Прометей Освобожденный. либретто

(*!*) 4 августа 2012г исполняется 220 лет со дня рождения вдохновенного английского поэта П.Б.Шелли. - Сие либретто было написано мной, конечно же, в искренних мыслях о близящейся дате и её торжестве. Я всерьёз надеюсь, что однажды это либретто будет интересно не только для любопытствующего читателя, но также и для более искушённого в проффессиональном смысле, композицирующего соавтора, если ещё не в особенности превосходного композитора. Вскоре, б.м. появится также и поэтический текст, непосредственно, самой оперы, коему моя сокровенная интуиция прочит быть, в полной мере, превосходным и новым произведением в истории всемирной музыкально-поэтической литературы. Для тех, кто посвящён в эллинистические и кармические тайны оригинального сюжета мифологической истории Прометея, то да не будет большим удивлением - отметить заведомую разницу между возможным текстом моей будущей оперы (выдержанной в стиле "поэтического дедуктивизма Шелли") и иными, до сих пор существующими версиями подобного       ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ, ЧТО КАСАЕТСЯ БЛИЗЯЩЕЙСЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ ДАТЫ И ВСЕГО, ЧТО СВЯЗАНО С НЕЙ В ПРОСТРАНСТВАХ СТИХИ and ПРОЗА.РУ - НА ОТДЕЛЬНОЙ СТРАНИЦЕ, ПОСВЯЩЁННОЙ ГОДОВЩИНЕ:
 http://www.stihi.ru/avtor/shelly220               
____________________________________

               

                "PROMETHEUS UNBOUND"


(БАЛЕТНО-ОПЕРНОЕ  ЛИБРЕТТО, СОЧ. ПО МОТИВАМ ОДНОИМЁННОЙ ДРАМЫ  П.ШЕЛЛИ, 1819 )
                ____________    Редакция  Первая   _____________
               
                Действующие Лица:

1. - Прометей; Пантея;Иона; Матерь Земля; Призрак Юпитера; Меркурий; Фурии; Духи.               
2. - Азия; Фавны; Демогоргон; Духи Часов; Дух рокового Часа.
3. - Юпитер олимпиец; Аполлон и Океан, нимфы; Геркулес; Дитя, дух Земли.
4. – Все те же + Луна, дух Луны; Новый Человек.
      
           (* Сии Действующие Лица изображены так, по мере появления в Действиях либретто, каковых здесь четыре; иные из них, в идее  сюжета, переходят из Д. в Д. *)
                ***     ***    ***

АКТ ПЕРВЫЙ.
Ночь. Постепенно светает. Скала Прометея (*в горах Индийского Залива*). Прометей прикован к вершине. Подле него - Пантея и Иона.

Картина 1. (Картина разделена в сценах по временным и сезонным признакам смен в течении «дня Прометея». )
_____________________________

Сцена 1.
Сёстры в ласках поддерживают жизнь чувств титана. Он величествен, но осознаёт собственное забвение пред оком Вечности. Пытаясь постичь меру собственного проклятия, он вопрошает о том пространство и стихии; он обращается к тёмному Небу, к вечному Морю, к восходящему Солнцу, к Воздуху, к Горам и к Ветрам.

Престолы Солнца, Моря и Неба ведают ему истину беззаветной давности. В истории космического противостояния рождается представление о Времени. (*«Трижды триста тысяч лет..» - откровение от Шелли*). Горы, Источники, Воздух и Ветра ведают Прометею о планетарной скорби Земли и о падении чудовищной титанической Тени.

Прометей вспоминает о своей любви. 
Пробуждается Голос Меланхолии.

Сцена 2.
Слабея от просыпающейся в нём, живой чувственности, в пришедшем полушёпоте Гласа он узнаёт явление матери Земли. Её откровения. Образы Вселенской катастрофы и несчастий средь некогда живых; тени мертвецов; язык мёртвых. К жалобам Прометея о собственном положении и о желании освободиться из плена забвения, Матерь раскрывает ему тайны сокрытого пространства Преисподней и Демогоргона. Изменение меры Часов изнутри.

