Ничей

            

                НИЧЕЙ
                Сказка для детей и их родителей
                ( В 2-х действиях)


               


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ЛЯЛЬКА – бездомный щенок;

ВОРЧУН – старый пёс в ошейнике, потерявший хозяина;

ВАЛЕРЬЯНЫЧ – уличный философ, «кот, который гуляет сам по себе»;

НАФАНЯ БАРСКАЯ ИГРУШКА – породистый котёнок, сбежавший из дома;

ВОРОНА – птица, бессовестная и недружелюбная;

МУЖЧИНА – равнодушный и усталый человек;

МАЛЬЧИК – сын Мужчины. Мечтает о четвероногом друге;

ГОЛОС ХОЗЯЙКИ;

ГОЛОС ХОЗЯИНА.



               
               

               
                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

                ИНТЕРМЕДИЯ ПЕРВАЯ. (МУЖЧИНА, МАЛЬЧИК).

   Занавес закрыт. На авансцене одним ярким пятном высвечен Лялька. Он спит. Звучат два голоса – Мальчика и Мужчины.

МАЛЬЧИК. Пап! Ну, папа! Смотри, какой хорошенький! Он чей?
МУЖЧИНА (лениво). Отстань! Ничей. Не смей  гладить, заразу подхватишь!
МАЛЬЧИК. Ничей?! Он же – друг человека! Значит, и мой тоже?! Видишь, он идёт за мной?..
МУЖЧИНА. Щенок ты бестолковый! Говорил же, не трогай собак на улице! ( Плач ребёнка.) А ты, грязная псина, пш-ш-шла! Пш-ш-шла отсюда!

             Лялька судорожно вздрагивает во сне и просыпается.               
                Занавес раскрывается.

               
                КАРТИНА ПЕРВАЯ. ( ЛЯЛЬКА, ВОРОНА, ВОРЧУН.)

   Старый двор и посреди него – огромное дерево с дуплом. Справа от дерева, в беспорядочном нагромождении лежат коробки; слева стоят мусорные бачки и ржавеет брошенная кем-то иномарка без стёкол и колёс. В глубине сцены – силуэт строящегося дома.

ЛЯЛЬКА. Меня никто не любит! Почему дядька назвал меня псиной, а пацана щенком?! Ведь щенок – я, а он – мальчик! Правильно?! А пнул он меня за что?!
ВОРОНА (смакуя, возится в мусорных бачках). Эй! Лопоухий! Всё хвостом виляешь?! В глаза заглядываешь?! Просишь чего-то?! А надо, как я – не просить, а брать! Бррр-р-рать!!! Понял, мелкий?
ЛЯЛЬКА. Понял, Ворона! Сейчас ВОЗЬМУ…(Кидается к бачкам.) И столкну тебя в самую грязь!

   Хватает Ворону. Ворона упирается. Возможно, что борьба происходит в виде ломанных танцевальных движений.

ВОРОНА. Дурр-рак!!! Поэтому – ничей! (Вырывается из лап Ляльки и улетает.)
ЛЯЛЬКА. Ух, злыдня!.. (В зал.) И всё-таки, за что?!

                Из кучи коробок раздаётся глухое покашливание.

ВОРЧУН. Скажи спасибо, что не укусил. Злой он, дядька этот!!!
ЛЯЛЬКА. Злой? Разве люди злые?!
ВОРЧУН. Да! Добрым бывает только Хозяин.
ЛЯЛЬКА. Не может быть! А кто такой Хозяин?
ВОРЧУН. Всё ему расскажи…
ЛЯЛЬКА. Любишь ты поворчать, Ворчун! Расскажи!!!
ВОРЧУН (капризно). Нет в тебе уважения к старым собакам.
ЛЯЛЬКА. Что ты, Ворчун Полканович, Я тебя люблю и уважаю! Особенно, когда ты поёшь баллады при Луне!
ВОРЧУН. По-о-о-ю?!!
ЛЯЛЬКА (не заметив удивления Ворчуна). Поёшь. Не хочешь рассказывать про Хозяина, так спой!
ВОРЧУН. Спеть?
ЛЯЛЬКА. Спой!
ВОРЧУН (с сомнением). А Луна где?..
ЛЯЛЬКА. Да при Солнце ещё громче получится!
ВОРЧУН (удивлённо). Верно!

                БАЛЛАДА О ХОЗЯИНЕ.
 (Поёт).             
                1. Жил-был Хозяин одинокий,
                Друзей он не имел, -
                Был скучный, вялый, толстобокий…
                Всё у компьютера сидел
                И пирожки с печёнкой ел.

   Во время пения Ворчуна Ворона возвращается и незаметно для Ляльки с Ворчуном прячется за мусорными бачками.

                2. И не ходил он на охоту,
                С прогулки лап не мыл.
                И хоть, представьте, знал он ноты,
                Так даже на Луну не выл…
                Он выть умел. Но не любил!

                3. А рядом, в подворотне старой,
                Лохматый жил барбос.
                Имел он глаз весёлых пару,
                Пушистый хвост и чёрный нос…
                Ну, в общем, славный пёс!

            Музыка ещё звучит, но её обрывает брюзжащий старушечий голос.

ГОЛОС. Тихо!!! Замолчи, кому говорю! Ни ночью, ни днём покою нет – чтоб ты сдох!!!
ВОРОНА (в зал из-за бачков с мусором). Карр-р-р! Верр-р-рно!
ЛЯЛЬКА (шёпотом). Злая какая! Ты поёшь, а она… Ой! Что это?! Берегись!

        Откуда-то сверху, в сторону Ворчуна, летит дырявый башмак.

ВОРЧУН. А она башмаками швыряется! Лучше сосиску или косточку бросила бы!
ЛЯЛЬКА (опечаленно).  А ведь ты про себя пел, Ворчун. Ну, конечно!  Ты – и лохматый! И хвост у тебя пушистый… И нос чёрный!.. Только глаза у тебя, Ворчун, невесёлые…
ВОРЧУН. А ты веселишься, когда на тебя орут? (С горечью.) Да, чего уж, там! Кому интересна моя баллада!?
ВОРОНА (в зал). Карр-р-р! Интеррр-р-ресна!
ЛЯЛЬКА. Мне. Ещё как интересна! Хоть шёпотом расскажи, что дальше-то было!

Ворона, крадучись, подбирается к Ляльке и Ворчуну и прячется у них за спинами.

ВОРЧУН. Что было, то давно прошло.
ЛЯЛЬКА. Нет, не прошло, рассказывай!


                ИНТЕРМЕДИЯ ВТОРАЯ. (МУЖЧИНА, МАЛЬЧИК).

           ужчина и Мальчик расположились на театральном балкончике.

МУЖЧИНА. Не вертись! На сцену смотри!
МАЛЬЧИК. Я только спросить хотел… (Решаясь.) Папа, а ты раньше тоже ребёнком был? Или сразу папой?!
МУЖЧИНА. Отстань!
МАЛЬЧИК. А зверушки? Какие зверушки у тебя жили?
МУЖЧИНА (ухмыльнувшись). Тараканы!!!
МАЛЬЧИК (с ужасом). И ты с ними игра-а-ал?!
МУЖЧИНА (рассерженно). Я их давил!!! На сцену смотри!!!


                КАРТИНА ВТОРАЯ. (ВОРЧУН, ЛЯЛЬКА, ВОРОНА).

  В глубине сцены – силуэт строящегося  дома.  Прежде, чем продолжить рассказ, Ворчун задумался. В это время Ворона тюкает клювом Ляльку в затылок и снова прячется.

