Право выбора

Красовитов Виктор

Сценарий
ПРАВО ВЫБОРА по мотивам одноимённого рассказа.
Жанр:
Философская мистика

crasavita@mail.ru

тел. 8-960-49-21-730
дом. 262-27-83






















Красовитов Виктор

Сценарий
ПРАВО ВЫБОРА по мотивам одноимённого рассказа.
Жанр:
Философская мистика

crasavita@mail.ru

тел. 8-960-49-21-730
дом. 262-27-83


НАТ. ГОРОДСКАЯ УЛИЦА ДЕНЬ

По оживленной городской улице идёт худощавый мужчина лет 35-ти в темно-сером плаще (ШАТРОВ). Проходит мимо богатой вывески ресторана, не смотрит на нее. Сворачивает на тихую улицу, потом идет по скверу мимо спортплощадки, на которой одинокий подросток играет с мячом, стараясь забросить его в баскетбольное кольцо. Стремительно летящий голубь прямо перед ШАТРОВЫМ на уровне груди ударяется о сетку, отделяющую спортплощадку, не падает, резко разворачивается и летит в обратную сторону. Небо серое, пасмурное. Пустая улица, высокая стена слева покрыта граффити, большая стрелка-указатель, внутри которой надпись «Вокзал». Мужчина подходит к кафе-стекляшке. Наверху покосившаяся надпись из неоновых трубок «Уют». Слышны гудки и перестук колес проезжающих составов. В конце улицы стоит желтое такси. ШАТРОВ протягивает руку к двери.

ИНТ. КАФЕ, ДЕНЬ.

Впереди буфетная стойка, справа и слева столы на высоких ножках с круглыми мраморными столешницами, за которыми можно только стоять. В зале нет ни одного посетителя.
ШАТРОВ подходит к стойке, смотрит на бутылки. Видит семь разных бутылок. Растерянно оглядывается. Снова ряд бутылок. Очень близко. Видны и читаемы все этикетки. Водка, коньяк, шампанское, остальные вина. Все напитки из  дешевого набора. Справа возле пивного крана сидит буфетчица. Круглое немолодое лицо, крашеные завитые волосы желтого цвета. Читает журнал, не поднимая взгляда. ШАТРОВ о чем-то просит ее, слов не слышно. Буфетчица автоматическими движениями наливает стакан красного вина, ни разу не взглянув на клиента.

К буфетной стойке подходит плотный мужчина лет 40-ка с одутловатым лицом и красными губами (ПАЛ ПАЛЫЧ), шарит по карманам кожаной куртки.
 
ШАТРОВ стоит возле столика в углу у окна. За плохо вымытым стеклом виднеются пятиэтажки и улица с голыми деревьями. Подходит со стаканом водки в руке ПАЛ ПАЛЫЧ.
    
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (сопит)
     Я сейчас, быстренько.

Заставляет ШАТРОВА подвинуться в сторону.

     ШАТРОВ
     (пожимая плечами)
     Пожалуйста, что за разговоры.
 
С минуту стоят, молча, прихлебывают из своих стаканов.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (показывает пальцем на окно) 
     Отвратительная погода.
     ШАТРОВ
     Хорошо, хоть дождя нет.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     В жизни не вышел бы из дома в такую погоду. Да вот,
     принесли же черти в гости родственничка. Заявился
     поздно вечером, попросился переночевать и застрял на
     целых три дня, а уезжать не собирается. И никуда его
     не вытолкаешь. Как-никак двоюродный брат тещи. Но
     угощать его я больше не собираюсь. Сам бы хоть раз
     догадался бутылку купить. Нет, от него такого не
     дождешься.

Снова пьют.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (протягивая руку)
     Пал Палыч.
     ШАТРОВ
     (отвечая на рукопожатие)
     Шатров.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Вот же урод. Меня сейчас дома нету, а он, наверняка,
     во все дырки успел свой длинный нос засунуть. Пускай
     ищет, все равно ничего не найдет.
     ШАТРОВ
     Это, смотря как прятать.

ПАЛ ПАЛЫЧ изучающим взглядом смотрит на ШАТРОВА.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     А ты хорошую мысль подал на счет того, как прятать.
     На завтра я приготовлю ему сюрприз. Я кое-что спрячу
     так, что он обязательно найдет, Он у меня точно
     попадется. Думаю, после этого он здесь надолго не
     задержится.

