Необычные диалоги

  Несколько дней назад еду в троллейбусе. Сижу на переднем сидении у окна, за водителем. Позади меня разговаривают двое. В стекле, отделяющем кабину водителя от салона, отражается седой мужчина. Его собеседника не видно.
Обычный разговор о делах,  знакомых, каком-то ДТП...

Смотрю за окно, о чем-то думаю.

  Вдруг кто-то из них произносит: "повезло, что он отделался всего лишь гематомой".
До меня неожиданно доходит, что разговор на двух языках!

Несколько предложений, вновь переход на армянский.

Говоря на родном языке о прокладке труб в каком-то помещении,  вдруг звучит фраза:
- Меня осенило! Можно трубу провести по стенке. Это же не Третьяковская галерея!..

 Виртуозное владение двумя языками. Речь на армянском плавно переходит на русский и вновь звучит армянский язык.
 
 Проехали около десяти остановок, я с интересом слушаю их разговор.
Захотелось поблагодарить собеседников за полученное удовольствие, но не успела: на очередной остановке, они вдруг поспешно вышли.


  Преподавание русского языка, армянского и  одного из иностранных, в школах Армении , когда-то было нормой.

Население Армении до 1991 года хорошо владело русским. Документация и переписка в государственных учреждениях велась на русском языке.
 Повсюду люди разговаривали на одном и на другом языках.

 Прошло двадцать лет со дня  провозглашения "независимости".
 Закон "О языке"  принятый в 1993 году, фактически объявил русский язык вне закона.
Нынешняя молодёжь  его почти не знает.

 
   Многие люди хранят в памяти то время, когда мы понимали друг друга очень хорошо.



 Припомнила как много лет назад, возвращаясь с работы с Джулией, моей сослуживицей, мы разговаривали, стоя на задней площадке троллейбуса.
Джулия говорила на своем родном -армянском,  я на русском.
Она доехала до своей остановки первая. Прощаемся.
Неожиданно, один из пассажиров, обращается к нам:
-У вас был такой необычный диалог, мне было странно, но очень интересно.
Вы говорили на разных языках, отлично понимая друг друга!

А я и не заметила...


На фото: флаги Армении и России.


Рецензии