ЛЯЛЬКА. Ой! Ой-ёй! Ты чего дерёшься?
ВОРЧУН. Я?
ЛЯЛЬКА. Ты! За что ты меня ударил?!
ВОРЧУН. Я-а-а-а?!!
ЛЯЛЬКА. Не хочешь рассказывать, так не дерись, хотя бы!
ВОРЧУН. Это – не я!!!
ЛЯЛЬКА. Ещё скажи, что я сам себя по башке шандарахнул!
ВОРЧУН (озираясь). Кроме нас здесь никого?
ЛЯЛЬКА (тоже озираясь). Никого…
ВОРЧУН. Значит, это - солнечный удар!

                ПЕСЕНКА ПРО СОЛНЕЧНЫЙ УДАР.

ВОРЧУН               1. Я для драки – слишком стар.
ВОРОНА (в зал)       Карр-р!
ВОРЧУН.                Это – солнечный удар!
ВОРОНА (в зал)       Карр-р!
ЛЯЛЬКА.                Как мне в этом разобраться:
                Разве Солнце может драться???
                И зачем это ему –
                Вот чего я не пойму!

ВОРЧУН.              2. Я далёк от всяких свар.
ВОРОНА (в зал)       Карр-р!
ВОРЧУН.                Это – солнечный удар!
ВОРОНА (в зал)       Карр-р!
ЛЯЛЬКА.                Как же тут не удивиться,
                Разве Солнце может биться,
                Не имея рук и ног?..
ВОРОНА (кричит в зал). Карр-р-р - догадливый щенок!

   Это прозвучало так громко, что Ворона чувствует близкую опасность и отодвигается за дерево.

ЛЯЛЬКА. Слышал?
ВОРЧУН. Нет.
ЛЯЛЬКА. Хм! Показалось, значит… (Пауза. Прислушивается.) Но про Хозяина, всё-таки, доскажи, Ворчун!
ВОРЧУН (себе под нос). Если это кому-то интересно… (Монотонной скороговоркой.) Молодой, я ещё громче пел. Услышал меня Хозяин и взял к себе в дом.
ВОРОНА (в зал). Карр-рр! Так не бывает!
ЛЯЛЬКА (вскинувшись). Ворчун! Ворчун!!! (Громким шёпотом.) Я открою тебе страшную тайну…
ВОРОНА (в зал). Хи-хи-хи! Влюбился – вот и вся его «стрр-р-рашная» тайна!
ЛЯЛЬКА. И обещай хранить её, в рот воды набрав!
ВОРЧУН. Погоди, я сейчас… (Исчезает в коробках и высовывается вновь.) М-гы?

По сцене с шумом пробегает группа школьников с портфелями. (На усмотрение  режиссёра).

ЛЯЛЬКА. Я… (Решаясь.) Я мечтаю о Хозяине!
ВОРЧУН (кивает с закрытой пастью). М-гы.
ЛЯЛЬКА. И мне не нравится, Ворчун, что люди на улице зовут меня Ничей! (С угрозой.) Пусть никто не смеет так меня называть!
ВОРОНА (в зал). Карр-рр! Как «стрр-ррашно»!
ЛЯЛЬКА. Когда я встречу Хозяина, и он полюбит меня, он догадается, что меня зовут Лялька! Лялька, слышишь?!
ВОРОНА (в зал). Рр-ррярька??? (Насмешливо.) Обалдеть!
ЛЯЛЬКА (Ворчуну). Попробуй, скажи! И почувствуешь, будто во рту, две карамельки – сладкие-пресладкие – перекатываются. Попробуй, ну!
ВОРЧУН (с полным ртом воды). А воду-то, куда девать?!
ЛЯЛЬКА. Какую воду?
ВОРЧУН (по-прежнему, с полным ртом). Которую набрал, чтобы тайну хранить. (Исчезает в коробках, выплёвывает воду). Знаешь, Лялька… Ух, ты! И верно, имя сладкое! Тайну твою я и без воды сохраню.
ЛЯЛЬКА. Поклянись!
ВОРЧУН. Клянусь памятью о Хозяине!
ЛЯЛЬКА. Памятью?
ВОРЧУН. Ну да! Хозяин-то мой, потерялся. Я тоже – НИЧЕЙ,  (Печально опускает голову.) Только – очень старый НИЧЕЙ… (Поёт).         

                ПЕСЕНКА ПРО СОБАЧИЙ ПОВОДОК.

      1.Мой Хозяин потерялся,
        Я найти его не смог…
        И на память мне остался,
        Мне на память лишь остался
        Серебристый поводок!



     2.Там в дупле, почти как дома,
       Много лет его берёг -
       Мой заветный и знакомый,
       Мой такой, до слёз знакомый,
       Серебристый поводок.

    3.Если друга ты, теряя,
      Отыскать уже не смог,
      Есть надежда, что узнает
      Друг – увидит и узнает –
      Серебристый поводок!

    4.И когда допел я песню,
      Я хочу тебе сказать,
      Что намного интересней
      Жизнь, счастливей и чудесней,
      Если друга не терять!

ЛЯЛЬКА (вздыхая). И как же это, Ворчун…
ВОРЧУН. Сам видишь: старый я, а всё надеюсь и жду – найдётся мой Хозяин… А нет – так и околею здесь, в коробках.
ЛЯЛЬКА. Нет, Ворчун! Нет! Вот увидишь - я обязательно найду твоего Хозяина! На-а-айду! (Убегает.)
ВОРЧУН. Как же! Так сразу и нашёл! (Пауза.) А вдруг… (С надеждой.) И впрямь найдёт!..

   Забирается в коробки. Тяжело вздыхая, засыпает. Ворона  крадётся к дуплу, заглядывает в него, роется там и достаёт блестящую цепочку – поводок Ворчуна.

ВОРОНА. Опля! Тррру-ля-ля! Какой карр-рсивый! (В зал.) Пр-родам!
Нет! Я на поводок посажу Ворчуна и этого… А! Вот – Рярьку! чтоб им  было плохо, а мне – весело!

          Стремглав улетает и уносит с собой поводок Ворчуна. 



                ИНТЕРМЕДИЯ ТРЕТЬЯ. (МУЖЧИНА И МАЛЬЧИК).
               
        Мужчина и Мальчик ведут свой диалог с театрального балкончика.

МАЛЬЧИК.  Папа-а-а! Котёночка хочу! Купи-и-и!
МУЖЧИНА. На это деньги тратить?! И не подумаю!!!
МАЛЬЧИК.  Тогда давай, просто подберём. С улицы. (В зал входит капельдинер с живым котёнком в  руках. Подносит  его к Мальчику и Мужчине.) Посмотри, папочка, какой хорошенький! (К капельдинеру.) Тётя, он чей? (Капельдинер отвечает, что ничей и протягивает котёнка Мальчику.)
МУЖЧИНА (брезгливо). Ничей. Вшивый и паршивый! Давай-давай, подбирай, чтоб он гадил по углам!
МАЛЬЧИК. Разрешил! Какой ты хороший, папа!
МУЖЧИНА. Разрешил? И не думал даже!
МАЛЬЧИК. Обманул?! Обману-у-ул!!!

   Мальчик  плачет, и мужчина торопливо выталкивает его с театрального балкончика. Сам  выходит следом. Капельдинер уносит котёнка.