ПАЛ ПАЛЫЧ отпивает глоток и прикуривает новую сигарету.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Да я разве жадный человек? Но и меня понять нужно.
     Жизнь-то какой стала, что ни день, то новые цены.
     Вчера я сюда заходил, а сегодня та же самая водка
     стала на два рубля дороже. Что, мне теперь ее ящиками 
     впрок закупать?
     ШАТРОВ
     Вы правы. Жизнь с каждым днем дорожает. А в последнее
     время особенно. Что поделаешь, кризис.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Кризис! Это для таких как мы с тобой придумали слово
     кризис. Я вот только одного понять не могу, если
     денежки были, неужели так трудно проследить, куда они
     делись? И отобрать их, а всех виновных наказать.
     ШАТРОВ
     Уже такое было, уже забирали, точнее сказать
     экспроприировали. Только ничего из этого хорошего не
     вышло. И на этот раз не выйдет.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Почему?
     ШАТРОВ
     Потому что делить деньги будут без нас. Уж поверьте,
     нам ни копейки не достанется.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Да, это уж точно. И я примерно знаю, в чьих карманах
     они окажутся. Эх, ты и представить себе не можешь,
     скольким сволочам мне хотелось бы настучать по зубам.
     ШАТРОВ
     И получить взамен кучу неприятностей.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     А как людям вообще жить дальше? Мы-то с тобой кое-что
     успели увидеть, а молодежи что прикажешь делать? Я
     вот на трех работах работаю, кручусь, еле успеваю. У
     меня две дочки, правда, они со своей матерью живут.
     Их и одень, и накорми. А за учебу знаешь, сколько
     денег выкладывать приходится!
     ШАТРОВ
     Как жили, так и будем жить. Разве такое в первый раз
     случается?

ПАЛ ПАЛЫЧ втыкает наполовину недокуренную сигарету в обрезанную жестяную банку от колы, заменяющую пепельницу.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Ты женат, у тебя есть семья?
     ШАТРОВ
     Пока еще не успел обзавестись.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     И что, ни разу не пробовал раньше?
     ШАТРОВ
     Пробовать-то пробовал. Это никому не запрещается.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (смотрит в сторону, кивая головой)
     С тобой все ясно. Известный сюжет. Парень встречает
     девушку, парень теряет девушку, а потом ищет ее. Но
     не всегда случается, что он ее находит. А ведь время
     никого не ждет. (Смотрит на ШАТРОВА). Не боишься, что
     можешь опоздать?
     ШАТРОВ
     Об чем и речь.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Нет, брат, думаю, ты не прав. Жениться надо всегда.
     ШАТРОВ
     Не знаю точно, что вы подразумеваете, но, кажется,
     это называется другими словами.

ПАЛ ПАЛЫЧ внимательно смотрит сначала на Шатрова. Потом на его стакан.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Не понял, что это ты пьешь?
     ШАТРОВ
     Портвейн. А что?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Портвейн? Пожалуйста, не смеши меня. Ты что-то
     путаешь. Хорошее вино стоит хороших денег. Откуда оно
     может взяться в этом отстойном месте? С хорошими
     винами, в том числе и с портвейнами было давно
     покончено. Это когда во время антиалкогольной
     программы вырубили подчистую все виноградники. А то,
     что ты пьешь - самая настоящая дрянь! Порошок,
     разбавленный дешевым спиртом.
     ШАТРОВ
     Вы, наверное, винодел по профессии?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Нет, я винодел по убеждению. Послушай, давай я тебе
     лучше куплю водки.
     ШАТРОВ
     Я и сам мог бы купить водки, если бы захотел.

Открывается стеклянная дверь. В кафе входит щуплая СТАРУШКА, одетая в черное. На голове черная косынка.
    
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Смотри, сейчас деньги просить будет.

СТАРУШКА подходит к ним. ПАЛ ПАЛЫЧ отворачивает голову и смотрит в окно. ШАТРОВ лезет в карман, достает купюру и протягивает ее СТАРУШКЕ. СТАРУШКА берет деньги, бормочет какие-то слова и направляется к буфету.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Ты что, дал ей денег?
     ШАТРОВ
     А что тут плохого? Может, ей поесть не на что.

СТАРУШКА покупает пирожное. Начинает есть пирожное.

В кафе влетает красивая, ухоженная, очень дорого одетая ЖЕНЩИНА. Направляется к СТАРУШКЕ.

     ЖЕНЩИНА
     Это что ты мне здесь устраиваешь! Тебе же врачи            
     запретили есть сладкое. Сейчас же отдай мне. Отдай!
     Кому я сказала!