Преображение. Образы потусторонних фантасмов. Явление призрака некогда владычественного Юпитера. (* тот Юпитер, кто переживёт время своего самовластия, и более уже не будет царствен *) Страх Ионы и Пантеи. Прометей вопрошает к Призраку о своём проклятии.

Образы дневного Затмения.
[*Зороастрическое таинство.*] Призрак Юпитера преображается, и Голосом взбунтовавшегося титана бросает проклятие Прометею. Прометей узнаёт в том падшего, поверженного себя, и так, к изчезновению Призрака, он узнаёт о предрицанном конце небесной власти.
Сокрушения Прометея в своём зле.
Скорбь матери Земли. Стенания Тверди и Моря. Пространство, вторящее Её обидам за сына.

Сцена 3.
Явление Фурий. Иона и Пантея пытаются сохранить  от них Прометея, но…Вслед им, к горе прислан Меркурий; на время он отсылает сонм Фурий обратно.

Диалог Меркурия и Прометея. Прометей отказывается принять милость Всевышнего, уповая на роковой, фатальный час Смены Времён. Меркурий угрожает Прометею новой вечностью забвения, но Прометей остаётся непреклонен. Тогда Меркурий вновь призывает Фурий и исчезает.

Фурии, как тени прежних жертв. Страх Пантеи и Ионы.
Чудовища смеются, пытаются издеваться над Титаном, они пытаются подчинить его и стать с ним одним целым, но Прометей находит сил и мужества сохранить свою божественную индивидуальность.
Большее число Фурий слетаются к его горе.
Вершение земной истории: образы Ада, образы человеческого порока, зла и насилия.

Сцена 4.
Сорвание покровов таинств судьбы на Земле.
Пифический Хор, разделяющийся на хор Грехов Радости и хор Блаженств Скорби.
Жертвенная коронация и заклание Раба. (*образ Христа*)
Церемониальные сожжения; закабаление живых мёртвыми; крест и цепи.

(Война; ужасы Прометеева огня.) Фурия Будущего призывает отречься титана от испытываемых к жизни чувств. Глубокое сожаление Прометея о собственной наследуемой божественности и бессмертности.
Исчезновение побеждённых фурий.

Сцена 5.
Ход времени дня и круги сезонов. (!) (* т.н. «день Прометея» *)
Вечереет; теперь это некая весенняя атмосфера. Явление чистых духов, пробужденных матерью Землёй; их Хор. – Дух Битвы, Дух Путешествия, Дух Науки и Дух Поэзии пробуждают в Прометее всё больше знания о самом себе и о собственной миссии.

Дух Любви и Дух Страданий величают Прометея быть Принцем Любви и Скорби.
Предрицание о роковом Всаднике и белом Коне. (* Смерть, тень Любви *)
Танец Ионы и Пантеи.
 
В Пантее пробуждается образ возлюбленной Прометея. – Та предреченная Невеста его Мрака, ждущая на Востоке.
Здесь уже совсем темнеет, и тогда Пантея, напоминая титану о пробуждении Азии и её чувства, обещает лететь к ней, и, во избежании гибели оной жизни, причастить Азию чувству любящего Прометея. – Закат.               


АКТ ВТОРОЙ.

Утро. Виды Индийского Залива и Неба. 

Картина 1. – Прелестная Долина.
_____________________________

Сцена 1.
Азия в одиночестве. Её гимн наступающей Весне.
Она, однако, томится теперь ожиданием своей сестры Пантеи.

Сцена 2.
Явление Пантеи. Она просит прощение у Азии за своё опоздание, и…
По велению своей сестры, Пантея заклинает свой недавне-виденный сон.

Явленный образ Сна. – [Пантея, в объятиях Ионы, разделяет чувства любви; Иона, в потере своей невинности, предобращает чувства в Пантее.] – Образ Прометея раскованных и лучезарных чресел, кто стремится к пению Азии. В дальней песне Прометея – заклинанное имя Азии.