                КАРТИНА ТРЕТЬЯ. (ВОРЧУН И ВАЛЕРЬЯНЫЧ)

   На сцене в коробках спит Ворчун. В глубине сцены растут очертания строящегося дома.

ВАЛЕРЬЯНЫЧ (из-за дерева). Мяу! (В зал.) Мяу, кому говорю! Мяса мне! Сейчас же дайте мяса! Жа-а-адины! Не справедливо это! Где правда?!
ВОРЧУН (проснувшись, высовывается из коробок). Сколько знаю тебя, Валерьяныч, столько ты правду ищешь! Не надоело?  (Вглядываясь в Валерьяныча.) Постой-постой, а где же твой хвост?
ВАЛЕРЬЯНЫЧ (неуверенно). Продал…   
ВОРЧУН. Ты?! Свой роскошный неподражаемый рыжий пушистый хвост?!!!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Тебе что за печаль?
ВОРЧУН (возмущаясь). Мне?! Мне – что за печаль?!! Да ты под этим хвостом, как крейсер под флагом ходил!!! А теперь, что?
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Что, что… Зато я при деле теперь. Я – рысь в супермаркете! Народ валом валит на меня поглазеть!
ВОРЧУН. Тебе-то с этого что?!!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Слава, Ворчун! Хорошая это штука – слава!
         
                ПЕСЕНКА О СЛАВЕ.

ВАЛЕРЬЯНЫЧ.                1. Дружище, посмотри скорей налево!
                Теперь, мой друг Ворчун, смотри направо
                И слушай! Слышишь поступь королевы? –
                Расправив плечи, к нам шагает слава!
                Я быстрый, словно снимок моментальный;
                Я рыжий изнутри, как и снаружи,
                На улице живу, как сыр в сметане!
                Не знаю, правда, что такое ужин…
                Припев:      Я без мушкета – мушкетёр;
                Я сам гуляю по себе –
                Не прощелыга и не вор –
                Ничей, бездомный по судьбе.

ВОРЧУН.                2. По мне, так – лучше дом! А дома - нету,
                И я в коробках здесь не для забавы!
                Подумай сам, куда мне славу эту?!
                Домой бы мне! На что мне эта слава?..
                И что ты тут плетёшь, дворовый кот?!
                Без дома –  наша слава, как бродяжка! –
                И так уж, пухнет с голоду живот,
                Да под дождём и снегом - слишком тяжко… 
                Припев:      Какой ты, братец, мушкетёр?!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ.                Я сам гуляю по себе!
ВОРЧУН.                Ничейный кот и фантазёр!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ.                Ничей?!! И рад такой судьбе!

ВОРЧУН. Кому ты врёшь, Валерьяныч? Сам себе! Какая, такая радость – жизнь на улице? Вот отыщется мой Хозяин – упрошу взять и тебя.
ВАЛЕРЬЯНЫЧ (задумчиво. После паузы). А ты подумал, как тебя узнает НАШ Хозяин! Ты же седой и старый стал…

ВОРЧУН. Сам знаю. По поводку, конечно! Глянь-ка в дупло, проверь, как он там?

   Валерьяныч опускает лапу в дупло, долго шарит в нём, затем погружается туда по пояс и снова ищет. И вытаскивает  табличку «Подайте плешивому на валерьянку!»

ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Тут только моя табличка.
ВОРЧУН. Какая ещё табличка?!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ (смущаясь). Это так… Для работы…  (Разворачивает табличку на зал. Читает.) «Подайте плешивому на валерьянку!»…
ВОРЧУН (ошарашено). Да ты же лохмат, как пудель Артемон!!!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Верно, лохматый. Но так жалостнее звучит.

   В этот момент за сценой раздаётся громкое «го-о-ол», и к коробкам выкатывается футбольный мяч.

ВОРЧУН. Берегись! Бомба!

   Валерьяныч геройски бросается на «бомбу» и накрывает её  собой. Ворчун, не разобравшись сослепу, бросается к Валерьянычу и укрывает собой Валерьяныча. Оба на мгновение замирают. Но взрыва, естественно, нет.

ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Вставай, Ворчун! Это, по-моему, не  бомба! (Ощупывает под собой мяч.) Это – футбольный мяч!
ВОРЧУН (поднимаясь). Уф, пронесло! (Валерьяныч бьёт что есть силы по мячу, и мяч летит за кулисы.) Пронесло-то, пронесло… Но всё-таки, где мой поводок? Неужели, ты его на валерьянку выменял?!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Ты что, Ворчун, спятил?
ВОРЧУН. Спятил, говоришь?! Про поводок знали трое: я, ты, и щенок Лялька! Щенок валерьянкой не балуется! Да и врать не умеет: мал ещё. Так что, сдавайся, «Плешивый»!

                ПЕСЕНКА О ДОВЕРИИ.

ВАЛЕРЬЯНЫЧ.                1. Подумай сам, я поводок бы взял,
                Когда б, не знал, как ты мне доверял!
                Ничьим доверьем злоупотреблять нельзя, -               
                Тем более, твоим. Ведь мы – друзья! ВОРЧУН.               
 ВОРЧУН                2. Я весь дрожу! Я зол! Я в удивленье!
                А как же о «плешивом» объявленье?!
                Кто раз солгал – в любой момент продаст,
                И лжец всегда на подлости горазд.
ВАЛЕРЬЯНЫЧ.                3.  Поверь, Ворчун, я поводка не крал:
                Что дорог он тебе, я твёрдо знал,
                Я не ворюга – гордый вольный зверь!
ВОРЧУН.                Так ты не крал?!. Не верю!!!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ.                Что ж, не верь…

ВОРЧУН. Я тебя столько лет другом считал. Не узнать теперь меня Хозяину. А мне его – и подавно: подслеповатый я стал… (Заплакав, зарывается в коробки.)
ВАЛЕРЬЯНЫЧ (с силой). Э-эх, валерьянка проклятая!

       Ломает (или рвёт) табличку и опрометью убегает прочь.
               

                ИНТЕРМЕДИЯ ЧЕТВЁРТАЯ. (МУЖЧИНА И МАЛЬЧИК).

                Они, по-прежнему, на театральном балкончике.

МАЛЬЧИК. Пап, а пап!
МУЖЧИНА. Тихо сиди! Будешь шуметь, выведут – и стольник псу под хвост.
МАЛЬЧИК. Какому псу, Ворчуну?
МУЖЧИНА. Ему не стольник наш нужен, а поводок.
МАЛЬЧИК. Зачем ему поводок?
МУЖЧИНА. Ясен пень, зачем - чтобы с Хозяином встречу организовать… Смотри, смотри, (почти с интересом) может и встретятся?

        КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ. (ВОРОНА, ВОРЧУН,  ЛЯЛЬКА, НАФАНЯ БАРСКАЯ ИГРУШКА).

   В глубине сцены всё увеличивается силуэт дома. Ворчун, горюя, затаился в коробках. Из окна старой иномарки высовывается ВОРОНА.