СТАРУШКА запихивает остатки пирожного себе в рот. ЖЕНЩИНА хватает ее за руку, хочет отнять кусок, но уже поздно.

ЖЕНЩИНА быстрым шагом подходит к столику. Смотрит на ПАЛ ПАЛЫЧА, не замечая ШАТРОВА.
 
     ЖЕНЩИНА
     Зачем вы это делаете? Вы же взрослый человек. Как вам
     не стыдно! Кто вас об этом просил?

ЖЕНЩИНА лезет в сумочку, швыряет на столик купюру, резко разворачивается и отходит к старушке.

     ЖЕНЩИНА
     Ни на минуту нельзя тебя одну оставить. Идем отсюда.
     Подожди, дай-ка я тебе рот вытру.

     Уходят. Дверь за ними закрывается.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Вот так. Не хочешь зла, не делай добра.
     ШАТРОВ
     Это ваши знакомые?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     С чего ты взял. Я их первый раз в жизни вижу. Ну,
     давай выпьем, что ли.

Пьют. Ставят на стол пустые стаканы. ПАЛ ПАЛЫЧ закуривает.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Я нищим никогда не подаю.
     ШАТРОВ
     Разве она нищая?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Нищая или нет, какая разница. Не подаю и все.
     ШАТРОВ
     Это ваше личное дело. У каждого на это есть свое
     право.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Ну, поглядите на него. Прямо настоящий подвиг
     совершил. Великое дело. Забирай-ка свои деньги. Чего
     смотришь?

ПАЛ ПАЛЫЧ тычет сигаретой в сторону купюры.

     ШАТРОВ
     Это не мои деньги. Те, что я дал старушке, она успела 
     потратить. А эти оставила здесь какая-то женщина, и
     бросила она их вам, а не мне.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Видно ты – очень богатый человек.
     ШАТРОВ
     Если бы. Мне просто чужого не надо.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Кстати, ты сам-то, где работаешь?
     ШАТРОВ
     На радиозаводе.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Солидное предприятие. И чем ты там занимаешься?               
     ШАТРОВ
     Легко сказать, чем занимаешься. Ничем. Предприятие
     дышит на ладан. Не сегодня-завтра нас объявят
     банкротами. Суд уже три раза откладывали, следующий 
     состоится в конце месяца. Сегодня меня вместе со всей
     группой отправили в бессрочный отпуск. А вот деньги
     обещали выплатить только на следующей неделе.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Грустная история, ничего не скажешь. Один момент.

ПАЛ ПАЛЫЧ легко разворачивается на каблуках и танцующей походкой направляется к буфету. Возвращается, держа в руках два стакана с прозрачной жидкостью.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     А то разговор какой-то скучный получается.
     ШАТРОВ
     Нет-нет, спасибо, водку я не пью.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     В чем проблема?
     ШАТРОВ
     С меня на сегодня достаточно. Я уже выпил вина.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Пить в такую погоду вино, тем более порошковое вино –
     это же бред сумасшедшего. Настоящий бред! Ага, понял,
     без закуски не идет.

ПАЛ ПАЛЫЧ снова отправляется к буфетной стойке, оттуда приносит щербатую тарелку с двумя тощими бутербродами и бутылку лимонада.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     За знакомство.

