Самоцветы в ювелирных изделиях России

     В Древней Руси, в отличие от Западной Европы, культура камня развивалась очень медленно. В то время, когда в Европе уже применяли полированный камень, на Руси еще долго использовали грубо обтесанные камни. По заключению академика А. Е. Ферсмана, это было связано с суровыми климатическими условиями России. Возможно, именно поэтому так медленно рос ассортимент применяемого каменного материала. Основными камнями были кварцит, кварц, халцедон, кремень и яшмы. Позднее стали использовать нефрит и змеевик.

Впервые данные о камнях в Древней Руси были изложены в «Изборнике Святослава» в 1073 году. В нем даны описания некоторых свойств самоцветов, кроме того, приведены медицинские показания по их применению. Благодаря «Изборнику» и другим источникам известно, что в Х—XVI веках на Руси в качестве ювелирных камней использовали янтарь, аметист, речной жемчуг, обсидиан, гагат, мраморный оникс, бирюзу, лал и лазурит. Обсидиан, гагат, мраморный оникс и бирюзу привозили из Закавказья, лал и лазурит – из Средней Азии.

Так как самоцветы представляли исключительную редкость и большую ценность, то позволить их себе могли только богатые люди, князья и бояре. Для чего же применяли драгоценные камни? Во-первых, ими украшали оружие и одежду, использовали для церковного убранства. Во-вторых, изготавливали кубки, перстни, короны, скипетры. Многие из них носили символ власти. В-третьих, самоцветы применяли для изготовления ювелирных украшений.
 
В Алмазном фонде России и в Оружейной палате Московского Кремля экспонируются разные изделия с драгоценными камнями. Среди них можно увидеть ювелирные украшения, императорский скипетр с алмазом «Орлов», оружие, одежду, утварь. В Оружейной палате выставлены царские троны, украшенные бирюзой, жемчугом, хризолитами, турмалинами, топазами и другими камнями, а трон царя Алексея Михайловича усыпан алмазами, рубинами и бирюзой.

Особое место в экспозиции занимает Шапка Мономаха — символ высшей царской власти. Шапка считается арабско-египетским изделием. В ней сверкают жемчуга, рубины, изумруды и сапфиры. По легенде, в XII—XIII веках она была прислана византийским императором Константином Мономахом своему внуку — великому князю Киевскому Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Шапкой Мономаха Иван IV Васильевич венчался на царский престол. В XV—XVI веках Иван III разрешил свободную торговлю драгоценностями иностранным купцам, и самоцветы «рекой хлынули» в Россию. Историки отмечают, что в сокровищнице Ивана Грозного (1530—1584) были изделия из бирюзы, кораллов, рубинов, сапфиров, изумрудов, то есть полный набор драгоценных камней.

В XVI веке была изготовлена Шапка Казанская, которую отделали бирюзой, гранатом и жемчугом. А в 1627—1628 годах при дворе Романовых ювелирами П. Алейдархом, Е. Ардиновым и И. Аренсом был сделан «Большой наряд», состоящий из трех предметов: скипетра, державы и венца. Камни – изумруды, сапфиры, гранаты, жемчуг. На вершине золотого венца, обрамленного внизу собольим мехом, закреплен крупный, вытянутый в длину полированный изумруд. Держава представляет собой золотой шар с высоким крестом, усыпанный драгоценными камнями. Скипетр — отделанный драгоценными камнями золотой жезл с тонкой резьбой и эмалью, вершину которого венчают две жемчужины и находящийся между ними изумруд.

В 1721 году значение коронационного венца от Шапки Мономаха перешло к императорской короне, и в 1730 году для русской императрицы Анны Иоанновны изготовили царскую корону. Придворные ювелиры превзошли себя: столько ювелирных камней, сколько закрепили в корону, до сих пор не было ни в одном ювелирном изделии. В ней использовали 2536 бриллиантов и более 20 цветных ювелирных камней. Вершину короны украшает крупный турмалин с крестом и бриллиантами.

Не отставали от царских особ и священнослужители: самоцветы широко применяли в церковном убранстве. Ими украшали иконы, митры, кресты, мантии, различную церковную утварь. Широкую известность получила икона Владимирской Божией Матери (XII век), украшенная жемчугом и драгоценными камнями. В церковной утвари, кроме жемчуга, в основном использовали изумруды, яхонты, а иногда «диковинные» фиолетовые камни — аметисты.

Известно, что вплоть до XVII века в изделиях применялись главным образом привозные камни из Византии и с Востока. И только с середины XVII столетия в России началась добыча своих драгоценных камней. Но еще до ХVIII века в ювелирных изделиях, созданных руками русских мастеров, сверкали сиамские рубины, египетские изумруды, персидская бирюза, индийские гранаты и турмалины.

Развитие древнерусского камнерезного производства неразрывно связано с архитектурой. Из камня ваяли скульптуры, им украшали фасады и отделывали внутренние интерьеры дворцов, богатых особняков и храмов.


Рецензии
Вами проведена большая работа!

Анна Магасумова   12.02.2018 19:00     Заявить о нарушении
Получается только тогда, когда с головой погружаешься в исследуемую проблему. А если ещё самому интересно, то...
С уважением,

Виталий Гадиятов   13.02.2018 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.