Клички, прозвища, дразнилки

     «Как только я получил степень бакалавра и диплом с отличием, я начал преподавать испанский и латынь сразу в трех колледжах. Я был плохим учителем, без надлежащего образования, без призвания и без капли жалости к несчастным детям, для которых школа – самый легкий способ уйти от тирании родителей. Единственное, что я мог для них сделать, – это постоянно держать под страхом моей деревянной линейки, чтобы они вынесли из моих уроков, по крайней мере, мои любимые поэтические строки: “Все, что ты видишь ныне, Фабио, о, горе, унылый холм, долина в запустенье, в былые дни звалось Италикою славной”. Только состарившись, я случайно узнал гнусное прозвище, каким мои ученики называли меня за моею спиной: Унылый Холм».
                Габриэль Гарсиа Маркес «Вспоминая моих несчастных шлюшек».

    Классом мы ходили в зоопарк. Все звери понравились, но возле клетки с мартышкой по кличке Боря народ просто толпился.Зверёк выделывал такие коленца, что дух захватывало: то прыгал, то вертелся, то зависал головой вниз, то... всего не перескажешь - видеть надо было. При этом, неумолкая, издавал разнотонные звуки, которые все пытались перевести.
     У нас в классе был мальчик, ужимками, выделываниями, говорливостью и даже внешне очень походивший на четверенчатого акробата. В общем, после похода в зоопарк парня стали звать Борей. Он злился, огрызался, но вёл себя безобидно, даже, казалось, ему нравился незатасканный имидж...
     Однажды в класс пришла новая учительница английского языка с уже солидным педагогическим стажем. Пообщавшись с нами, она сказала: "Борис, иди к доске и..." - фразу она не закончила, так как прямо в лицо ей угодил учебник. "Я вам не обезьяна", - закричал вызываемый. Ученики с первого ряда подсказали ошеломленной учительнице настоящее имя обиженного.
     На следующий урок вместе с учительницей зашли директор школы, завуч и несколько учителей. Педагог попросила мальчика встать и сказала: "Леонид, я прошу у тебя прощение, что невольно стала твоим обидчиком". Потом обратилась к коллегам: "Спасибо, за присутствие, теперь я начну урок".
     С этого дня мы старались называть друг друга только по имени, а урок английского готовили всегда - другое дело, что не у всех были склонности к языкам.
     Этот экскурс в свою школьную страничку жизни я вспомнила не случайно. Кажется, что такого в перекрещивании, с которым сталкиваемся уже с рождения: солнышко, зайчик, лапушка, котик, а иногда вовсе и не ласкательные. С этим устным народным творчеством мы идём по жизни, но сколько порой обид, боли и душевных травм оно приносит. Как же важно, чтобы всё было к месту и ко двору, на что со смехом можно было ответить: "Хоть горшком назови, только в печь не ставь". Мы на всю жизнь с тем случаем получили урок, что признать свою, пусть и случайную, ошибку никогда не стыдно, а тем более - попросить за неё прощение.
    
     (ПРОЗВИЩЕ - это дополнительное к личному имя, подчёркивающее какую-то заметно-отличимую черту характера).
    
     Из кличек и прозвищ рождались не только казацкие фамилии. "Одной чертой обрисован ты с головы до ног", - говорил Николай Гоголь. У деда и прадеда писателя фамилия была двойная Гоголь-Яновский. Внук и сын предпочёл первую. Гоголь - это имя птицы, краткая характеристика франта, но часто слово используется как кличка или прозвище. Однако эту деталь писатель просто не узрел. На примере его таланта совершенно ясно, что не имя делает человека, а человек имя.
     У Александра Пушкина в лицее было два прозвища: за необычную подвижность и живость - Обезьяна, а за совершенное знание иностранного языка - Француз. По-хорошему были заклеймены и его друзья: Дельвиг по реальному титулу - Барон; Яковлев за артистичность - Паяц; Кюхельбекера шло от фамилии и полностью определяло его характер - Кюхля; Пущин в сочетании роста и характера стал Большой Жанно. Уже в зрелом возрасте они обращались друг к другу так же, что только укрепляло их дружбу и рождало грусть по тому прошлому, чистому и светлому. И неспроста родились пушкинские строки:
                "Всё те же мы: нам
                целый мир чужбина;
                Отечество нам
                Царское село"...
     Как-то на уроке пения я спросила у учителя, что означает слово "лада", которое я вычитала в исторической книге. Он объяснил - любимая, а потом взял баян и пропел:
          "Нам столетия - не преграда,
          И хочу я, чтоб опять:
          Позабытым словом "лада"
          Всех любимых стали звать!".
     С этого дня я стала ещё и Лада. Я с этим прозвищем по сей день дружу, и оно мне дорого, как память о школьных чудесных годах...
     Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич - это не отчества и не фамилии - это определение земного статуса богатырей. Для политиков определение характерной черты народом, как визитная карточка в истории. Ленин- "Лысый", Сталин - "Таракан" или "Голенище с усами", Хрущёв - "Кукурузник", Брежнев - "Бровеносец в потёмках".
    