Чокаются. ПАЛ ПАЛЫЧ тянет водку не спеша. Тушит сигарету в жестянке и тут же достает из пачки следующую.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Ну, а все-таки  чем ты там на своем заводе занимался?
     ШАТРОВ
     Заведовал конструкторским отделом. У меня высшее
     техническое образование, я инженер со стажем. Только
     куда меня теперь в моем возрасте возьмут?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Тебе сколько лет?
     ШАТРОВ
     Скоро будет сорок.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Мне тоже сорок. Ну и что? Ничего страшного. Ты,
     должно быть, разбираешься в приборах? Хочешь, я
     познакомлю тебя со своим старым другом? Он совсем
     недавно открыл собственную фирму. На Филатова, под
     Северным мостом. Ему как раз требуется стационарная
     аппаратура. У тебя наверняка есть подходящие связи.
     Когда банкротят большие предприятия, оборудование
     всегда уходит за бесценок. Мне кажется, ты можешь
     неплохо подзаработать. Ну, что, поговорить с ним? Я
     уверен, ты ему понравишься. Хочешь, мы сегодня это и
     устроим? Не в кабинете, а в домашних условиях. Он,
     сукин сын, мой должник. Он не посмеет мне отказать.
     Согласен?
     ШАТРОВ
     От чего бы и не поговорить.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Отлично. Давай еще выпьем.
     ШАТРОВ
     Куда дальше пить. Лучше потом, когда сделаем дело.         
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Оставь. Ты моего друга совсем не знаешь, он
     компанейский парень. Все равно его еще нет дома, он
     раньше семи не появляется. А вечерком мы у него
     продолжим.
     ШАТРОВ
     Честное слово, Пал Палыч, мне больше не хочется.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (с обидой в голосе)
     Вот ты какой. Отказываешься. А я собирался тебе
     помочь. Ладно, уж, дело хозяйское.
     ШАТРОВ
     Я свою норму знаю. Почему вы не хотите понять, что
     мне уже достаточно?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (с издевкой)
     Чего ты заладил, как попугай, вы да вы. Перестань
     выть. Веди себя естественно. Или с тобой надо на
     брудершафт в губы целоваться?
     ШАТРОВ
     Хорошо, уговорил. По пятьдесят, но, ни капли больше.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     По сто. Ведь я угощаю.
     ШАТРОВ
     (твердым голосом)
     По пятьдесят.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Что такое пятьдесят? Придумываешь какие-то
     гомеопатические дозы. Ладно, пусть будет по-твоему.
     Мне сто, а тебе пятьдесят.

ПАЛ ПАЛЫЧ возвращается от буфета, держа в руках два стакана, в одном налито больше, в другом меньше.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Надо было сразу брать целую бутылку и не мучиться.

ПАЛ ПАЛЫЧ опрокидывает в себя все содержимое стакана.
 
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Как ты смотришь на такое предложение. Давай пока есть
     время, съездим к моим знакомым и немного развлечемся.
     Две отличные девчонки. Родные сестры. Не торчать же
     нам здесь вечно. А потом будем решать твои вопросы.
     ШАТРОВ
     Стоит ли. Мне кажется, я уже вышел из этого возраста.
     Лучше пойдем ко мне, посидим, послушаем музыку. У
     меня хорошая коллекция, я ее еще в студенческие годы
     начал собирать. Недавно достал новую пластинку Монти
     Александра. Что-нибудь знаешь про такого?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Музыку у них послушаем. Девочки - что надо. И
     станцуют, и споют. Выберешь ту, которая тебе больше
     понравится.
     ШАТРОВ
     Ну, как прикажешь.
 
НАТ. УЛИЦА, ВХОД В КАФЕ

В трех метрах от порога сидит бездомная собака. Собака смотрит на мужчин голодными глазами. Те останавливаются и смотрят на собаку.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Обожди, я сейчас.

ИНТ. КАФЕ

     ПАЛ ПАЛЫЧ в кафе, быстрым шагом подходит к не убранному столику, замечает, что в одном из стаканов осталось немного водки, и брезгливо кривится, забирает оставленную купюру, подходит к буфету. Покупает точно такое пирожное, выходит из кафе и бросает пирожное собаке.

НАТ. ПУСТЫННАЯ УЛИЦА

Гудки, стук колес проезжающего поезда. Мужчины идут по безлюдной улице. Навстречу медленно едет желтое такси. ПАЛ ПАЛЫЧ энергично машет рукой. Такси останавливается. ПАЛ ПАЛЫЧ открывает дверь, наклоняется, просовывает голову в салон. Через десять секунд он с силой хлопает дверью и подходит к ШАТРОВУ. Машина проезжает мимо.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Вот же дерьмо. Больше всего в жизни ненавижу
     таксистов. Я его спрашиваю, сколько стоит доехать до
     4-й линии, а он мне отвечает, сколько выйдет по
     счетчику. Делает вид, что города не знает, как будто
     первый день работает. А когда на место приедем, будет
     мне рассказывать про новый тариф. Каждая сволочь так
     и хочет тебя ободрать. Извозчики поганые. Как были
     извозчиками, такими и останутся навсегда. Ненавижу их
     всех.
     ШАТРОВ
     Чего ты завелся. Я бы мог поучаствовать и заплатить
     за такси.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Нет, поедем на трамвае. Он довезет без пересадок.

ИНТ. ВНУТРИ ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА

Полупустой вагон, много свободных мест. ПАЛ ПАЛЫЧ и ШАТРОВ стоят в проходе. К ним подходит молодая женщина в накидке с надписью «Кондуктор».

