Первая камнерезная фабрика России

    Рождение «пильной мельнице» - первой камнерезной фабрики России было обязано началу строительства новой столицы Российского государства — Санкт-Петербурга. «Пильную мельницу», предназначенную «пиловать мраморный и алебастровый камень, кроме крепкого», стали строить в Петергофе в 1721 году, и в период с 1732 по 1748 годы она окончательно сформировалась как фабрика по изготовлению изделий из драгоценных и декоративных камней.

А. Е. Ферсман писал: «В течение 200 с лишним лет эта фабрика была рассадником культуры камня, школой художников и мастеров. Ее изделия превзошли произведения Флоренции и Милана». Из столицы камнерезное производство стало перемещаться на Урал. В 1726 году открылась Екатеринбургская гранильная фабрика, работавшая на местном сырье. Малахит и яшма, родонит и горный хрусталь, змеевик и мраморы — вот далеко не полный перечень самоцветов, применяемых уральскими мастеровыми. Со временем на Урале стали гранить

изумруды, бериллы, топазы. Несколькими годами позже открылась Колыванская шлифовальня на Алтае, заработали Кунгурские артели по обработке мягких пород — гипса и ангидрита.
В XIX веке в России камнерезное искусство достигло высочайшего уровня: всему миру известны Исаакиевский собор, Зимний, Строгановский и Мраморный дворцы Петербурга, Царского Села. Из уральского малахита, яшмы, родонита и других самоцветов были

изготовлены вазы, столешницы, письменные приборы, торшеры, картины, украшения, а также отдельные кабинеты и целые залы. Так, например, из калканской яшмы на заводах Колывани и Екатеринбурга сделано более 300 гигантских ваз. Изделия русских мастеров экспонировались на разных международных выставках и постоянно получали награды.

В 1851 году Россия впервые приняла участие в 1-й Всемирной выставке, состоявшейся в Лондоне. На ней были представлены камнерезные изделия, созданные из уральского малахита и разноцветных яшм. По словам очевидцев, это были настоящие произведения искусства, красота которых завораживала. Жюри особо отметило родонитовые вазы, о которых было сказано, что ничего подобного со времен греков и римлям не было так искусно исполнено.

Украшением очередной Всемирной выставки 1900 года, проходившей в Париже, стала мозаичная карта Франции, которая полностью соответствовала топографической карте. Она представляла собой картину, собранную из уральских самоцветов мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики. На площади в один квадратный метр было показано 86 департаментов, окрашенных в свой цвет. Для создания карты в основном использованы разные яшмы (калканская,

николаевская, орская, сургучная, ямская и др.), авантюрин, агат, кахолонг, сердолик, нефрит и шайтанский переливт. Уральскими самоцветами обозначено 106 городов. Париж показан крупным сиберином (красный турмалин) массой 4,5 карата, Лион — розовым турмалином поменьше, Лилль — фенакитом, Гавр и Марсель – изумрудами, Шербур — александритом. Для обозначения рек и озер была использована платина, а все названия городов выполнены из золота. Самоцветы укреплены на золотых штифтах. Для изготовления карты потребовалось 25

месяцев работы всего коллектива фабрики, работавшего в три смены. Автором проекта был В. В. Мостовенко. Карта получила высшую награду — Гран-при и так понравилась хозяевам выставки, что впоследствии была преподнесена в дар Франции. В настоящее время это уникальное произведение камнерезного искусства русских мастеров находится в Лувре, а в Музее ювелирного и камнерезного искусства в Екатеринбурге экспонируется всего лишь ее цветная фотография.

После 1917 года, в силу определенных причин и особенно из-за невысокой платежеспособности населения, интерес к камнерезным изделиям стал падать. За сравнительно короткое время было многое потеряно в многовековой культуре обработки камня. Цветной камень стали больше применять для облицовки зданий, отделки внутренних интерьеров и в технических целях.

Главным заказчиком выступало государство, поэтому высокохудожественные изделия создавались в единичных экземплярах, а также в качестве выставочных экспонатов и подарков для высокопоставленных чиновников. Но несмотря на это, по-прежнему работали многие гранильные заводы, выпускалась всевозможная камнерезная продукция, правда, зачастую невысокого художественного уровня.

http://sova193.narod2.ru


Рецензии
Прочла, мне это всё интересно. Прямо гордость за нашу Державу. В Питере была много раз, видела творения из камня в Эрмитаже, во дворцах Петергофа, Пушкино, Павловска. Колонны Исакиевского собора (внутри) остались в памяти. Вот только жаль, когда была в Лувре, не видела знаменитой карты. Нам только показали залы Итальянской и Французской живописи, да знаменитые скульптуры.

Нина Измайлова 2   04.02.2012 08:49     Заявить о нарушении
Нина,спасибо за Ваш отзыв. Очень рад, что специалисту интересно. Это материалы из книги, которая уже сверстана. Издание - вопрос времени.Потом как-нибудь при встрече поговорим на эту тему.

С уважением,

Виталий Гадиятов   04.02.2012 10:35   Заявить о нарушении