцы жизнерадостной, нежной и целомудренной девушки Галимы (Гузель Сулейманова) и ее возлюбленного Закира (Фаузи Саттаров) пленяют красотой линий и чистым юношеским порывом. Каждый образ в этом спектакле вылеплен предельно выразительно и находится в постоянном развитии. Полная гармония музыки и танца создает единую симфонию спектакля. Трагедия, которая разыгрывается на сцене, потрясает, не оставляет равнодушным к судьбе героев.
   По мотивам повести был поставлен и кукольный спектакль «Галимэ» в Уфимском кукольном театре. Спектакль «Галима» стал победителем на Международном фестивале в Венгрии в 1982 году. «Выражаясь высокопарно, - отмечал журнал «Культура», - Грибанова и Штейн впустили высокую трагедию в стены кукольного театра. Их герои подобно своим создателям оказались способными воспарить. Это сегодня на сцене (с помощью компьютерной графики) не летают разве что ленивые. А тогда, в 1980 году, когда над подмостками Уфимского театра кукол в спектакле Штейна - Грибановой "Галима" вознеслись и по-шагаловски поплыли в воздухе влюбленные герои поэтической трагедии М. Гафури "Черноликие", это стало истинным театральным откровением».
   В Казани в 1981 году по мотивам повести Мажита Гафури к 100-летию со дня его рождения состоялась премьера оперы «Кара за любовь». Сценическую жизнь опере дали режиссер, народный артист РСФСР Н.Даутов, дирижер, заслуженный деятель искусств МАССР В.Куценко, народный художник ТАССР Э.Нагаев, хормейстер И.Рахматуллин, большой актерский коллектив. Много труда и творческого вдохновения вложили в создание своих образов народные артисты ТАССР Зухра Сунгатуллина (Галима) и Хайдар Бегичев (Закир)… Вот, что вспоминает сама прима татарской оперы Зухра Сунгатуллина: «…Оперу "Черноликие" (первоначальное название оперы, поставленной по мотивам повести Мажита Гафури "Черноликие" - "Кара за любовь"- Ред.) на музыку Бату Мулюкова в постановке Нияза Даутова мы исполняли в Московском Дворце съездов. Не передать словами то волнение, когда мы вышли на сцену и увидели перед собой настоящее людское море - на спектакль пришли пять тысяч зрителей, среди них было много татар, которые приехали со всего мира. Фурор был такой, что после спектакля поклонники нас с Хайдаром несли на руках до гостиницы "Россия".
    Правительство Татарстана высоко оценило труд создателей оперы. Авторы и ведущие исполнители оперы «Кара за любовь», по мотивам повести Мажита Гафури «Черноликие», были удостоены Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.
В творчестве Мажита Гафури отразились важнейшие события конца 19-го начала 20 веков, этапы формирования и становления национального самосознания татарского и башкирского народов. Газета украинских писателей “Литературная Украина” в 1940 году назвала творчество поэта “Энциклопедией жизни башкирского народа до революции”. Поэт и академик, председатель Президиума АН Украины Павло Тычина в годы военного лихолетья, находясь в Уфе, изучил творчество Мажита Гафури и в 1 942 году написал монографию «Патриотизм в творчестве Мажита Гафури», гонорар от этой книги был направлен в фонд Победы. В ней он писал: «Великий след оставил по себе Мажит Гафури. Талант его был огромен и многогранен. Бессмертную славу заслужил он себе тем, что всю свою жизнь, как истинный гуманист, отдал на борьбу за счастье и Правду Человека».
   Память Мажита Гафури – классика литератур двух братских народов увековечена в благодарной памяти потомков как в Башкортостане, так и Татарстане, в Уфе и Казани, в городах и весях России и Ближнего Зарубежья.


Рецензии