     КОНДУКТОРША
     (безразлично устало)
     Что у вас?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (весело)
     У нас сегодня праздник.
     КОНДУКТОРША
     Оно и видно.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     У меня праздник, потому что я, наконец, увидел ту
     единственную девушку, которую так долго искал. У
     вас в котором часу смена заканчивается? Мы могли бы
     встретиться после работы, чтобы посидеть в спокойной
     обстановке, поужинать.
     КОНДУКТОРША
     Дома будете спокойно ужинать. Оплачивайте проезд.
     ШАТРОВ
     Вот, возьмите, пожалуйста.

ШАТРОВ отдает деньги и получает билеты. КОНДУКТОРША уходит на свое место.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (раздраженно полушепотом)
     Слушай, я ничего не понимаю. Ты чего это не в свое
     дело лезешь? Кто тебя просил тупо соваться со своими
     деньгами? Ты что, не видел, она уже была готова
     согласиться на мое предложение. Из-за тебя я упустил
     такой случай.
     ШАТРОВ
     Ну, минимальный шанс проехать бесплатно у тебя
     видимо был. А вот про все остальное я сильно
     сомневаюсь. И вообще, как можно на пустом месте
     завязывать отношения с совершенно незнакомой
     женщиной. Это что, любовь с первого взгляда?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (разводит руками)
     Ну, конечно, я забыл, ведь ты считаешь, что мужчина и
     женщина должны идеально подходить друг к другу.
     Только, прости, я не верю в эту хрень. Все это –
     бабушкины сказки. И знаешь почему? Нас сама природа
     сделала разными. Да, для начала женщины много чего
     тебе напоют. Только когда опомнишься, уже будет
     поздно. Поэтому меня устраивают легкие отношения.
     Чтобы потом не было дурацких сцен ревности и слез.
     Пообщались немножко и расстались друзьями.
     ШАТРОВ
     В таком случае гораздо проще пару раз в неделю
     посещать сауну. Дороговато, конечно, но что
     поделаешь.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Я понял, на что ты намекаешь. Нет, сауна не мой
     профиль, я туда не хожу. Думаю, там очень тоскливо.
     Честно скажу, мне не жалко сделать женщине подарок.
     Но причем тут негодяй, который заберет у нее половину
     моих денег?
     ШАТРОВ
     Ладно, извини, я был не прав.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Да я на тебя и не собирался обижаться. Ты мне сразу
     понравился. И вообще, в нашем городе много трамвайных
     маршрутов.    
         
НАТ. ТРАМВАЙНОЕ КОЛЬЦО. КОНЕЧНАЯ ОСТАНОВКА. ОДНОЭТАЖНЫЕ ДОМИКИ ЗА ДЕРЕВЯННЫМИ ЗАБОРАМИ.

Мужчины выходят из трамвая, поддерживая друг друга.

     ШАТРОВ
     Куда ты меня завез? Тут не город, деревня какая-то.
     Дернул же меня черт с тобой связаться. Нет, чтобы
     послушаться меня. Одно заладил, поедем да поедем.
     Кому нужны два пьяных сорокалетних мужчины? Понятно
     уж, каким девочкам.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Замолчи. Что ты нюни распустил, как баба.

НАТ. ОКРАИНА ГОРОДА, ПУСТЫННАЯ УЛИЦА

Мужчины идут молча по проезжей части. Проезжая часть кое-где в глубоких бороздах от шин автомобилей. Неказистые одноэтажные домики за покосившимися заборами. Над головой низкое, затянутое тучами небо.
 
     ШАТРОВ
     (с тревогой в голосе)
     Куда ты меня ведешь?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Молчи. Я сказал, все будет в порядке.
 
ПАЛ ПАЛЫЧ шагает, широко ставя ноги, размахивая руками, и громко сопит при этом. ШАТРОВ следует за ним, перепрыгивает через лужи.

ВИД ИЗДАЛЕКА. Навстречу не спеша, к ним приближаются две стройные девушки, одетые в спортивные куртки и очень короткие юбки.
ВИД ВБЛИЗИ. Они совсем не молоды и скрывают свой возраст, злоупотребляя косметикой.

     ШАТРОВ
     Чудеса, да и только! Ведь это же сестры Вострецовы!
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (с радостью на лице)
     Спокойно, дядя, расслабься
     ДЕВУШКИ (одновременно на распев)
     Кто это к нам пришел!
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     (обнимает обеих девушек за талии, прижимает к себе)
     Целуйте Палыча.
 
     Они картинно целуют его в синие щеки.

     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Ну, что, девочки, пойдем, погуляем?
     ШАТРОВ
     (себе под нос)
     Вот так встреча.