ВОРОНА. Эй, Ворчун! А, Ворчун! Ну, Ворчу-у-ун!
ВОРЧУН (выбираясь из коробок и усаживаясь под деревом). Привет, Ворона!
ВОРОНА. Привет, сосед. (Хвастливо.) А я – вон чего – недвижимость отхватила! Обживаю, вот!!!
ВОРЧУН. С новосельем, Ворона! Одного не пойму: как ржавая таратайка стала недвижимостью?
ВОРОНА. Разве не видишь: машина не едет больше, значит, она – недвижимость!
ВОРЧУН. Сама придумала? (Иронично.) Молодец.
ВОРОНА. Знаю, что умная. Ты вот – читать-писать не умеешь?
ВОРЧУН (сокрушённо вздохнув). Нет…
ВОРОНА. А я умею!
ВОРЧУН. Да ну?!
ВОРОНА. Ну да! Могу, между прочим, помочь по-соседски! Хочешь, напишу объявление, что ты ищешь своего Хозяина?
ВОРЧУН (с надеждой). А сможешь?
ВОРОНА. Легко! У меня и бумага, и ручка есть. (Вылезает из машины и показывает Ворчуну пачку бумаги и ручку.) А ты, правда, читать не умеешь?! (Ворчун отрицательно качает головой. Ворона в зал.) Вот и хорошо! (Ворчуну.) Диктуй.
ВОРЧУН. Пиши: «Ворчун ищет Хозяина».

  Ворона расположилась у мусорных бачков и старательно выводит текст объявления.

ВОРОНА. Вор-чун и-щет Хо-зя-и-на. (В зал.) И никогда не найдёт! Ха-ха-ха! (Ворчуну.) Карр-р, готово! Ошибки прр-р-роверю, сто штук перр-р-репишу и по горр-р-роду рр-р-раскидаю! (Снова пишет.)
ВОРЧУН. Спасибо тебе, Ворона, ты – настоящий друг!
ВОРОНА. Конечно, настоящий – вот!


   Сверху опускается «язык» с текстом: «ВАРЧУН  ИЗЧИТ  ХАЗЯЕННА  И НЕКАГДА НЕ  НОЙДЁД!!!!!!!!». Ворона, хихикая, переписывает объявление. За сценой – лай, мяв, крики, возня, шум погони. Вбегает растрёпанный  исцарапанный Лялька и, не останавливаясь, начинает носиться вокруг  дерева: за ним, урча, гонится Нафаня.

ЛЯЛЬКА. Ты кто?
НАФАНЯ. А ты кто?
ЛЯЛЬКА. Ты – сумасшедший?!
НАФАНЯ. Нет.

                Погоня продолжается.

ВОРОНА (в зал). Похоже, назрр-р-ревает дрр-р-рака. Люблю зрелища!
ВОРЧУН. Остановитесь! Чего не поделили-то?
ЛЯЛЬКА. Ничего мы…  А-а-а-а-а! (Нафане) Отста-а-ань!!! (Ворчуну) … не делили-и-и! Скажи скорее: это нормально, если кошка гоняется за собакой?!
НАФАНЯ. Ещё как нормально!
ВОРОНА (в зал. Веселясь). Молодец, Цап Царапыч! Ррр-располосует  Рярьке морр-р-рду!
ВОРЧУН (уже на крике). Успокойтесь, пока я вас лбами не столкнул!
ВОРОНА (в сторону). А что, пусть Ворр-рчун попрр-робует, и тогда эти типы набьют морду ему самому! Кар-р-ратэ!
ВОРЧУН. Что это ты раскаркалась, Ворона?
ВОРОНА (опомнившись). А я, что… Я – ничего.
ВОРЧУН (к Ляльке  и Нафане). И всё-таки, что произошло?
ЛЯЛЬКА. Слушай-слушай, Ворчун!

                ПЕСЕНКА ПРО ХВОСТЫ.

ЛЯЛЬКА.                1. При встрече я махнул ему хвостом,
                И, кстати, он ответил мне потом!
(к Нафане.)                Ты что – драчун, бандит и забияка,
                Раз, вместо дружбы, выбираешь драку?


                Припев:   
ЛЯЛЬКА.                Ах, глупый ты!
НАФАНЯ.                Нет, глупый – ты!
ВОРЧУН (говорит).        У вас ведь – разные хвосты!

НАФАНЯ.                2. При встрече с кошкой не маши хвостом!
                А оцарапает, не жалуйся потом:
                Раз машет чей-то хвост, я точно знаю,
                Что драке быть. И драку выбираю.

                Припев:   
НАФАНЯ.                Вот, глупый ты!
ЛЯЛЬКА.                Нет, глупый – ты!
ВОРЧУН (говорит).          У вас ведь – разные хвосты!

ЛЯЛЬКА и
НАФАНЯ (вместе)                3.  Ну, как тут быть?! И кто нам даст ответ:
                Размахивать хвостами или нет?
                Хвостами обменяемся без драки –
                Наступит дружба кошки и собаки.

                Припев:   
ЛЯЛЬКА.                Вот, умный ты!
НАФАНЯ.                И умный – ты!
ВОРЧУН (говорит).                ЗАЧЕМ ВАМ НОВЫЕ ХВОСТЫ?!

ВОРОНА (в зал). Заладил: «Зачем, зачем?». Вот поменяются хвостами и, всё равно, врагами останутся! А как же иначе? Теперь кошка будет махать хвостом, чтобы подружиться, а собака – подраться! Карр-ртина маслом!!!
ВОРЧУН. Зачем вам меняться хвостами, когда вы и так можете дружить? Плюньте вы на них!
ЛЯЛЬКА И НАФАНЯ (вместе). Тьфу!
НАФАНЯ. Эй! Ты чего плюёшься?! (Снова угрожающая поза.)
ЛЯЛЬКА. А ты чего плюёшься, а?! (Поза тоже многообещающая.)
ВМЕСТЕ (после короткой паузы). Ты плюнул.
ЛЯЛЬКА. Значит мы – друзья?
НАФАНЯ. Значит, друзья.
ВОРЧУН. Друзья… А плеваться-то, зачем было?!
ЛЯЛЬКА. Так ты же сказал: «Плюньте!»
НАФАНЯ. Так и сказал!
ВОРЧУН (смутившись). Я вас плеваться не учил. Я так, для красного словца…
ЛЯЛЬКА. Ну, и ладно. Главное, что мы – друзья!

                ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ.

ЛЯЛЬКА и
НАФАНЯ (вместе).   1. Наплевать нам на хвосты,
                Радость бьёт ключом:
ЛЯЛЬКА.               Ты мне – друг!
НАФАНЯ.                и друг мне – ты!
ВМЕСТЕ.               Мы теперь к плечу плечом?
                Мы теперь к плечу плечом!

                2. Мы – друзья, и в этот час
                Всё нам нипочём!
                Эй! Обидь, попробуй, нас:
                Мы теперь к плечу плечом,
                Мы теперь к плечу плечом!

                3. Если вдруг беда придёт,
                Всё перенесём!
                Друг на помощь позовёт? –
                Заслоним его плечом,
                Вместе заслоним плечом!

                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

                ИНТЕРМЕДИЯ ПЕРВАЯ. (МАЛЬЧИК И МУЖЧИНА)

     Диалог ведётся, по-прежнему, с театрального балкончика.

МАЛЬЧИК. Вот, здорово, что они не подрались, да, пап?
МУЖЧИНА (словно отрываясь от своих мыслей). Кто не подрался?..
МАЛЬЧИК. Лялька с котёнком!
МУЖЧИНА (неуверенно). Наверное, здорово. Не знаю.
МАЛЬЧИК. Папа, пап! А как котёнка зовут?
МУЖЧИНА. Не знаю. Как всех – Васькой.

                КАРТИНА ПЕРВАЯ. (ЛЯЛЬКА, НАФАНЯ, ВОРЧУН, ВОРОНА)

   В глубине сцены  стройка подходит к концу. Ворчун, шевыряясь в дупле, ищет поводок. Ворона загорает рядом со своей «недвижимостью».

