Новый год в сентябре

                Моим друзьям посвящается

     Сердито рыча двигателем, переваливаясь на ухабах и ямах с колеса на колесо, моя машина поднималась вверх в горы по лесной дороге, которую проложили этой весной трактора и вездеходы лесозаготовителей. Осеннее солнце, лениво поднимающееся из-за горизонта, осветило пестрые макушки деревьев, похожие сверху на золотые резные слитки в рубиновой россыпи. По ночам уже случались заморозки – заготовительный сезон закончился, и рабочие артели распались. Тишину впадающего в анабиоз леса нарушал только рев двигателя моего старого пикапа. Увидев справа  большой муравейник, который словно поддерживал накренившуюся березку, я решил остановиться и рассмотреть его поближе.
     Каждый год осенью я стараюсь выбрать погожий денек именно в этот промежуток времени, когда горы начинают засыпать, а лес, готовясь выменять у зимы пестрый плед на снежное одеяло, еще не успел обнажиться, и спешу побыть наедине с природой. Мне нравится бродить по склонам,  взбираться на огромные валуны, напоминающие каменных идолов, поднимаясь вверх, цепляться руками за выступающие из земли корневища вековых сосен, похожих на щупальца осьминога. Мне нравится вдыхать запах подмороженной травы и опавшей  листвы. Я могу подолгу смотреть на небо сквозь прозрачный пятнистый ало-рыжий рябиновый купол, шуршать круглыми, словно золотые монеты, листьями диких яблонь. Я люблю вслушиваться в  тишину мудрого леса, который после долгой и трудной работы собирается вздремнуть. Могу остановиться на минуту возле старой березы уже почти растерявшей все свои листья и ее дочурки растущей рядом с ней, которая едва покрылась прозолотью и задуматься о скоротечности времени. Люблю постоять среди лиственниц, печально сбрасывающих свои безобидные иголки. Возле зарослей шиповника с крупными продолговатыми ягодами, вспомнить о том, как цветут и пахнут весной эти кусты диких роз. Иногда грибной запах перебивает все остальные ароматы осени. Тогда я вспоминаю детство, и  как мы с отцом на вырубках мешками собирали  опята.
      Несколько лет назад, я вдруг поймал себя на мысли, что выезжаю в лес не просто полюбоваться осенними пейзажами. Но как будто еду для того, чтобы поразмышлять, подвести итоги движущегося к закату года в тиши бескрайнего и уютного кабинета без стен и потолков. По возвращении домой, я всегда начинаю строить планы на будущее и загадывать желания. Так у меня сама собой родилась традиция встречать Новый год осенью.
      Это произошло тем более естественно, учитывая то, что обычный календарный январский Новый год уже давно не дарит мне тех эмоций, которые переполняли в детстве и юности. Похожие друг на друга посиделки и застолья, отличаются только салатами, гарнирами и этикетками на бутылках со спиртными напитками и совсем не трогают душу. Традиционные для этого дня пожелания после многих лет кажутся засаленными, избитыми, изношенными и оттого неискренними – парадоксальность Нового года заключается в том,  что с возрастом он все больше утрачивает чувство новизны. Один мой старый знакомый, с которым  случайно встретился на улице накануне праздника, поправляя очки на одутловатом лице, поднимая ворот пальто, с грустью в голосе сказал: «Понимаешь, вот в детстве я получал удовольствие от ёлки, стоящей на подставке, сделанной из перевернутого табурета, от предвкушения того, что Дед мороз положит под эту ёлку японский калькулятор в подарок, мама испечет вкусный яблочный пирог, а папа, подобревший от выпитого, даст еще деньги на кино. В юности, помнишь, как мы встречали Новый год со своими подружками, я тогда был безумно счастлив от ощущения  взрослости, уверенности в том, что мир лежит у моих ног, и что вот-вот я его изменю. А теперь,  даже если я усыплю весь дом шарами, закажу самого лучшего вина и изысканных закусок, приглашу шикарную женщину, все равно получится простой банкет. Что я только не делал, чтобы вернуть те, прошлые ощущения, но чуда так и не произошло».
        Я присел рядом с муравейником  - его трудолюбивые обитатели, не обращая внимания на смену сезонов, деловито тащили соломинки внутрь своего жилища. Неподалеку в тесную кучу сбились несколько яблонь и вдруг запах сморщенных от первых морозцев маленьких яблочек, похожих на изюм, напомнил мне аромат мандаринов на праздничном столе. Я поднялся и направился вглубь леса. Птиц не было слышно, мягко падали листья и шуршали под ногами. Поднявшееся солнце внимательно наблюдало за мной сквозь кроны деревьев. Я словно возвращался в детство, на душе было светло и легко, а лес читал мои мысли.
      Я достал фляжку с коньяком и сделал небольшой глоток. По телу разбежалось приятное тепло и мне захотелось поделиться с деревьями переполняющим меня чувством радости и необъяснимого восторга. Я направился к старой сосне неподалеку, чтобы чокнувшись с ней, сделать еще глоток и поблагодарить всех ее раскидистых друзей за гостеприимство. Подойдя ближе, я уже готов был произнести тост, но, замер, увидев впереди небольшую поляну, в центре которой росла… настоящая новогодняя ёлка.  Несмотря на то, что большинство лиственниц уже пожелтели и с них начали осыпаться иголки, эта стройная, примерно в мой рост высотой, стояла абсолютно зеленая, как ель. Ее тонкий ствол словно удерживался у основания четырьмя округлыми камнями, покрытых сине-зеленым мхом.  Вчерашний ветер вихрями поднимавший с земли опавшую листву и сухие иголки и осыпавший ими поляну, украсил это деревце. От самой макушки, к которой, склеившись веером, прилипли осиновые листья, до нижних веток серпантином спускалась мишура из маленьких темно-желтых лиственных иголок, а длинные сосновые, сцепившись в нити, словно дождь спадали до самой земли. По краям веток, как новогодние шары расположились листья всевозможных, размеров, цветов и оттенков. Это было удивительное зрелище! Я уселся на ствол поваленного дерева лежащего неподалеку и как загипнотизированный не менее часа рассматривал это чудо.
     Солнце потихоньку уходило за горы, и сентябрьская прохлада сразу дала о себе знать. Я нехотя поднялся и, выдыхая воздух облаком пара, размял затекшие ноги. С благодарностью за подарок я посмотрел в начинающее темнеть небо. В этот момент я отчетливо осознал, почувствовал каждой своей клеткой, что являюсь частью того, что меня окружает, что я связан с этим лесом вселенским родством. Словно подтверждая мои мысли, солнце, метко стрельнув между веток деревьев, попало своим лучом в макушку ёлки, отчего красные листья осины на ней загорелись пурпурно-алым огнем. Стараясь запечатлеть в памяти каждую деталь этой картины, я еще раз посмотрел на ёлку долгим взглядом. На обратном пути, я несколько раз оборачивался – перед глазами так и стояла та поляна с волшебным деревом посередине.
      Уже сев в машину, которая радостно заурчала, предвкушая легкий спуск, я вдруг подумал о том, что, наверное, на Новый год приглашу к себе тех своих друзей, которые способны в осеннем лесу разглядеть новогоднюю ёлку.               
                Октябрь, 2011


Рецензии
Замечательно написано! Лес, такой прекрасный, уютный, и ель) Так много волшебства... Я хочу на этот праздник!

Зоя Бауэр   30.01.2012 13:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя!
Ловлю на слове:-)

Максим Скоробогатых   30.01.2012 20:09   Заявить о нарушении