Посвящается тебе Гл 10 Братья

Нам песня строй пережить помогает…

Итак, вернёмся туда, в колхоз «Заветы Ильича», его вольным рабам, пока живым и вопреки всем бедам все-таки сохранившим способность быть счастливыми… 

В первые годы после приезда в деревню родителей приглашали в гости, приходили к ним. Поначалу это были компании из колхозной верхушки, поэтому все было чинно и благородно. Отец играл роль «свадебного генерала». Потом осталась компания братьев: Васи, Гриши и Миши. 

Вася был ниже младших братьев, зато в плечах – косая сажень. Кудри русые, глаза голубые, сам очень добрый и совершенно бесхитростный, обожающий свою жену Женю. Было у них четверо детей, Иван, Валя, Витя и Миша.

Младший брат Михаил был высоким и самым красивым. Когда Аля видит на экране Джорджа Клуни, она вспоминает дядю Мишу. У него был прекрасный голос, он пел на концертах, на праздничных застольях был запевалой, знал множество фокусов. У него и жены Нины было два ребёнка, Зина и Коля. Семейная жизнь у них состояла из сплошных ссор и примирений. Характер у Нины был жёстким и требовательным. Она после ссор могла молчать неделю, две. Ничего страшнее этого молчания для Михаила не было. Ни одна жена в деревне так строго не наказывала своих мужей, поэтому Нину осуждали, Мишу жалели.

Средний брат Григорий темноволосый, высокий и худощавый, лицом пошёл в мать. Аля помнит дядю Гришу добрым и веселым, но с годами характер его изменился, стал взрывным и непредсказуемым. Дети выросли, разъехались, только тётя Таня стоически переносила всплески мрачного настроения мужа.

Братьев на селе уважали. Только однажды найдёт коса на камень и братья Макаренко поссорятся с братьями другого уважаемого рода. Случилось это после продолжительного праздника, когда мужиками руководит похмельный синдром. Всю ночь шла суматошная погоня одних за другими с топорами. С чего началось никто толком не знал, зато закончилось всё оригинально. Враги между собой помирились, а два брата, Григорий и Василий, разругались на долгие годы.
Григорий будет заходить к Ивану и Марии в гости, а Василий, по этой причине, перестанет это делать. Только дети и жёны будут общаться, как ни в чём не бывало.
Аля  продолжала бегать к дочке дяди Гриши Вере в гости, они вместе нянчились с её младшей сестричкой Валей. Потом у Веры появится братик, назовут его Анатолием. С Верой Аля много общалась в самом раннем детстве, а близко сошлась после восьмого класса и полюбила её всей душой за доброе сердце и скромный нрав.

Алин папа Ваня не уступал по красоте Мише: высокий стройный русоволосый с правильными чертами лица и голубыми, как небо глазами. Отличался он от братьев очень ранимой душой, не способной на пустяшные для деревни зверства: отрубить петуху голову, убить колотушкой кролика. Натуральное хозяйство требовало, а у отца рука не поднималась. Просить о такой малости соседа было стыдно. И вот отец берёт в одну руку топор, мама даёт ему в другую руку трепыхающуюся и орущую дурниной птицу, взмах орудием убийства, и обезглавленная тушка сначала падает на землю, потом вскакивает и бежит по двору. Жуть! Потрясение сознания до самых основ, и увы,  не первое…

Обычно до или после Нового года приходила пора резать свинку.  Набрала хороший вес, пора колоть. На такое даже не каждый деревенский мужик был способен, не то что отец. Зато прекрасным специалистом этого дела оказался Григорий.
Первого поросёночка папа с мамой купили на рынке весной, когда ей было лет девять. Он жил в доме и очень полюбился Але. Потом его поселили в появившийся новый сарай, часто выпускали во двор побегать. Поросёнок носился, как заведённый, восторженно хрюкая, а Аля бегала за ним и от счастья тоже повизгивала. Прошло лето, осень, наступила зима. Скоро Новый год!