ЛЯЛЬКА. Ура! У меня есть друг!
НАФАНЯ. Есть. Дело за малым: осталось познакомиться.
ЛЯЛЬКА. Верно! Я – Лялька!
НАФАНЯ. Хм. А полное имя как? По паспорту!?
ЛЯЛЬКА. Лялька я, и всё тут! Никакого паспорта нет.
НАФАНЯ. Значит, ты – БОМЖ.
ЛЯЛЬКА (надвигается на Нафаню). Сам ты – БОМЖ! А я…
НАФАНЯ (перебивая). Во-первых, я – не «сам», а «сама»: я – кошечка!
ВОРОНА (в зал). Ничего себе, кошечка!
НАФАНЯ (Вороне). Да! Кошечка! И к тому же – сиамская!
ЛЯЛЬКА. Иностранка, что ли?..
НАФАНЯ (не реагируя на замечание Ляльки). Во-вторых, я - породистая домашняя любимица!
ВОРЧУН (Озадаченно в зал). Странно… Как же она на улице очутилась?
НАФАНЯ. В-третьих, у меня есть полное имя и паспорт. Я – Нафаня Барская Игрушка! Это –  имя из родословной. Мой папа – чемпион Европы!
ВОРОНА (очень некстати, скандирует в зал). Спарр-р-ртак – чемпион!  Спарр-р-ртак – чемпион!   
ВОРЧУН (Вороне). Да погоди ты! Орёшь, невесть что! (Ляльке.) Чемпион сиамской породы! Лучший из лучших!!!
ВОРОНА (в зал). Беспрр-р-редел!!! (кивает в сторону Ворчуна.) Как он смеет меня перебивать!!! Я это ему пр-р-рипомню!!! (Улетая.) Обязательно прр-рр-рипомню!!!
ВОРЧУН (к Нафане. Сочувственно). Расскажи-ка нам, детка, как ты на улице очутилась! Потерялась?
НАФАНЯ. Нет! (Смакуя каждое слово.) Я смылась! Удрапала! Удрала! Свинтила! Скучно стало мурлыкать в тёплых подушках свою песенку без начала и конца!!!
ВОРЧУН. Сбежала от хозяйской любви… Из тепла и сытости… (Пауза.) Не понять мне этих кошек! Нет, не понять…
ЛЯЛЬКА. А что это за песенка – без начала и конца? Так не бывает!
НАФАНЯ. Ещё как бывает! Слушайте!

                ПЕСЕНКА БЕЗ НАЧАЛА И КОНЦА.

     1. Тяжела кошачья доля –
        Жить в квартире, жить в неволе!
        Тяжела кошачья доля –
        Даже  очень тяжела!
          Ни побегать, ни подраться.
          И поэтому я, братцы,
          Вот поэтому я, братцы,
          От Хозяйки удрала!
     2. Погрызу зелёной травки,
        Подремлю в тени на лавке,
        Половлю мышей в канавке,
        Буду с фантиком играть!
          Ну, а если я устану,
          Снова я домашней стану!
          Снова я домашней стану,
          Чтоб про улицу мечтать!

ЛЯЛЬКА (аплодирует). Ха-ха! Вот и песенке конец! (Нафане.) Всё ты наврала! (Передразнивает.) Без конца-а-а! Без начала-а-а! Эх, ты, фрукт заморский!
НАФАНЯ. Сам ты – пень голландский! Буду  теперь петь в наказание, до мозоли в твоих ушах! 
ВОРЧУН. Погоди, Нафаня! Не нужно никого наказывать! Да и не за что! (Ворчливо причитая. Почти, по-бабьи). И что за зверь нынче пошёл?! Всё ссоритесь, делите чего-то… И дружба ваша ещё не расцвела - а уже подвяла! Ну, точно как люди! А ну, вас!

 Продолжая ворчать, отворачивается и зарывается в коробки.

ЛЯЛЬКА.  Как люди?.. Ведь люди – злые!
НАФАНЯ. Добрым бывает только Хозяин.
ЛЯЛЬКА. Но мы - не люди!
НАФАНЯ. И мы замечательные, и не злые вовсе…
ЛЯЛЬКА. И делить нам нечего…
НАФАНЯ. И ссориться не из-за чего… А это значит, что мы с тобой – друзья на всю жизнь!
ЛЯЛЬКА. Верно! Мы - как Ворчун с Валерьянычем! Ура! Да, здравствует Нафаня Барская Игрушка!
НАФАНЯ. Да, здравствует Лялька, Который Нашёл Хозяина! Вот оно, твоё полное имя!

   Лялька в растерянности отступает к дереву. Дерево вдруг оживает и веткой-рукой гладит его по голове. Лялька  вздрагивает и отстраняется, как от удара.

НАФАНЯ. Ты не знаешь, что такое ласка?! Бедняга! (Подбегает к дереву.) Смотри, как приятно, когда тебя ласкают! (Нафаня тянется к веткам, и дерево нежно почёсывает её за ушком, гладит по спинке.) Иди к нам, не бойся!

      Лялька с опаской подходит к дереву и позволяет себя погладить.
   
ЛЯЛЬКА. А про мечту о Хозяине ты подслушала?
НАФАНЯ. Что ты, Лялька! Как все кошки, я, немножко, ясновидящая! И я говорю тебе: мечта непременно сбудется! Нужно только очень-очень-очень верить!
ЛЯЛЬКА (зажмурившись). Я… Я очень-очень-очень верю!!!
НАФАНЯ. А кто такой Валерьяныч?
ЛЯЛЬКА. Валерьяныч Ворчуну - самый верный и закадычный…
ВОРЧУН (не высовываясь из коробок).   … Враг! Потому что, он украл мой поводок, а вместе с ним – и последнюю надежду найти Хозяина!

   
                ПЕСЕНКА О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ.

            1. Когда ты узнаёшь, что друг-приятель,
                Тебе совсем не друг, а вор, предатель;
                Когда он в правду рядит ложь,
                Тогда его ты узнаёшь!
            2. И можно целый век прожить, не зная,
               Что рядом – вор. И, дружбе доверяя,
               Тогда его ты узнаёшь,
               Когда он правду рядит в ложь!
            3. Обида, боль – как нож ударят в спину…
               И не найти предательства причину,
               И вместо друга – рядом враг!
               И не простить его никак…

НАФАНЯ. Погодите, кажется, я видела кое-кого из окна моего дома! Ты, дядюшка Ворчун, поводок в дупле хранил?!
ВОРЧУН. Там…

   Из-за дерева выглянула Ворона и мигом спряталась.    Естественно, она подслушивает!

НАФАНЯ. А Валерьяныч, он какой, чёрный?
ЛЯЛЬКА. Рыжий! Рыжее не встретишь!
НАФАНЯ. А блестящая серебристая цепочка, это и есть поводок?
ВОРЧУН. Да. К тому же он – символ власти Хозяина надо мной!
НАФАНЯ. И ещё… Этот чёрный, когда вытаскивал цепочку из дупла, орал от радости: «Мя-я-я-у!»…

   Ворчун падает от неожиданности. Лялька затыкает уши и, зажмурившись, приседает.

НАФАНЯ. Нет, не так!!! Просто, не получилось сразу! Он орал… Он ора-а-ал: «Каррр!»
ВОРЧУН И ЛЯЛЬКА (одновременно). Ворона!!!
ЛЯЛЬКА. Ворчун! Ты здесь жди Валерьяныча, а мы - на поиски воровки: не скоро она теперь сюда заявится! Держись, Ворчун!
НАФАНЯ. Крепитесь, дядюшка Ворчун! Мы найдём поводок!