Сестры смотрят на ШАТРОВА с интересом и улыбаются.

Компания следует по улице. ПАЛ ПАЛЫЧ идет вместе с сестрами и о чем-то с ними переговаривается, ШАТРОВ немного отстает от них.

НАТ. ВЫСОКИЕ ВОРОТА, ЗА НИМИ КИРПИЧНЫЙ ДОМ

Они останавливаются. ПАЛ ПАЛЫЧ сует одной из сестер  руку что-то похожее на деньги. Девушки входят во двор и закрывают за собой калитку. ПАЛ ПАЛЫЧ и ШАТРОВ остаются ждать их на улице.

     ШАТРОВ
     Я их помню. Было время, когда эти сестрички частенько
     появлялись в разных веселых компаниях. И многие
     считали за счастье проводить время с ними. Ты давно
     их знаешь?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Разве это имеет значение?
     ШАТРОВ
     Да я так, просто спросил. Я был немного знаком с
     младшей сестрой. Кажется, ее зовут САША ВОСТРЕЦОВА.
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Я их по именам не называю.

Видна улица на протяжении нескольких кварталов. В самом конце, переваливаясь на кочках, ее медленно пересекает желтое такси.

     ШАТРОВ
     Что это они там застряли? Сколько мы должны их еще
     ждать?
     ПАЛ ПАЛЫЧ
     Какой ты нетерпеливый. Подожди немного. Они никуда не
     денутся, скоро вернутся.

Сначала слышны женские голоса, потом открывается калитка, и появляются девушки. Лица довольные и веселые.

     САША ВОСТРЕЦОВА
     А кто тут у нас любит сладенькое?

САША ВОСТРЕЦОВА подходит к ПАЛ ПАЛЫЧУ. В открытой ладони у нее несколько разноцветных драже. Она берет один шарик и засовывает его ПАЛ ПАЛЫЧУ в рот.
         
ПАЛ ПАЛЫЧ кладет руку САШЕ ВОСТРЕОВОЙ на плечо и ведет ее по улице. ШАТРОВ безнадежным жестом показывает, насколько он разочарован. Идет следом в паре со СТАРШОЙ ВОСТРЕОВОЙ, искоса бросая взгляд на ПАЛ ПАЛА и САШУ ВОСТРЕОВУ.
            
     ШАТРОВ
     А я тебя помню.
     СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА
     Правда? А я тебя нет.
     ШАТРОВ
     Я приходил к вам домой на день рождения САШИ.
     СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА
     Это, наверно, было очень давно.
     ШАТРОВ
     Да. Лет пятнадцать назад, а может больше. Я
     познакомился с ней в летнем кафе возле гостиницы
     «Центральной». Мы провели чудесный вечер. И чудесную
     ночь.
     СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА
     Вы с ней зажигали?
     ШАТРОВ
     Все очень быстро закончилось. На завтра у нее был
     день рождения, и она пригласила меня в гости.
     Конечно, я пришел. Людей было много, видно, поэтому
     ты меня не запомнила. Мы только сели за стол, только
     кто-то произнес первый тост, и тут в прихожей
     раздался звонок. Саша сказала, что выйдет на минутку,
     и ушла. Я просидел, как истукан, в незнакомой мне
     компании часа два или больше, но она так и не
     вернулась.
     СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА
     А в каком месяце это было?
     ШАТРОВ
     Точно не помню, но я уже говорил, это было летом.
     СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА
     Ты что-то путаешь. Вообще-то, у сестры день рождения
     в феврале. Хотя как знать. Она может устроить себе
     день рождения в любой день.

Они продолжают идти по проезжей части. ПАЛ ПАЛЫЧ активизируется. Его руки не имеют покоя, одной он держит САШУ ВОСТРЕЦОВУ за шею, иногда опускает ее и трогает груди, другая рука шарит по спине, то и дело спускаясь ниже талии. Он облизывает ей ухо, она громко смеется.

НАТ. ЧАСТНЫЙ ДОМ. ЗАБОР. ВОЗЛЕ ВОРОТ СКАМЕЙКА

На скамейке сидят и мирно беседуют четыре старушки. ПАЛ ПАЛЫЧ и САША ВОСТРЕЦОВА останавливаются в двух метрах от них и начинают без стеснения целоваться. САША ВОСТРЕЦОВА тает в его объятьях. ПАЛ ПАЛЫЧ не хочет сдерживать себя. Он тянет ее вниз и заваливает на землю возле забора. Из щелей забора торчат голые ветки кустов. Она не сопротивляется, наоборот хихикает и гладит его волосы. ПАЛ ПАЛЫЧ наваливается на САШУ ВОСТРЕЦОВУ всем телом. Он рычит от удовольствия, ныряет ей рукой под юбку.
 