     (КЛИЧКИ - не что иное, как перекройка фамилии).
    
     В фильме "Весна на заречной улице", вместо "Ищенко" учитель прочитала фамилию ученика "Ишаченко". Сразу извинилась за оговорку, исправилась, но один остроум в пылу обиды умело и по делу воспользовался оговоркой... В современном сериале "Ранетки" парня все, даже родители звали Гуцул - производным от фамилии. Ему это нравилось, и он всех просил себя так называть. В необыкновенно человеческом фильме "Кука" беспризорная, ставшая, из-за сложившихся обстоятельств не по годам взрослой, шестилетняя девочка Таня, став уроднённой, попросила: "Только, мама, называй меня Кукой - мне так больше нравится".
     Чаще всего фамилии уродуют осмысленно и с целью принижения носителя. Сергей Есенин этот вид юмора считал низкопробным. По моим не разовым наблюдениям, им пользуются люди, у которых мозги зацвели, заплесневели...
    
     (ДРАЗНИЛКИ характеризуют особенность во внешности человека, которая не схожа с общей массой, или их используют, когда имя созвучно с каким-либо негативом).

     Как-то в детстве во дворе мальчик (и тогда, и по сей день лучший друг) издевался над моим братом Димой, крича: "Демьян бедный - мужик вредный!" Всеобщий смех, с выкриками "Демьян, Демьян", покрыли мои слова: "А ты бедней - ещё вредней!". Воцарилась тишина, а затем тот же обидчик крикнул: "Дима, давай играть в прятки!"... Сестру мою некоторое время одноклассники окликали: "Анка-краса - длинная коса". Она только раз отреагировала на высказывание и то по одному слову из него: "Анка на базаре семечками торгует, а я Аня, Нюра или Анна". Уже в тот день прилипалка исчезла.
     Как-то я пришла в школу за сыном, который учился в первом классе. Ко мне подошёл его одноклассник и пожаловался, что все его зовут рыжим. Малышня ехидно притихла, ожидая, как я их буду стыдить и наставлять. Понимая это, я посоветовала отвечать так: "Я не рыжий, я - блондин, я у мамочки один!" Получилось! Перестали надоедать, хотя слово не исчезло, но уже не было оскорблением, и "золотой" реагировал на него спокойно.
     В уголовном мире кликуха - это обязательный атрибут не к паспортным данным. Обращение по имени - табу, но унижать себя никто из них не позволит. Хороший тому пример из кинофильма "Место встречи изменить нельзя". На "Кирпич" задержаный с удовольствием отзывался, но только Жеглов стал шепелявить, сразу прозвучал ответ: "Чего дразнишься? Сейчас вообще говорить не буду".

                НЕВЫДУМАННОЕ

     В детском садике старшей группы новая воспитательница познакомилась с ребятами и говорит: " Я уже знаю, как вас зовут, а теперь вы запомните моё имя и отчество: Жанна Геннадьевна. Ну кто первый запомнил и повторит?" Поднимается девочка и говорит: "Вас зовут - Жадина Говядина".
     Нянечка, которая слышала всю процедуру знакомства, быстро разнесла по садику информацию, и сотрудники за глаза, а то и в них, стали её так звать.
     Стоит заметить, что героиня истории "говорят дети" сама с удовольствием повествовала свой судьбоносный  милый казус.

     Как-то отец в начале учебного года просматривал расписание в дневнике отпрыска и поинтересовался:
-  А что такое "дрист"? Оценка за частое беганье с урока в туалет?
- Не...это... древняя... история! - покатился со смеху сын.
     На следующий день он рассказал родительский комикс одноклассникам, и урок стали звать "сортир", а учителя - "сортирщик", конечно же между собой.

                ПОЧТИ ПО ТЕМЕ

     Недавно на Воробьиных горах обнаружили раненого белохвостого орлана. Назвали Воробьём - по месту находки.
     А вот чуковского Воробья, который "взял и клюнул Таракана" можно за смелый поступок, избавивший животный мир от страха перед мерзким всеядным насекомым-вредителем, окрестить Орлом.
                Анекдот в строчку:
- Эй, воробей, улетай отсюда.
- Я не воробей.
- А кто ты?
- Орёл!
- А чего такой маленький?
- В детстве много болел.

                "А НА ПОСЛЕДОК Я СКАЖУ":
- Когда говорят, что на чужой роток не накинешь платок,  отвечаю, что этот платок можно в кляп превратить, главное - момент не заболтать.

                "ВС+" август, 2011 года 
      
      


Рецензии
Очень понравилось Ваше исследование, выводы и изложение материала )))
Браво!

Психология Эха   03.04.2015 18:22     Заявить о нарушении
За "БРАВО!" отдельное спасибо!:)

Синильга-Лариса Владыко   03.04.2015 19:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.