                Стремительно убегают со сцены.

ВОРЧУН. Как же я, старый, оплошал так?! Простишь ли ты мне, Валерьяныч?! (Зовёт в тоске.) Валерья-я-яныч! Ве-е-е-ернись!

        Садится у дерева и, напряжённо вглядываясь вдаль, ждёт.


                ИНТЕРМЕДИЯ ВТОРАЯ. (МУЖЧИНА И МАЛЬЧИК)

                По-прежнему, на театральном балкончике.

МУЖЧИНА. Вот ведь жизнь как поворачивает: на дух никакого зверья в доме не терпел! А Ворчуна взял бы! Хороший пёс…
МАЛЬЧИК. Нет, папа.
МУЖЧИНА (широко, с душой). А чего нет-то?! Отмоем, расчешем… Да, мамка и слова поперёк не скажет!
МАЛЬЧИК. Нет. Я не о том, папа! Он сам к нам не пойдёт…
МУЖЧИНА. Как так, не пойдёт?!
МАЛЬЧИК. Не пойдёт он. Он Хозяина своего ждёт!..


           КАРТИНА ВТОРАЯ. (ВОРОНА, ВОРЧУН, ВАЛЕРЬЯНЫЧ, ЛЯЛЬКА, НАФАНЯ)

      В глубине сцены вырос почти целый  дом. Ворчун  у дерева. Он ждёт друга. Из-за дерева появляется Ворона. Она неузнаваема: в ярком наряде, в блестящих бусах и огромных серьгах. На плечах – рыжая горжетка (кстати, это – хвост Валерьяныча). Ну, словом, чучело из чучел!

ВОРОНА. Ни души! Все куда-то испаррр-рились… (Заметила Ворчуна. Ласково.) Привет, соседушка! (Ворчун поднимает голову и отшатывается в испуге. Ворона – в зал.) Похоже, рр-р-рехнулся! Не узнаёт!

ВОРЧУН. Послушайте, мадам! Откуда Вы взяли этот роскошный рыжий хвост?
ВОРОНА (охорашиваясь). Где ты видишь хвост?
ВОРЧУН. На Вашей шее, мадам!
ВОРОНА. На шее хвосты не растут, пора бы знать!
ВОРЧУН. А это?!
ВОРОНА. Ах, это… Так, знаешь ли, пустячок. (Небрежно.) Меха!
ВОРЧУН. Хм, меха… (Подслеповато вглядываясь.) И, кажется, я знаю от какого зверя. Точно! Это – хвост моего друга Валерьяныча!
ВОРОНА. Карр-р-р!
ВОРЧУН. Батюшки, Ворона, так это ты вырядилась таким чучелом?! Сразу и не признать!
ВОРОНА. Чу-у-учело? Я – чучело?!! Что ты понимаешь в высокой моде? (Нависает вплотную над Ворчуном.)
ВОРЧУН. Ничего. Зато знаю, что это – хвост Валерьяныча, (гневно) и он Валерьянычу подойдёт больше, чем тебе, картавая!
               
   Ворчун тянется к шее Вороны и пытается сорвать «горжетку». Ворона ловко уворачивается. Ворчун, кряхтя, приподнимается. Ворона отпрыгивает подальше. Ворчун, шаркая, пытается её догнать.

                ПЕСЕНКА-ПОГОНЯ.

ВОРЧУН.            1. Ты – злодейка! Ты – воровка!
                Ты горазда на уловки!
ВОРОНА.                Ты неловок, глуп и стар –
                Не споткнись о тротуар!
                Карр-р-р!

   Ворона дразнит Ворчуна, легко ускользая из его лап. Но тот не отступает.

ВОРЧУН.            2. Нет! Шалишь! Постой, плутовка,
                Догоню легко и ловко
                Из-за славного кота,
                Что остался без хвоста!
ВОРОНА.                Ну да?!


Ворона, лёгкая и проворная, успевает подбежать к Ворчуну сзади и шмякнуть его по спине. Затем, отбегает к дереву, и погоня продолжается вокруг него.

ВОРОНА.       3. Слово верное, воронье, -
                Околеешь от погони!..
                И останешься, притом –
                С носом, пёс… А не с хвостом!!!
                Плачь потом!

   Ворчун вдруг поворачивает в обратную сторону. Происходит столкновение лбами. Стукаются и, как кегли, распадаются в разные стороны. При этом Ворчун успевает ухватиться за край «горжетки». Во время падения «горжетка» рвётся напополам.

ВОРЧУН (утирая лоб куском меха, вздыхает).
                Пот прошиб – плохой симптом!
ВОРОНА (в сердцах срывая с шеи остатки «горжетки»).
                Подавись своим хвостом!
ВОРЧУН. Это БЫЛ хвост! А теперь – это не хвост, а клочья рыжей шерсти! Негодяйка!
ВОРОНА. А ты чем лучше? У меня БЫЛИ меха! А теперь?
ВОРЧУН (шутливо хмыкнув). Ну, хочешь, мой хвост примерь?!
ВОРОНА (притворяясь весёлой). Нет, не возьму! И не проси – сам носи! (Пауза.) Кстати, совсем забыла! (Отходит на несколько шагов в сторону.) Я ведь тебе гостинец припасла! На! На! На! (Подманивает.) Куть! Куть! Куть!
ВОРЧУН. Э-эх! «Куть, куть, куть…», - и не поперхнётся даже!
ВОРОНА (хитро). А как надо? Научи!
ВОРЧУН (возмущённо). Есть же команды для взрослых собак: «ко мне», «сидеть», «стоять», «лежать»!
ВОРОНА. Ага! Поняла! Ко мне! Сидеть! Стоять! Лежать! (Короткая пауза.) И что же ты не выполняешь команды?..
ВОРЧУН. Как же, разбежался! Я выполняю только команды Хозяина! (Вспомнил о поводке.) Кстати, Ворона! Ты же мой поводок из дупла стащила! Зачем он тебе, отдай, по-хорошему!
ВОРОНА. «По-хорошему» уже было! Теперь по-плохому будет!

   Ворона сбрасывает пёстрый наряд и остаётся вся в чёрном. Затем, неторопливо, словно нехотя, вытаскивает из перьев-лохмотьев поводок и разглядывает его.

ВОРОНА (поигрывая поводком). Поводок – это символ власти Хозяина над тобой? Так ты говорил своим дрр-рузьям?.. Смотри, глупая собака,  он в моих руках!  (Командует.) А ну – СИДЕТЬ! ЛЕЖАТЬ! СТОЯТЬ! (Ворчун безропотно выполняет команды.) Искал Хозяина?! Вот и получи: я НАВСЕГДА теперь – ТВОЙ ХОЗЯИН! (Снова команда.) КО МНЕ! (Ворчун послушно подбегает к Вороне.) Я тебя к собачникам (хватает Ворчуна за ошейник) отведу! (В зал.) Правильно?! (Ворчуну.) Или нет – лучше на опыты продам! (В зал.) Здор-р-рово я придумала?
ВОРЧУН. Валерьяныч, где ты? Спаси меня, Валерьяныч!

           Ворона пристёгивает поводок к ошейнику Ворчуна.

ВОРОНА (с издёвкой). Ещё, псина, ты забыл рассказать мне про команду «рядом»! Так вот, (жёстко) РЯДОМ! РЯДОМ!!!

