Размышления о русской музыке

Что для меня русская музыка?

На размышления навела книга Сомерсета Моэма "Рождественские каникулы".
Герои оказываются вместе на концерте классической музыки.

...
-Вы плачете, мадемуазель!
-Не оттого, что несчастлива.
-Знаю. Эта русская музыка, она невероятно волнует и при этом надрывает душу.
-Но ведь вы француз! Что она может для вас значить?
-Да, я француз. Не знаю,что она для меня значит.Но только эту музыку я и хочу слушать. В ней сила и страсть, кровь и гибель. У меня от неё каждый нерв трепещет.... Иной раз я её слушаю и чувствую,всё я могу сделать, что только в силах человеческих....

Знаю ли я русскую музыку? В памяти возникают имена: Глинка, Рахманинов, Чайковский, Бородин, Скрябин, Римский-Корсаков, Мусоргский... Это классика, но есть ведь и другое: гимны и марши России, белогвардейский цикл, русские романсы, казачьи песни, русская народная музыка, духовные песни, патриотические песни, русский рок... А советские композиторы: - Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Хачатурян, Свиридов, Шнитке! А сколько талантливых композиторов-песенников!

Если попросят меня спеть русскую песню, я спою "Рябину" и ещё напеваю часто "Сронила колечко со правой руки...". А песни на стихи Есенина? Все - истинно русские! А песни бардов? А Высоцкий?!

Романсы прекрасны - и классические, и безымянные. Любимые:"Утро туманное...", "Гори, гори, моя звезда...", "Я помню вальса звук прелестный...", многие другие...

Важна ли национальность композитора?
Исаак Дунаевский, Исаак Шварц - русские душой. Их музыка кажется по-настоящему русской, разговаривающей с нашими душами именно по-русски! Может быть, мне это только кажется?

В некоторых произведениях  П.Чайковского ощущается дуновение некоего европейского ветра, но вот М.Глинка, С.Рахманинов, А.Скрябин - какие-то особенно русские, хотя и они испытали влияние западной музыки.

И всё же, слушая "Вокализ" Рахманинова, чувствуешь,что это исконно русское произведение. Интересно, как воспринимают его на Западе? Или же совершенно неважно, откуда композитор?

Но есть, есть  что-то особенное в русской музыке! - именно вот этот надрыв, о котором говорит герой произведения Сомерсета Моэма, нечто сродни мазохизму, умение бередить раны, какая-то неизбывная тоска... Есть в ней также и сила особенная - удаль молодецкая, широта и мощь, словом, смесь получается просто взрывоопасная - прекрасная и опасная одновременно! И этим удивительно притягательная!


А что значит для вас русская музыка?
               


Рецензии
Я родилась и выросла в Благовещенске. В самом центре этого города. В шаговой доступности - прекрасное здание филармонии. При ней - университет музыкальной культуры. Это молодые преподаватели музыкального училища решили научить горожан слушать музыку. Нам паредложил и абонемент на концерты. И вот нам прочитали курс лекций. И Могучая кучка, и Чайковский и Мусоргский - все они стали просто моими кумирами. Лучшие музыканты России давали здесь свои концерты. Помню Бориса Штоколова. Вышел большой и в смокинге и в м анишке. Поему-то страшно потел и вытирался платком. Закатил глаза и запел "Гори, гори моя звезда... Навеки в моем сердце.
Напевность и широта. До си х пор получаю удовольствие именно от русской музыки.
Спасибо за тему.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   19.07.2020 15:21     Заявить о нарушении
Замечательный отклик! Рада, что у Вас такие чудесные ассоциации возникли после моей миниатюры. Благодарю Вас за то, что поделились своими мыслями.

С уважением
~*

Вера Петрянкина   20.07.2020 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.