Азия делится своей тайной и своим сном. – Явление образа Духа рокового Часа, и ведомого Эхо, которое убеждает Азию следовать любви Прометея.

Скалы и Ветры начинают вторить зовущему Эхо. Пантея и Азия решаются последовать вслед за Эхо.
_____________________________

Картина 2. – Лес, отнесённый горам и ущельям. Путешествие Азии и Пантеи. На пути - два Фавна и Силен.


Хор Духов троп, скрытых от Неба.
Хор Духов райского Лета.
Фавны поддерживают в своих играх жизнь дальнего Эхо, которое поёт о фатальной горе Демогоргона.
Сатир Силен, кой от них вдалеке, начинает вести рассказ о погибели Прометея, и о…ещё непреображённом Мире и о неразбуженном, дремлющем Хаосе Свобод и Времён.

Когда они замечают сестёр, – оставив им роковой знак, они скрываются.
_____________________________
 
Картина 3. – Вершина скалы среди гор. Та самая гора Демогоргона.

Пантея и Азия обозревают предстоящий внизу, окружный мир. Они поражаются открывающимся чудесам природы вокруг и видам. – Игра ветров; взрастающий туман.
Азия теряет силы. Явление Духов, поющих о схождении в бездну. – Раскрытие таинства Времён, способных быть преображёнными любовью в тайной пещере.
_____________________________    

Картина 4. – Пещера Демагоргона. Трон.

Азия и Пантея лицезрят на троне Демогоргона, скрытого под вуалью тьмы.
Диалог между Азией и Демогоргоном. – Азия провозглашает Прометея своим возлюбленным и вопрошает Тьму о спасении и о часе возвращения Прометея.
Демогоргон являет Азии картину преображения мира. Погружение во Время.

В явленном образе – сонм крылатых, стремительных Часов, летящих навстречу друг другу. Тёмное и Светлое; их борьба. – В одной из сущностей, Азия узнаёт Духа Тёмного Часа, Духа Падения титана, тень его судьбы. Он тонет во всерастущем, поднимающемся мраке Демогоргона, который сходит со своего трона.

Один из Духов Часов, светлый образ о крылатых конях, спасает Азию и Пантею, унося их от Тьмы, опережая движение времени.
_____________________________   

Картина 5. – Поднебесье над вершиной снежной Горы. Облака.

Темнота. Однако, дальний откуда-то свет.
Дух Часа ведает о том, что Аполлону было затмиться (* то самое Затмение*), и он будет спать до полудня.

Преображение Азии в дивном свете; изумление и преклонение Пантеи.
Голос из дальнего света. Любовная Песнь Азии.

В оставляемых позади видах, в растворяющихся образах мира и тени, их продолжающееся космическое путешествие.
Образ Идущего им вслед по волнам. 
 
АКТ ТРЕТИЙ.

Небеса. Высший Олимп и, под ним, весь земной Мир.

Картина 1. – Дворец Юпитера; Всевышний на троне. С ним – Фетида и другие божества.
_____________________________

Сцена 1.
Юпитер провозглашает своё беспредельное могущество. Он говорит о зачатии фатального Дитя, которое, в светлом образе изойдя Тьмы, будет финальным утверждением власти Неба. – Боги пьют; кругом веселье.

Сцена 2.
Явление Духа Тёмного Часа, за которым следует тьма Демогоргона.
Демогоргон призывает Юпитера сойти вместе с ним в бездну, во мрак тюрьмы титанов.

Страх богов и существ. Чудовищная схватка Юпитера и Демогоргона. – Юпитер проигрывает и тонет во Тьме, которая, вслед сему, отступает.
_____________________________
 
Картина 2. – Устье реки на острове Океана. Нимфы, отец Азии – Океан и бог Аполлон.

Их обоюдная радость. Пережитое Затмение. Пережитое освобождение Континента. Веселье нимф  Нереид.