   Ворчун угрюмо подчиняется и становится возле левого бока Вороны. Он абсолютно послушен, не упирается, и Ворона без усилия ведёт его к кулисе.    
                В этот момент на сцену выбегает Валерьяныч.

ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Рядом, да не с тобой, дрянь пернатая!

              Обхватывает за пояс Ворчуна и тянет назад.

ВОРОНА. Ха! А я говорю: «КО МНЕ!»

   И Ворчун вновь подчиняется команде, но его держит Валерьяныч. Именно между ними происходит противоборство, в то время как Ворона стоит спокойная и уверенная в себе – на расстоянии длины поводка.

ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Э, дружище! Да ты си-и-льный! Ещё, какой сильный – одному мне тебя не удержать! Зови-ка, Ляльку!
ВОРЧУН (через силу). Лялька!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Лялька! На помощь, Лялька!
ВОРОНА. КО МНЕ, Ворчун! КО МНЕ!!!

                На сцену выбегают Лялька и Нафаня.

ЛЯЛЬКА. А?! Что?! Кто?!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Нет времени объяснять, парень! Скорее хватайся за меня!!!
               
   Лялька обхватывает Валерьяныча за пояс. Уже вдвоём они пытаются удержать Ворчуна. И это почти удаётся.

НАФАНЯ. Держите Ворчуна, а я вцеплюсь когтями в эту гадкую птицу!
ЛЯЛЬКА. Это не помо-о-ожет! Ты же видишь, что из-за поводка Ворчун в полной власти Вороны!!!

              Вороне наскучило быть сторонним наблюдателем.

ВОРОНА (демонстративно позёвывая). Ворчун, КО МНЕ! РЯДОМ, Ворчун!

   И Ворчун опять так сильно тянется к Вороне, что сопротивление Ляльки и Валерьяныча сходит, почти на нет. Нафаня в нерешительности. Но только на мгновенье.

НАФАНЯ. А-а-а! Мя-я-у! (Кидается к друзьям и ухватывает за пояс Ляльку).

   Все вместе они тянут Ворчуна назад. Ворона абсолютно уверена в своей власти над Ворчуном. Она окончательно расслабилась, и поводок выскальзывает из её лап.


ВОРОНА (растерянно отступая). Ка-а-ак?! Ка-а-ррр?! Пррроворонила!

   Ворона улепётывает со сцены прочь. Валерьяныч бросается следом. Остальные падают в изнеможении - кто куда.


НАФАНЯ. Надо догнать и наказать!
ЛЯЛЬКА. Да. Надо бы…
ВОРЧУН. Нет!
НАФАНЯ. Почему?!
ВОРЧУН. Мне её жаль!
НАФАНЯ И ЛЯЛЬКА (вместе). Жаль?!!
ЛЯЛЬКА. Она же злая!
НАФАНЯ. Жадная!
ЛЯЛЬКА. Глупая!
ВОРЧУН. Вот именно, глупая! А от этого – жадность, злоба…
НАФАНЯ. И зависть, дядюшка Ворчун!
ВОРЧУН. Верно, малышка, зависть -  тоже от глупости!


                ИНТЕРМЕДИЯ ТРЕТЬЯ. (МУЖЧИНА И МАЛЬЧИК).

                По-прежнему, на театральном балкончике.

МАЛЬЧИК. Папа, когда Валерьяныч поймает Ворону, он что делать с ней будет?
МУЖЧИНА (усмехнувшись). Наверное, перевоспитывать…
МАЛЬЧИК. Папа! А что такое зависть?
МУЖЧИНА. Зависть – это… (Замешкавшись.) Зависть. Слушай, не путай меня, сынок, давай уж сказку смотреть, а? Интересно же, что дальше случится …


                КАРТИНА ТРЕТЬЯ. (ТЕ ЖЕ И ВАЛЕРЬЯНЫЧ)

           Возвращается Валерьяныч. В его лапах смятая бумажка.


ЛЯЛЬКА (напряжённо). А где Ворона?!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Ворона?! Вырвалась. Да ну её вовсе! (Ворчун облегчённо вздыхает.) Послушайте лучше! (Разворачивает бумажку.) Я нашёл старое объявление (читает):  Пропала собака по имени… По имени…  (Ворчун вскидывается.) Тут совсем не разобрать… (Ворчун обмякает в
безнадёжности.) Где ты, мой… Неразборчиво… Жду тебя и твоих друзей в Доме… Снова не разборчиво!
НАФАНЯ. Это про вас! Точно, про вас!!!
ЛЯЛЬКА. Не факт! Имени не разобрать, адрес стёрся, а НИЧЬИХ в городе – уйма!
ВОРЧУН (Валерьянычу).  Дай! Дай мне  посмотреть!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ (протягивает объявление). Ты же читать не умеешь!
ВОРЧУН. Зато я умею ню-хать… (Нюхает объявление. Смятение. И на выдохе) Он! Скорее собирайтесь! Бежим! Наш Хозяин ждёт в Доме!..               

     Ворчун мечется по сцене. Лялька весело крутится под ногами Ворчуна.

ЛЯЛЬКА. Ура! Мы идём домой! (Пинает коробки. Они разлетаются по всей сцене).
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Куда торопитесь? Адрес стёрся!

                Ворчун и Лялька, остановившись, замирают.

НАФАНЯ. Где же выход?!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Там же, где вход! Хозяин ищет нас. Нужно ждать его здесь! Радостно ждать!

     За помойными баками что-то громко падает, а затем раздаются всхлипывания.

ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Что это? Кто-то сопли на помойные бачки наматывает… Ну-ка, Лялька, посмотри, кто там!

Лялька бежит за мусорные бачки и, легонько подталкивая, выводит оттуда упирающуюся Ворону.

НАФАНЯ. Сдавайся, Ворона! Лапы вверх!!!
ВОРОНА. Сдаюсь.
ВОРЧУН. А плачешь чего?
ВОРОНА. Стр-р-рашно! Отлупить можете!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Можем. Но не будем.
ВОРЧУН. Конечно, не будем! Ты – НИЧЬЯ? (Ворона сокрушённо кивает.) Значит, наша! И будешь жить с нами! 
ВОРОНА. Нет! (Плачет в полный голос.) Я вам жизнь испорр-р-рчу!
НАФАНЯ. Как это?
ВОРОНА. Натур-ра у меня прр-р-ротиворечивая! Вон – Ворчуна чуть не сгубила, Рярьке «солнечный удар»  устроила,  Валерьяныча  без хвоста оставила… (Рыдает.) Меня нельзя любить! Чёрная я!
ЛЯЛЬКА. Не плачь! Мы тебя и чёрную полюбим! А дома Хозяин отмоет в тазике, станешь белая и пушистая!
ВОРЧУН. Барбара.
ВОРОНА (мгновенно просохнув от слёз). Кто-о-о-о?!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Нельзя жить без имени! Мы назовём тебя Барбара.
ВОРОНА. О! Да-да! Я стану «белой и пушистой» Барбарой! Санта-Барбарой!!!
ЛЯЛЬКА и НАФАНЯ (вместе). Ура!


                ИНТЕРМЕДИЯ ЧЕТВЁРТАЯ. (МУЖЧИНА И МАЛЬЧИК).

               Как всегда, на театральном балкончике.