В один из зимних дней, уже большого поросёнка выпустили во двор, а Але почему-то запретила выходить из дома! Аля ничего не поняла, а потом услышала душераздирающий визг любимого друга… От этого визга могло остановиться сердце.  Она выскочила во двор и увидела его мёртвого, лежащего на снегу,  и кровь… Она не могла осознать произошедшего и впала в простатический шок.
Отец и мать тоже выглядели очень бледными, но мама найдёт в себе силы и похвалит деверя за то, что у него твёрдая рука и сильный характер - животина долго не мучилась. Аля стояла над убитым другом без слёз, она словно умерла вместе с ним.

Второго выращенного поросёнка лишили жизни без неё, мама всё-таки заметила её психологический шок в первом случае. Но в деревне к таким вещам быстро привыкаешь. Аля уже спокойно наблюдала, как  опаливали соломой тушу, как разделывали её, укладывая куски сала в ящик просаливаться, куски мяса заливали в банки растопленным нутряным жиром и ставили в печь. И мама уже просила Алю помочь: принести – подать. Вот только к разделке потрохов она никак не могла привыкнуть, даже мама по-прежнему бледнела и приглашала помощниц. После того, как справились с салом и мясом, можно благодарить и провожать с почётом «киллера»: сажать за стол, отведать свежатинки и дать с собой пару кусков. Так повелось. Для деревенской семьи колоть поросёнка не только хлопотное и трудное дело, но и праздник. Запахом жареного свежего мяса семья может насладиться только раз в год. Итак, все садились за стол, начинался пир. Только есть жареную кровь Аля так и не привыкла.

До ссоры все три брата собирались у них дома и, выпив по паре рюмок, начинали петь так, что содрогались стены: «Ревела буря, гром гремел…» запомнилась больше остальных, потому что это было великолепное исполнение на четыре голоса. Пели  «Вечер на рейде», «Бродяга»… Малопьющего брата  брали на «слабо», и он стал пить наравне со всеми, постепенно находя в этом все, что просила его душа – свободы. Свободы от нищеты, обид, неисполненных желаний, непосильной и грязной работы, невыносимой тоски в этом богом забытом месте, где поначалу не было даже электричества.
Остановил его первый инфаркт, потом рождение больных, после Чернобыля, внуков. В шестьдесят лет. А мог и умереть, подтверждая ужасную статистику: в России мужчины умирали, не доживая до пенсии. 

Аля помнит братьев молодыми, красивыми и добрыми. Жизнь постепенно изменяла их, иногда до неузнаваемости. Так случиться, когда у Михаила вырастут дети и уедут, умрёт от рака жена… Сначала он с хозяйством справлялся и с огородом. Ему выделили дополнительный участок земли рядом с огородом родителей, на котором он выращивал картошку. Мама Али, как не билась, не могла достичь такого урожая, как у него. Михаил посмеивался, потом признался, что подкармливает картошку химическими удобрениями. В нем ещё жил фокусник, желающий удивить всех.

Пройдёт ещё немного времени. Аля приедет в деревню. Как-то окажется в светёлке одна, и в это время зайдёт дядя Миша. Она с трудом его узнает, лицо тёмное, взгляд отрешённый. Он поздоровается и попросит позвать маму с огорода. Аля выйдет за калитку, позовёт маму и вернётся через пять минут назад – дядя Миша исчезнет. Следом за ней появится мама, Аля объяснит ей ситуацию…
- Михаил очень изменился, не удивляйся, - объяснит она ей.
На другой день они обнаружат, что с комода исчез одеколон… Потом участок земли Михаила начнёт зарастать травой. Мама попросит его обменять его на свой дальний земельный надел: всё равно пропадает. Михаил откажет.

Чувство братства сыграет не последнюю роль в решении отца поселиться в родной деревне. Но это чувство в том понятии, которое в него вкладывал отец, окажется иллюзией. Через пять лет общения и взаимной поддержки она рассыплется в прах. Возраст ли, беды, подкосившие сначала семью Василия, потом Григория, потом Михаила станут причиной отчуждения? Кто знает… Но перед глазами Али так и стоят, обнявшись, четыре богатыря и поют так слаженно и красиво, что душа радуется.


Рецензии