     ШАТРОВ
     Что это с ними происходит? Хотя бы темноты дождались.
     СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА
     Не стоило сладенькими конфетами объедаться.
     ШАТРОВ
     Послушай, нужно как-то остановить их. Ведь на них
     люди смотрят.

Бабки сначала смущенно отводят глаза в сторону, а потом, молча, смотрят на происходящее с открытыми ртами. ПАЛ ПАЛЫЧ начинает стягивать с САШИ ВОСТРЕЦОВОЙ трусы. Та старается помочь ему. Тут бабки одна за другой начинают истошно орать. ШАТРОВ вздрагивает от испуга и на шаг отступает в сторону от СТАРШЕЙ ВОСТРЕЦОВОЙ.
 
Открываются калитки ближайших дворов, откуда появляются люди. Небритый здоровяк лет двадцати пяти подскакивает к разлегшимся на земле ПАЛ ПАЛЫЧУ и САШЕ ВОСТРЕЦОВОЙ, которые продолжают заниматься своим, не обращать внимания на крики окружающих. Он хватает сначала ПАЛ ПАЛЫЧА, потом САШУ ВОСТРЕЦОВУ и ставит их на ноги. ПАЛ ПАЛЫЧ пытается что-то возразить заплетающимся языком, вырывается, но верзила заламывает ему руку. Человек пятнадцать, в большинстве это женщины, несколько пожилых мужчин и подростков окружают их и под осуждающие возгласы ведут по улице. Кричат, размахивая руками. К ним присоединяются новые люди.

НАТ. БОЛЬШОЙ ОДНОЭТАЖНЫЙ КРПИЧНЫЙ ДОМ С ВЫСОКИМ ЦОКОЛЕМ. ЗАБОРА ПЕРЕД ДОМОМ НЕТ

Толпа приближается к этому дому и останавливается метрах в двадцати от крыльца. Верзила и еще несколько человек впереди. Они держат ПАЛ ПАЛЫЧА и САШУ. Некоторое время они чего-то ждут. В доме открывается тяжелая дверь и на крыльцо по одной выходят женщины и осторожно спускаются по ступенькам. Все они одеты в одинаковые платья, сшитые из серой мешковины. Эти платья скроены как бы на подростков, поэтому в этих одеждах они больше похожи на молоденьких девочек. Но у них совершенно седые волосы. И глаза, как у слепых, отрешенные, ничего не видящие глаза. Одна за другой мимо Шатрова проходит десять или двенадцать женщин Тем временем ПАЛ ПАЛЫЧ и САША под окрики провожатых поднимаются на крыльцо и исчезают за закрывшейся дверью.
 
Рядом с ШАТРОВЫМ стоит СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА и еще несколько зевак. Они смотрят на крыльцо дома.

     ШАТРОВ
     Ты можешь объяснить, что здесь происходит?
     СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА
     Лучше всего, если мы будем стоять спокойно и не
     привлекать к себе внимания.
     ШАТРОВ
     Не понимаю тебя. Ты разве не догадываешься, они
     попали в беду.
     СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА
     Тебя волнует судьба твоего друга?
     ШАТРОВ
     Какой он мне друг, тоже скажешь. Я его сегодня первый
     раз в жизни увидел. Совершенно случайно познакомились
     в кафе.

ШАТРОВ через минуту не выдерживает. Он подходит к дому, и пытается заглянуть в окно, потом переходит от одного окна к другому. Он едва достает подбородком до подоконника. Поднимается на цыпочки, приближает лицо вплотную к стеклу, прикрывается от света ладонями. Он ничего не видит за окнами. Хочет обойти дом, но там нет прохода. Видит на земле лежащую колоду. Напрягаясь, подтаскивает ее к окну. Становится на колоду. Смотрит внутрь через стекло. Несколько раз бьет ладонями по стеклу. Отходит на несколько шагов от дома, набирает полные легкие воздуха и громко кричит. Кричит еще раз.

Резко открывается дверь и на крыльце появляется тот самый ВЕРЗИЛА. Оглядывается по сторонам. Увидев ШАТРОВА, он быстро сбегает по ступенькам вниз, хватает лежащую на земле палку и бросается на него. ШАТРОВ успевает отскочить в сторону и уклонится от удара.