Из дальнего пения сатира Силена, рождается смысл явления новорожденного Героя.
Гимн к Герою, грядущему в образе человека.
_____________________________

Картина 3. – Скала Прометея.

День. – Матерь Земля, Духи, Иона ожидают деяния Геркулеса.
Дух Часа возводит сюда Пантею и Азию. Геркулес расковывает Прометея, и тот сходит ко всем остальным.
Благодарения и восхваления Прометея. Он провозглашает в друзьях начало нового круга и образа Совершенств и Гармонии. – Морская песнь Ионы.
Принятие освобождённым титаном рук преображенной Азии.
Гимн Любви. Гимн Искусству.

Иона являет раковину Протея, какую схоронила для Азии. Волшебная музыка Свободы из раковины. – Прометей повелевает Духу Часа нестись вновь по свету, дабы музыкой излитой из раковины, оживить людские города. 

Молодеющая матерь Земля. Она открывает тайну волшебной Пещеры, коей хранитель – сам Дух Земли. Её чувства к Дитя. – Рассказывая о давнем, разрушенном Храме Прометея, она направляет туда друзей.
 _____________________________
 
Картина 4. – Лес. Видна Пещера.

Сцена 1.
Вечереет. Друзья все вместе. Явление Дитя – Духа Земли в образе крылатого ребёнка,
спускающегося с небес.
Иона и Пантея «повивально» встречают его, и Ребёнок устремляется к Азии.
Признание его в любви к Азии.
Признание в союзе с Духом Луны.
Образы преображенья света; из Пещеры открывающееся пространство Космоса.

Сцена 2.
Явление вернувшегося Духа Часа.
Известие о Храме Прометея, воздвигнутом богами на Солнце.
Образы (гуманистического) Торжества. Поверженные символы Злого Разума. Золотой век на Земле.



АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ.

Разверстый Космос преображённой Земли. Жизнь на Солнце.

Картина 1. – Пред входом в Храм Прометея, пред видом некогда Пещеры. Спящие Пантея и Иона; их пробуждение с ранней Песнью.
______________________________
 
Сцена 1.
Хоралы Духов и Часов, вещающих о конце Сна Жизни и о начале Жизни Истинной.
Вначале – процессуальное явление вереницы бледных, прошедших Времён, сносящих гроб Царя Часов в бездны. – Похороны Времени.
Вслед – космическое явление ансамбля Духов Человеческого Разума и Торжества. – Образ Знания: ритуал омовения Дедаловых крыльев.
Провозглашённое бессмертие для Нового Человечества. Отпущение Смерти.

Открытие и покорение новых сфер и пространств. Создание новой Вселенной.
Хоральность глубинного и высокого. – Рождение звёзд и планет, одушевление твердей. -
[* Картинная образность несколько походит на вид предстоящего мира до освобождения Прометея, в симметрии своей, напоминая нам Акт 1й, ныне полностью преображенный.(!)*] – Рай во Вселенной, Гармония.


Сцена 2.
Новая Природа. Эолова симфония.
Явление молодой Земли и Луны. Их дуэт; их любовь. Метаморфозы образов натуральной внешности и действительности. – Коронация Нового Человека, возведённый трон; прислужные ему отсель Молния и Буря.

Орфеический Псалом и Вселенский Мелос.
Извечный Демогоргон. – Сочетание Земли и Луны; – посвящение Престолам Звёзд, Демонам и Богам, Духам, Существам и Гениям стихий.
Утверждение Великой Вселенской Республики. (Великое Единство).

Гимн ко Дню.
Восторг Ионы и Пантеи, вводящих всех в танец. (* Все Действующие Лица вместе.*)
Финальное видение Прометея в образе человеческом. Дух Земли, Крылатый Ребёнок, рядом с ним………. [*(!) - А что, если вдруг, этак, на руках у Титана?***]


                КОНЕЦ.

                / 26.01.2012 – 28.01.2012 - Москва /
      
 
 


Рецензии