МУЖЧИНА. Послушай, сынок! Ты, по-настоящему, хотел взять  котёночка к нам?
МАЛЬЧИК. Конечно, папа! Это – моя мечта…
МУЖЧИНА. Ну и ладушки! Значит, после спектакля и заберём! А пока посмотрим, чем сказка закончится!
МАЛЬЧИК. У меня будет кисонька теперь! Папа! Я тебя очень-очень люблю!
МУЖЧИНА. И я тебя тоже люблю.
МАЛЬЧИК. А ты не обманешь меня?!
МУЖЧИНА. Я-а-а?!! Обижаешь, сын! Да я сейчас же пойду, найду ту женщину и принесу котёнка прямо сюда! (отправляется на поиски капельдинера с котёнком).


                КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ.
   (ВОРЧУН, ВАЛЕРЬЯНЫЧ, ЛЯЛЬКА, НАФАНЯ, ВОРОНА,ГОЛОС ХОЗЯЙКИ, ГОЛОС ХОЗЯИНА)

   В глубине сцены –  новый дом. Над входом – вывеска с названием «Дом зверей».
               
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Посмотрите! Посмотрите скорее туда!

                Показывает на «Дом зверей».
 
ЛЯЛЬКА. Красивый дом построили люди! Как так, они же злые!
ВОРЧУН. Стало быть, не все! Злые могут только ломать… (К Валерьянычу.) Вот и я – злой! Своими руками дружбу разрушил: не поверил тебе!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Чего уж, там… (Обнимает Ворчуна.) Наша дружба, как скала – захочешь, не разрушишь!
ЛЯЛЬКА.  Там, на доме, что-то, написано!
ВОРОНА (робко). Написано: «Дом зверей».
ЛЯЛЬКА. Значит, это – наш дом?
ВАЛЕРЬЯНЫЧ (настороженно). Не уверен.
ВОРЧУН. Может быть.

              В это время во дворе раздаётся голос Хозяйки.

ГОЛОС ХОЗЯЙКИ.  Нафаня! Кис-ки-скис!
НАФАНЯ. Мяу! (Ляльке.) Это – моя Хозяйка, самая лучшая на свете! Я так по ней соскучилась! Пора мне домой, Лялька!
СНОВА ГОЛОС ХОЗЯЙКИ. Нафаня! Кис-ки-скис! Нафанечка, где же ты? Где?!
НАФАНЯ (обнимает Ляльку). До свиданья, Лялька, Который  Нашёл Хозяина! И помни: если во что-то очень-очень-очень верить, оно обязательно сбудется!
ЛЯЛЬКА (зажмурившись). Я  очень-очень-очень… буду вспоминать тебя, Нафаня Барская Игрушка!
НАФАНЯ. До свиданья, дядюшка Ворчун!
ВОРЧУН. Удачи тебе, малышка!
НАФАНЯ. Всего тебе хорошего, отважный кот Валерьяныч!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. И тебе без нас не скучать!
НАФАНЯ. Ещё увидимся, Санта-Барбара! Помни, что ты хорошая!
ВОРОНА (эхом). Увидимся… Хорошая…
НАФАНЯ. До встречи здесь, во дворе!

                Убегает на зов Хозяйки.

ЛЯЛЬКА. Убежала…  И сразу стало пусто…
ВОРЧУН. Погоди, вернётся! Так и будет наша малышка бегать: из дома – на улицу, с улицы – домой…
ЛЯЛЬКА (опечаленно). Нафаня придумала мне полное имя… И сказала, что я найду Хозяина… (Зажмурившись.) Я очень-очень-очень верю в свою мечту!!!

            Из «Дома зверей» неожиданно раздаётся голос Хозяина.

ГОЛОС ХОЗЯИНА. Ворчун! Ворчунчик! Где ты, моя милая добрая собака?! Где ты?!
ВОРОНА. Слышите?!!
ВОРЧУН. Погоди! (Прислушивается. И вдруг потрясённо.) Это… Это он – мой Хозяин! Он!!! Значит, нашёл меня!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ. Не только нашёл – ещё и «Дом зверей» для нас,  НИЧЬИХ, построил!

    А голос продолжает звучать. Он словно летит над залом, заполняя его.

ГОЛОС ХОЗЯИНА. Ворчуша, собаченька моя! Где ты?!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ (Ворчуну.) Что же ты раскис, дружище?! Пойдём, НАШ ХОЗЯИН зовёт!
ВОРОНА (робко, почти шёпотом). У-ра?
ВОРЧУН. Не могу: ноги стали слабые. И дрожат…
ЛЯЛЬКА (сжавшись в маленький комок и зажмурившись). Я  очень-очень-очень верю! Я верю  очень-очень-очень! Я ВЕ-РЮ-Ю-Ю!

   А голос окончательно заполнил зал, даже воздух заменив собой.

ГОЛОС ХОЗЯИНА (вдруг). Лялька! Лялька!
ЛЯЛЬКА. Что?! Хозяин Ворчуна догадался, как меня зовут?! И ему от имени моего стало сладко, как будто две карамельки во рту перекатываются?.. (В зал.) И никто! Вы слышите, никто не посмеет больше называть меня НИЧЕЙ! Никто и никогда, потому что у меня теперь есть Хозяин! Мой любимый Хозяин!!!
ВАЛЕРЬЯНЫЧ (Ворчуну). что же ты разволновался так… Держись крепче за моё плечо. И пора ДОМОЙ. (Ляльке и Вороне.) Лялька, Барбара, помогите старику!

   Лялька и Ворона подбегают к Ворчуну,  и Лялька тоже подставляет ему плечо, а Ворона, бережно несёт оброненный поводок. Вот так все четверо медленно движутся на зов Хозяина и исчезают за дверью  «Дома зверей». А по зрительному залу всё ещё несётся, поднимаясь ввысь, голос…

ГОЛОС ХОЗЯИНА. Ворчун… Лялька… Валерьяныч… Барбара…

               
                *        *        *

   На усмотрение режиссёра предлагается финальная песенка. Все герои танцуют и поют.

                ФИНАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА.
ВОРОНА.                1. Я не злая! И не дура!
                Но такие вот дела –
                Очень вредная натура
                Натворила много зла!
ВОРЧУН,               
ВАЛЕРЬЯНЫЧ (вместе)    2. Мы тебе отчистим «шкуру»
                Жёсткой губкой добела,
                Чтобы «вредная натура»
                Тоже белою была!

ЛЯЛЬКА.                3. Я люблю тебя и чёрной,
                Санта-Барбара моя! –
                Вредной, жадной, хитрой, вздорной –
                Всё равно! Ведь мы – друзья!

ВАЛЕРЬЯНЫЧ.           4. Так всегда! Друг друга любят
                Не «за что», а «вопреки» -
                Радость дарят… Злобой губят…
                Дружбой лечат от тоски…

НАФАНЯ.               5. Если скука надоела,
                Ты в окошко не глазей,
                А решительно и смело
                Заводи себе друзей!

ВОРЧУН.              6. Дома нет. И очень тяжко!
                В злобном холоде ночей -
                Без Хозяина бродяжка!
                И зовут его Ничей…

ЛЯЛЬКА.              7. Если очень-очень веришь
                И мечту имеешь ты,
                Если беды дружбой меришь,
                То сбываются мечты!!!

ВСЕ.                8. Если в жизни одиноко,
                Ты бездомного согрей;
                Помни! Жизнь не так жестока,
                Ведь открылся «Дом зверей»!
      
                9. Любят все тепло и ласку.
                Но  пора – и вам, и нам,
                Досмотрев сегодня сказку,
                Отправляться по домам!

Когда в зале зажигается свет, зрители видят крошечного котёнка на руках у Мальчика…    

                КОНЕЦ.


Рецензии