     ШАТРОВ
     Ты что, с ума сошел? Не смей этого делать!

     ВЕРЗИЛА гонится за ним, стараясь нанести точный удар. ШАТРОВ только успевает пригибаться и уворачиватьсь. Несколько раз палка проезжает по его спине. ШАТРОВ спотыкается о валяющуюся под ногами лопату, удерживается на ногах и поднимает ее. С помощью лопаты он отражает удары. ВЕРЗИЛА с бешеной скоростью вращает над головой палкой так, что в воздухе образовывается зыбкий круг.

     ВЕРЗИЛА
     А ну, пошел вон! Ты меня понял? Пошел вон отсюда!
     Чтоб я тебя здесь больше никогда не видел! Кому я
     сказал! Ты что, меня не слышишь? Пошел вон, сволочь!
     Ненавижу!
     ШАТРОВ
     Остановись! Что я тебе плохого сделал? Остановись на
     секунду. Я же должен хоть знать, в чем ты меня   
     обвиняешь? Ответь! За что ты хочешь убить меня?
     ВЕРЗИЛА
     Ты мне за все ответишь! Ты мог сделать, но не захотел
     сделать! Ты мог спасти, но не спас!

Внезапно ВЕРЗИЛА опускает руки и умолкает. Наступает полная тишина, долгая тишина, в которую постепенно начинает проникать тихий скрип. ШАТРОВ оглядывается.

В доме приоткрывается дверь и на крыльцо выходит САША ВОСТРЕОВА. Она задерживается на секунду и начинает медленно спускаться по ступенькам вниз, придерживаясь рукой за перила. Она одета в ту же серую холщевую одежду. В ее облике произошли большие перемены. Волосы теперь стали совершенно седыми, взгляд отрешенный. Следом за ней появляется ПАЛ ПАЛЫЧ. Его голову покрывает белый пух. От его полного тела осталась ровно половина, серая одежда из мешковины на нем свободно болтается. Передвигается он неуверенной походкой. Взгляд обращен в пустоту.

ШАТРОВ держит СТАРШУЮ ВОСТРЕЦОВУ за руку.

     ШАТРОВ
     Ну и дела. Что здесь происходит? Людей хотят
     заставить отказаться от собственного «я» и
     существовать по чужим, кем-то придуманным законам. 
     Сектанты какие-то. Стопроцентные сектанты. Ну и дурак
     же ты Пал Палыч. Какого черта тебя потянуло сюда
     ехать? Говорили же тебе, пойдем, отдохнем, послушаем
     музыку.

САША ВОСТРЕЦОВА и ПАЛ ПАЛЫЧ медленно уходят по улице.

     СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА
     А ведь ты так ничего и не понял. Ты готов идти с
     нами?
     ШАТРОВ
     Зачем? Чтобы стать куклой в чужих руках? Тайна, за
     которой ты гонишься, никогда не раскроется и навсегда
     останется тайной. И тот, кто отправился ее искать,
     обратной дороги уже не найдет. 
     СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА
     Отпусти мою руку.

ШАТРОВ разжимает пальцы. СТАРШАЯ ВОСТРЕЦОВА, осторожно ступая, следует за ПАЛ ПАЛЫЧЕМ и САШЕЙ ВОСТРЕЦОВОЙ.

ШАТРОВ некоторое время смотрит им в след, потом поворачивается и идет быстрым шагом в противоположную сторону. Он несколько раз оборачивается.

Из переулка выезжает желтое такси и останавливается, перегораживая ШАТРОВУ путь. ШАТРОВ дергает ручку двери и садится на переднее сидение.

ИНТ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ

     ШАТРОВ
     Поехали.
     ТАКСИСТ
     Куда будем ехать?
     ШАТРОВ
     Поехали отсюда.
     ТАКСИСТ
     Оплата по тарифу.
     ШАТРОВ
     Да, я в курсе дела.

НАТ. СОВРЕМЕННАЯ СКОРОСТНАЯ ТРАССА, ПО НЕЙ МЧАТСЯ МАШИНЫ.

ИНТ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ. ЗА ОКНОМ ТА ЖЕ ТРАССА

     ТАКСИСТ
     Ну, как, хорошо погуляли?
     ШАТРОВ
     Хорошо погуляли? Не то слово. От души повеселились.
     ТАКСИСТ
     А друга своего ты, где забыл?
     ШАТРОВ
     Он с девушками остался. Ему с ними понравилось.


Рецензии