Уменьшить человеческое страдание

 Формирование и развитие способностей может изменять проблемное поведение.
М.Перре, У.Бауман в книге "Клиническая психология и психотерапия" считают, что: проблемное поведение (R) интегрировано в тригерные условия (ситуации) (S) и последствия (С), которые регулируют поведение. Действие раздражителей модифицируются через систему саморегуляции индивида; имеются ввиду внутренние стандарты, ожидания, физиологические процессы и т.д. Факт взаимодействия этих уровней, причем постоянно усиливающегося, объясняется в системной модели аспектом обратной связи, или антиципации.<..> В проблемной ситуации человеку необходимо в первую очередь овладеть техникой контроля стимулов, контроля последствий, а также научения по модели. Вторую важную группу образуют: самоконтроль, рационально-эмоциональная терапия, методы решения проблем, а так же тренинг самоинструктирования и тренинг сопротивляемости стрессу.
     Методы поведенческой терапии
Техники контроля стимулов:
* Систематическая десенсибилизация (in stnsu, in vivo)
* Градуированное угашение
* Экпозиционирование и предотвращение реакции
* Тренинг преодолении страха
* Методы "наводнения"
* Парадоксальное вмешательство
Техники конторля последствий:
* Подкрепление ситуативной реакции
* Оперантное угашение
* Управление ситуацией
* Жетонная система
* Методы наказания
* Прерывание: значимость ответной реакции
Техники научения моделей:
* Научение по модели in vivo
* Скрытое научение по модели
* Предъявление символической модели
Техники самоконтроля
* Самонаблюдение
* Контроль стимулов
* Контроль случайностей
* Составление договоров
Когнитивные способы
* Скрытое обусловливание
* Когнитивная терапия (по Беку)
* Рационально-эмоциональная терапия
* Тренинг в решении проблем
* Тренинг самоинструктурирования
* Тренинг сопротивления стрессу
* Стратегии реатрибуции.
Техники контроля стимулов - это группа техник с помощью которых клиент обучается стратегии преодоления проблемных ситуаций для их разрешения. Классический пример контроля стимулов представляют так называемые методы конфронтации при поведении избегания, обусловленном тревогой. Если проблема клиента состоит в том, что на основании ожидаемого страха он больше не может переносить определенные ситуации, то задача психолога - побудить клиента к конфронтации с внушаемой страх ситуацией для угашания и преодоления страха. Проблема клиента остается такой стабильной потому, что вследствие полного избегания у него не возникает ощущения безопасности и поэтому угашения не происходит. В результате ухода от якобы опасной ситуации избегание дополнительно негативно подкрепляется. Поэтому у клиента существует субъективно внушаемый страх ситуации и психологу вместе с клиентом необходимо "эмоционально преработать" и снизить тревогу или страх на несколько уровней, а это приведёт к усилению веры в собственную способность преодоления ("самоэффетивность": Banddura, 1977).
При контроле со стороны или самоконтроле такую ситуацию можно реализовать либо с постепенно нарастающей интенсивностью страха в воображении (десенсибилизация in sensu) или в реальности (десенсибилизации in vivo), а также без нарастания интенсивности и реально (эспозиционная терапия), интенсивно и в воображении (имплозия) или в реальности ("наводнение"). Клиенту необходимо взять проведение лечения на себя (самоконтроль и самоуправление).
Методы лечения страха
* Поэтапная конфронтация с раздражителем - (десенсибилизация in sensu (в представлении); десенсибилизация in vivo (в реальности).
* Постепенная десенсибилизация - экспозиционирование в реальности.
* Интенсивная конфронтация с раздражителем - имплозия в представлении - "наводнение" в реальности.
Десенсибилизация (в клинической психологии) (лат. de — приставка, обозначающая отделение + sensibilis — чувствительный) — психотерапевтическая методика, используется в поведенческой терапии для уменьшения тревоги по отношению к некоторым пугающим объектам или ситуациям.
Клиент воспроизводит все более устрашающие зрительные образы, негативные эмоциональные переживания на фоне мышечной релаксации, расслабления). Правильное применение образов (мысленной картины того, что в данный момент недоступно непосредственному восприятию) может помочь выработать уверенность в себе, развить выносливость и энергичность, избавиться от мешающих привычек, др. С помощью образов можно совершить то, что в данный момент физически невозможно. Механизмы визуализации рассматриваются в контексте теоретических моделей гипноза, трансперсональной психологии, др.
(Н.Д.Творогова).
Имплозия (внутренний взрыв) в представлении. Перлз выделяет четыре основных психических уровня: поверхностный слой - игры (условные социальные роли), имплозивный уровень или уровень "внутреннего (имплозивного) взрыва" (ведущий к субъективному переживанию тупика и безысходности), эксплозивный уровень или уровень "внешнего (эксплозивного) взрыва" и четвёртый уровень - глубинный уровень аутентичности. Имплозивный уровень связан с внутренним парализующим напряжением от двух противоречащих друг другу сил.
"Наводнение" в реальности.« Наводнение» — термин, используемый в поведенческой психотерапии для обозначения реального столкновения пациента с ситуациями или объектами, вызывающими страх. В основе любого технического приема, использующего погружение, лежит механизм угашения страха путем реального тестирования ситуаций, переоценки их значения и своих возможностей, коррекции неадекватных ожиданий.
Техники контроля последствий
Процессы контроля стимулов и последствий находятся в тесном взаимодействии и их разделение не возможно или нерационально в терапевтическом контексте.
Аверсивные реакции (возбуждение, страх и т.д.)  могут прекратиться в результате того, что человек уклоняется от ситуации (=бегство) или он вообще не подвергает себя этой негативной ситуации (=избегания). Прекращение аверсивной ситуации путем уклонения (=бегство) или  избегание опасной ситуации ведет к негативному подкреплению  и к усилению  аверсивного  (возбуждения , страха и т.д.) опыта .
Аверсивное поведение Общий термин, используемый для описания изучения поведения в условиях воздействия вредных стимулов. Обычно это понятие включает три основных феномена : научение избеганию , научение предотвращению и эффекты наказания. Фактически термин не вполне адекватный, так как он не подразумевает ничего, связанного с отвращением в отношении поведения. Интерес здесь представляет поведение , проявляющееся при отвратительных условиях.
 Для контроля последствий  проблемного  поведения  и целенаправленного желательного поведения используется позитивное подкрепление (например, следствие оперантного угашения).
Оперантное угашение. Когда подкрепление больше не поступает, реакция становится все менее и менее частой; этот процесс получил название «оперантного угашения» ( Б.Скиннер).
Оперантные методы формирование целенаправленного поведения имеют практическое значение (например, при формировании речевых навыков и навыков общения у умственно отсталых детей и взрослых).
Поэтапное формирование целенаправленного поведения в большинстве  случаев связано с угашением вызывающего проблемы поведения. , т.е.  позитивные последствия формируются теперь  только для желательного  целенаправленного поведения, а  не для нежелательного, вызывающего проблемы поведения (как это часто  имеет место в естественных условиях).  Можно применять жетонную систему .
  Жетонная система.
Суть этого метода состоит в том, что за каждое "полезное" действие клиент получает определенное количество символических объектов - фишек, монеток, очков, которые он затем может обменять на важные и приятные для него вещи. Иногда используют и более совершенные системы - например, пластиковые карточки, позволяющие накапливать кредиты и тратить их для доступа, например, к игровым автоматам или покупки сладостей.
Этот метод очень часто применяется в целых организациях - клиниках, школах, тюрьмах и т.д. тогда, когда существуют четко определенные действия, одинаково важные для большого круга клиентов. Например, в психиатрической клинике фишками может подкрепляться чистоплотность, самостоятельность, в тюрьме - просоциальное поведение и прочие вещи, на которые довольно затруднительно влиять иными терапевтическими приемами.
Вне больницы, школы и тюрьмы символическое подкрепление также часто используется там, где нужно стимулировать поведение определенное типа (система накопления очков при покупках в одной компании дает право на скидки и подарки, страховые платежи снижаются в случае, если водитель не попадает в аварию долгое время и т.д.). Оставляя здесь без внимания коммерческий аспект этого метода, нужно лишь сказать, что сам метод прекрасно доказал свою эффективность (Kazdin, 1977), но все же редко используется в силу того, что требует определенной организационной работы.
Необходимо помнить, что методы наказания и аверсивные методы, с помощью которых стремятся редуцировать частоту поведения имеет очень ограниченное значение (только в экстремальных случаях).
Для детей с задержкой умственного развития применение аверсивных методов оправдано для прекращения самоповреждений и самокалечения, потому что они менее насильственны, чем фиксирование или высокие дозы  успокаивающих средств, которые не дают возможности для развития адекватных способов поведения (Barlow,1978).
Методы аверсивного контроля поведения ( например, time-out (прерывание) или response-cost (ответ-стоимость) применяются, вероятно, только в редких случаях, но это не должно отвлекать нас от того, что даже эти немногие случаи нуждаются в строгой проверке.  Если клиент в состоянии сам регулировать последствия своего поведения, то это сохраняет эффект терапии и крайне желателен.

Литература:
1. Клиническая психология и психотерапия" под ред М.Перре, У.Баумана. Спб.:Питер,2012.


Рецензии